«Хорошие художники не рисуют спорт». Как на семи Олимпиадах XX века соревновались в искусствах

    150+ медалей, 73-летний чемпион и композитор Стравинский в жюри
    Золотая медаль конкурса искусств в категории «архитектура» Олимпиады-1936 досталась немцу Вернеру Марху – за проект олимпийского стадиона в Берлине /Wikimedia

    Идея возродить Олимпийские игры пришла французу Пьеру де Кубертену в конце XIX в., когда археологи во время раскопок в Олимпии обнаружили останки спортивных сооружений, где в античности проводили соревнования. Кубертен считал, что Олимпиады повысят популярность спорта, но, будучи сыном художника, мечтал «воссоединить узами законного брака давно разведенную пару – мускул и разум». И предложил включить в олимпийскую программу не только спортивные, но и творческие дисциплины. Поначалу идея совместить объективное и субъективное не нашла понимания у других членов Международного олимпийского комитета (МОК). Но в 1906 г. на очередной сессии организации Кубертен, тогдашний президент МОК, все же убедил коллег добавить в календарь Игр конкурс искусств, ссылаясь на античную традицию не только Олимпийских, но и Пифийских игр в честь бога Аполлона. В течение недели в древнегреческих Дельфах на площади устраивались театрально-музыкальные состязания, а на стадионе – спортивные.  

    О спорт! Ты – мир!  

    Изначально Кубертен планировал включить конкурс искусств в программу Игр в 1908 г., которые должны были пройти в Италии. Но из-за внутренних политических проблем и извержения Везувия страна отказалась принять Олимпиаду, МОК экстренно пришлось искать новых хозяев для соревнований. В 1906 г. согласился Лондон – за полтора года организаторам нужно было подготовить спортивную инфраструктуру, до искусств дело не дошло. Зато были составлены регламенты, которые использовали четыре года спустя в Швеции. 

    По ходу подготовки к Играм-1912 Шведский олимпийский комитет обратился за советом и помощью к местным художественным организациям и получил большое количество отрицательных отзывов об идее проведения творческого конкурса. По мнению Шведской королевской академии, визуальные дисциплины были слишком ограничены требованиями МОК – прославлять спорт и олимпийское движение. Другие художественные организации кроме проблемы объективной оценки художественных произведений указали на необходимость больших расходов на проведение подобных «соревнований» (оборудование, павильоны). В итоге за пять месяцев до старта Игр шведский оргкомитет отказался от инициативы Кубертена, передав МОК 5000 франков на случай, если там самостоятельно захотят организовать конкурс искусств.  

    Барон де Кубертен взял заботу о конкурсе на себя. На его домашний адрес были присланы конкурсные работы 33 участников в пяти дисциплинах: архитектура, живопись, скульптура, музыка и литература. Победителей Кубертен выбирал лично: их произведения были выставлены для публики во время проведения соревнований, а золотые медали отправлены по почте.  

    Первыми олимпийскими чемпионами в архитектуре стали швейцарцы Альфонс Лаверрьер и Эжен Моно. Еще в 1911 г. их проект «Олимпия на правом берегу озера Женева» – целая спортивная экосистема с аренами, ресторанами, отелями и музеем – победил в инициированном Кубертеном конкурсе «Современная Олимпия». На Играх-1912 Лаверрьер и Моно представили часть своего основного проекта – «План строительства современного стадиона», за что и получили золотые медали.  

    Среди отправивших свои работы на конкурс скульпторов были сын русского эмигранта Паоло Трубецкой, который в 1900 г. на парижской Всемирной выставке разделил Гран-при со знаменитым Огюстом Роденом, и Рембрандт Бугатти, брат основателя автомобильной компании, знаменитый своими скульптурами животных, которые в XXI в. уходят с аукционов за $1–3 млн. Но никто из них медали не получил. Для Кубертена идеал совмещения спорта и искусства воплотил американский конкурсант Уолтер Уайнэнс, который на Играх 1908 и 1912 гг. завоевал золото и серебро в стрельбе по подвижным мишеням (силуэтам оленей в натуральную величину) и добавил к ним золото за скульптурное изображение запряженного рысака.  

    Уолтер Уайнэнс /Wikimedia

    Но одного из чемпионов конкурса искусств 1912 г. отметили особенно: в официальном отчете об Играх была целиком напечатана «Ода спорту». Представившись двумя псевдонимами – Жорж Хород и Мартин Эшбах, в литературном состязании принял участие сам Пьер де Кубертен. В свои строки он вложил основные принципы олимпийского спорта.  

    Сила французского искусства 

    Настоящий прорыв в конкурсе искусств произошел на Играх-1924 в Париже: 189 конкурсантов из 24 стран представили 283 работы во всех категориях, но лишь 158 из них были одобрены жюри как соответствующие теме прославления спорта и допущены к оценке.  

    В отличие от шведов французские деятели искусств с охотой взялись помочь местному олимпийскому комитету в экспертной организации конкурса. Они видели в этом проекте возможность открыть новые таланты. А, к примеру, скульпторы считали конкурс отличным шансом создать новую, современную эстетику тела, переключив внимание публики с античных образцов.  

    Французские организаторы составили четкие требования к конкурсным работам и разослали их для публикации в газеты стран – участниц Олимпиады. Это позволило собрать большое количество произведений, которые за несколько недель до открытия Игр были выставлены в Большом дворце (в 2024 г. там пройдут соревнования по фехтованию и тхэквондо). В отличие от Олимпиады-1912, где всю ответственность за выбор лучших взял на себя Кубертен, в Париже каждую дисциплину оценивало свое профессиональное жюри численностью около 30 человек. Так, одним из арбитров музыкального конкурса был выдающийся композитор Игорь Стравинский, эмигрировавший из России в 1914 г. Среди художественных произведений также были представлены скульптуры и картины трех российских авторов, представителей эмиграции, но в конкурсную программу они не попали.  

    Всего на проведение конкурса искусств в рамках Олимпиады-1924 было затрачено 626 594 франка. Так как изначальный общий бюджет в 30 млн франков по ходу подготовки сократили до 6 млн, были урезаны многие статьи расходов, в том числе и на проведение творческого конкурса. Но был организован сбор дополнительных средств, что позволило увеличить смету конкурса искусств на 100 000 франков.  

    Художники не рисуют спорт 

    На Играх-1928 в Амстердаме на творческий конкурс представили уже 1150 работ. Этот успех Кубертен застал уже не как действующий руководитель МОК, а в роли почетного президента. Большую часть произведений, которые по особому распоряжению правительства были освобождены от ввозных пошлин, представили на специальной выставке. Ее посетило 10 000 человек. Крупные скульптуры разместили по периметру главного олимпийского стадиона: за его проект архитектор Ян Вилс выиграл золото в своей категории.  

    В 1928 г. основные категории были поделены на виды. Например, в рисовании победителей выбирали отдельно в живописи, «иных графических произведениях», куда вошли постеры и работы по дереву, а также акварельных и карандашных рисунках, где победу одержал единственный обладатель двух золотых медалей конкурса искусств Жан Якоби. В итоге было разыграно уже 11 комплектов наград.  

    В Лос-Анджелесе, на Играх-1932, желание провести конкурс искусств на высоком уровне побудило организаторов утвердить статью расходов одной из первых и начать подготовку за три года до открытия Олимпиады. Это позволило собрать почти 400 000 посетителей в стенах Лос-Анджелесского музея истории, науки и искусства во время проведения выставки.  

    Несмотря на высокую посещаемость, в американских газетах звучала критика в отношении качества работ. «Либо хорошие художники не рисуют спорт, либо олимпийские комитеты не знают искусства», – писали в обзорах The New York Times.  

    В Берлине в 1936 г. тоже отнеслись к творческому конкурсу очень серьезно. Специальная секция оргкомитета координировала весь процесс: было отобрано жюри, разосланы оповещения всем странам – участницам спортивной программы, проведена рекламная кампания выставки. В итоге ее посетило более 70 000 человек. Впервые особое внимание было уделено музыке: композиции призеров и победителей, а также Олимпийский гимн Рихарда Штрауса прозвучали на специальном олимпийском концерте под открытым небом, послушать который собралось 20 000 человек.  

    На открытии художественной выставки министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс озвучил мысль, которая в 1912 г. так пугала шведских организаторов: «Действительно великие художественные достижения возможны только тогда, когда творцам доверяют определенно сформулированные заказы». К слову, прямо на выставке 70 олимпийских работ были выкуплены коллекционерами, а деньги за них переведены художникам.  

    Профессионалам тут не место 

    На первой после Второй мировой войны Олимпиаде 1948 г. в Лондоне прошел последний в истории Игр конкурс искусств. Год спустя на конгрессе МОК вовсю обсуждали, что большинство участников творческих соревнований зарабатывают на своей «олимпийской» деятельности, что противоречило правилу Игр – Олимпиады для любителей, а не для профессионалов. И хотя профи начали допускать к олимпийским турнирам после того, как МОК в 1980 г. возглавил испанец Хуан Антонио Самаранч, уже в 1954 г. было принято решение все-таки заменить конкурс искусств на обычные художественные выставки в рамках Олимпиад, без определения и награждения призеров. По словам тогдашнего президента МОК Эвери Брендеджа, поводом для такого вердикта стало не только отсутствие объективности в оценке конкурсных работ, но и слишком преклонный возраст участников. В 1948 г. 73-летний художник Джон Копли из Великобритании выиграл серебро с гравюрой «Игроки в поло», став самым возрастным призером Олимпиад в истории.  

    С тех пор в уставе Олимпийских игр появилось требование к оргкомитетам – организовывать в рамках Игр культурную программу. Более 150 медалей, врученных за семь Олимпиад с 1912 по 1948 г. мастерам искусств, были исключены из общего подсчета, так как МОК перестал считать творческий конкурс частью соревновательной программы Игр. 

    Другие материалы в сюжете