10 операторов, поддержка «Яндекса» и дети: в России сняли классное документальное кино про хоккей

    Фильм «Уральское дерби» получил фестивальное признание
    Для мальчишек из детской школы челябинского «Трактора» (на фото) противостояние с «Металлургом» из соседнего Магнитогорска — самое принципиальное /Стая.док

    На фестивале документального кино «Россия», который прошел в Екатеринбурге в начале октября, Гран-при получил фильм «Уральское дерби». Пять дней спустя ему же досталась награда за лучшую режиссуру на XX Международном фестивале спортивного кино Krasnogoski-2022. 

    Фильм Арсения Кайдацкого и Юлии Серьгиной рассказывает о противостоянии челябинского «Трактора» и магнитогорского «Металлурга» через истории болельщиков, юных хоккеистов, звезд НХЛ и тех, у кого карьера в хоккее не сложилась. Первый полноценный проект студии «Стая.док», созданной в 2018 г. тремя выпускниками мастерской Сергея Мирошниченко во ВГИКе, снят в партнерстве с «Кинопоиском». Сооснователь студии и продюсер «Уральского дерби» Андрей Ананин рассказал «Ведомости. Спорту», как авторам удалось заинтересовать крупную стриминговую платформу и сколько стоит полнометражное документальное кино о хоккее. 

    Про замысел

    Идея фильма возникла у режиссеров нашей студии — Арсения Кайдацкого и Юлии Серьгиной. Педагог ВГИКа Ангелина Голикова рассказала им про хоккейное противостояние «Трактора» и «Металлурга», Челябинска и Магнитогорска. Это стало толчком для творческого поиска. При этом ни я, ни ребята хоккейными фанатами не являемся. Из нас только Арсений имеет отдаленное отношение к хоккею — в детстве сходил на три-четыре тренировки. Но и этот скромный опыт дал ему внутреннее разрешение называть себя хоккеистом, что очень помогало в общении с героями по ходу съемок.

    После первой ознакомительной экспедиции в регион стало понятно, что раскрыть тему можно через юных хоккеистов. Со временем отдельные детали концепции не раз менялись — для документального кино это нормально, но костяк истории остался. 

    50 человек работали над документальным фильмом «Уральское дерби» /Стая.док

    Про героев

    При выборе героя для документального фильма учитывается много разных факторов. Нужна сильная внутренняя история и харизма. Часть эмоциональности героя съедает камера — и очень важно, чтобы на экране осталось достаточно, ведь нам нужно заинтересовать потенциального зрителя, для которого тема может быть не близкой.

    На фильме работал продюсер Александр Балашов, хоккейный фанат, сам из Челябинска. Он стал нашим проводником по уральскому хоккею. Очень помогал и организационно, и содержательно.

    Мы узнали, что у одного мальчика родители делают ставку на хоккейную карьеру — даже перевезли его из Тюмени в Магнитогорск, а у другого — наоборот, воспринимают хоккей как хобби. И это противопоставление добавило фильму драматизма.

    Про команду

    Всего над фильмом работали около 50 человек, если не больше. Такая солидная команда для нас — прецедент. На каждом этапе включались целые группы специалистов. Например, звукорежиссерский цех во главе с Никитой Ганькиным. 

    К работе над фильмом мы привлекли 10 операторов, что тоже нетрадиционно для документального кино. Но нам было важно не формально снять игру, а передать ощущение происходящего в реальном времени. И само дерби мы снимали в 8–10 камер. Подключали всех, кого могли. И местных ребят звали.

    Но основной костяк фильма сделали два оператора. Снимали около трех месяцев, жили между двух городов. 

    На съемках «Уральского дерби» было задействовано сразу 10 операторов /Стая.док

    Про финансирование

    В документальном кино единой схемы финансирования нет. Сейчас происходят подвижки, чтобы унифицировать процесс, но в 2019 г., когда родилась идея фильма, мы настраивались на поэтапный поиск средств. Узнали про питчинг дебютантов в рамках фестиваля «Предчувствие» в Челябинске и представили свой проект. Одним из условий конкурса была связь темы с регионом — в этом смысле мы попали на 100%. И в итоге получили грант от питчинга и от губернатора. В целом около 900 000 руб. Это нам позволило начать съемочный процесс. 

    Новые возможности для документалистов создали стриминговые платформы. На одном мероприятии мы познакомились с продюсером «Кинопоиска» Викторией Цюрупой. Показали трейлер, и платформа заинтересовалась нашим проектом, хотя мы были начинающими авторами, в резюме которых только студенческие работы. 

    Но «Кинопоиск», как и мы, увидел в фильме потенциал. Популярная в России тема хоккея, плюс противостояние, плюс звезды — это могло привлечь внимание массового зрителя. 

    Про взаимоотношения с заказчиком

    Появление такого крупного партнера, как «Яндекс.Студия» (продюсерский центр, который занимается производством контента для «Кинопоиска». — «Ведомости. Спорт»), конечно, облегчило работу над фильмом. Нам не пришлось больше подаваться на гранты, устраивать краудфандинг и т. п. 

    Взаимодействие с «Кинопоиском» было очень мягким. Обе стороны были заинтересованы в том, чтобы получилось хорошее кино. Платформам нужен качественный продукт — у нас те же цели. Никаких прямых KPI не было. Деньги немаленькие, поэтому все заинтересованы в их максимально эффективном использовании.

    Споры бывали, но это нормально. Главное, что не было диктата с какой-то одной стороны — режиссера, продюсера или инвестора.

    Про бюджет

    На момент работы над фильмом это был самый дорогой проект нашей студии. Общий бюджет — в пределах 8–10 млн руб.

    Большая часть ушла на постпродакшн. Очень непросто было обеспечить изображение качественным звуком. Во время хоккейного матча оператор находится в 10 м или даже дальше от происходящего, снимает на оптику 800 мм, поэтому для адекватной передачи звука нужно много дополнительной работы. 

    Самое сложное в работе документалиста — наладить контакт с героями /Стая.док

    Про трудности 

    Мы впервые работали такой большой командой, поэтому была сложная логистика. Какие-то съемки проходили в Москве, основные — между Челябинском и Магнитогорском. 

    Случались и инциденты на съемочной площадке: коптер падал, ребята на машине один раз перевернулись. 

    Но главная сложность в работе документалиста — найти контакт с героями. Создать такую атмосферу, чтобы человек — непрофессионал — чувствовал себя комфортно, готов был открыться, допустить нас на свою территорию.

    Еще одна проблема — завершить процесс. Документальное кино настолько живая материя, что можно снимать бесконечно. Постоянно открываются новые возможности. Если бы не необходимость собирать конечный продукт, ребята наверняка продолжали бы снимать. 

    В итоге у нас получилось полнометражное кино на 88 минут. Хотя на питчинг в Челябинске, еще не зная деталей, мы подавали формат до часа. Но после первой же экспедиции стало ясно, что это большая история. Рассматривали даже сериальное повествование, но быстро остановились на полнометражном формате. 

    Про ориентиры и тренды

    Для нас «Уральское дерби» — история не совсем про хоккей. Спорт здесь всего лишь площадка для реализации темы противостояния — с самим собой, с обстоятельствами. Мы старались создать эпос рыцарской битвы. 

    Кроме того, у нас были технические ориентиры по качеству показа игры. Тут нам очень помог опыт нашего мастера во ВГИКе Сергея Мирошниченко — у него есть фильм «Кольца мира» про Сочи-2014, где очень крутая операторская работа. 

    Last Dance я посмотрел после того, как мы закончили фильм, а про Sunderland ‘Til I Die мы даже не слышали. Но у нас нет задачи следовать каким-то, пусть даже классным, трендам. Мы хотим с помощью качественного документального кино рассказывать истории, интересные нам самим. Но, наверное, стриминговые площадки анализируют тренды и, учитывая их, выбирают идеи. 

    Мы хотим сделать еще один проект про хоккей, но переговоры с потенциальным заказчиком продолжаются — пока не знаю, будет он реализован или нет.