WADA выделит $500 000 на борьбу с генным допингом. Спортсмен из России уже отбывал наказание за такое нарушение

В деле был замешан Григорий Родченков, тот самый, который рассказал про проблемы Сочи-2014
    Генный допинг беспокоит WADA с начала 2000-х /ТАСС/ Валерий Шарифулин

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) открыло прием заявок на научно-исследовательские проекты по обнаружению генного допинга. Предполагаемый объем инвестиций – порядка $500 000. Разместить свое предложение можно до 31 марта на специальной платформе – WADA Grants

Про генный допинг всерьез заговорили еще в начале 2000-х. Тогда эксперты WADA опасались, что в спорте начнется неконтролируемое использование генной терапии, изначально предназначенной для лечения тяжелых наследственных (и не только) заболеваний. Давно известно, что искусственно регулируя активность генов, кодирующих белки, например, можно придать организму исключительную физическую силу и выносливость.

Немецкий тренер по легкой атлетике Томас Шпрингштайн, который «прославился» тем, что годами заставлял своих учеников (в том числе – несовершеннолетних) принимать запрещенные вещества, начал экспериментировать с препаратами, разработанными для генной терапии еще в 2003 г. Он использовал репоксиген, который планировали применять для генной терапии анемии. Вещество позволяло организму самостоятельно стимулировать процесс выработки эритроцитов, благодаря тому что содержало специальный ген. Это помогало многократно улучшать снабжение тканей кислородом, а, значит, повышать выносливость.

По сути, такой же эффект достигается в случае приема давно запрещенного в спорте гормона – эритропоэтина (ЭПО). Правда, гормон постепенно выводится из организма, а ген отключить просто так нельзя. И это очень опасно для здоровья. Репоксиген так и остался только перспективной разработкой – исследования показали, что после его применения нужно регулярно пускать или разжижать кровь. Кроме того, сильно увеличивался риск возникновения тромбозов, а, значит, инфарктов и инсультов.

В последние годы самым перспективным направлением допинг-индустрии стало не внедрение в организм чужеродных генов, а модификация собственных. Добиться этого помогают определенные препараты. Один из первых известен под рабочим названием GW1516. Это модулятор активности гена, который играет ключевую роль в расщеплении жиров и в трансформации мышечных волокон второго типа (взрывных, но не очень выносливых) в мышечные волокна первого типа (медленные и выносливые). По сути, препарат перестраивает работу человеческих генов. Он запрещен WADA с 2009 г. А первым в истории, кто был дисквалифицирован за его употребление, оказался российский конькобежец Сергей Лисин в 2012 г.

Исследованием его проб занималась московская антидопинговая лаборатория, которую тогда возглавлял Григорий Родченков, главный информатор WADA по делу о российском допинге.

Лисин отбыл дисквалификацию, но с обвинениями так и не согласился.

«Когда я приехал на вскрытие пробы «Б», при осмотре контейнера заметил в нем красную стружку, – рассказывал спортсмен в одном из интервью. – Мы составили документ о том, что обнаружены такие следы, а, значит, проба нарушена. Там могло быть все. Могли пробу подменить на «грязную». Пробы вообще могли быть «чистыми» – просто заявили, что хотели, а потом свели цифры. А еще я сильно подозреваю, что там было не мое ДНК. Касательно меня никакой проверки ДНК не проводилось. Еще в 2012 г. я требовал этого от РУСАДА, но они мне отказали. Вообще тогда РУСАДА вело себя очень нагло: они отказывали во всем, в любых независимых тестах, в проверке ДНК, просто катком прокатились – и два года».

При этом Лисин подчеркивал, что достать GW1516 в России в то время было крайне сложно, но в московской лаборатории как раз проводили исследования субстанции с разрешения WADA.

Еще одно направление в генной инженерии, которое может сильно заинтересовать людей из спорта, – опыты с миостатином. Этот гормон регулирует работу мышц. Когда человек тренируется, миостатина мало. Когда нагрузка на мышцу уменьшается, количество миостатина увеличивается, и он вызывает снижение мышечной массы, до тех пор, пока она в покое. Когда снова начинаются тренировки, миостатин снижается, и мышцы приходят в тонус.

«Если миостатин убрать, то сдерживтаь прирост мышечной массы будет нечему, – объясняла шеф-редактору «Ведомости. Спорта» руководитель лаборатории эндокринологии кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Ольга Смирнова. – Изначально это открытие важно не столько для спорта, сколько для восстановления после заболеваний, которые характеризуются мышечной атрофией. Но это всегда так работало: то, что годится для медицины, легко превращается в допинг. Если лечат, будут и калечить.

Как избавиться от миостатина? Можно вводить антитела, которые с ним связываются и мешают ему действовать. Или выбивать соответствующий ген. Причем молекулярная биология ушла настолько далеко вперед, что можно делать это точечно, в строго определенных мышцах, уже у взрослого человека».

В генетических манипуляциях в какой-то момент заподозрили и одного из самых титулованных биатлонистов мира Мартена Фуркада. Дело в том, что у него в ДНК была обнаружена мутация гена, который отвечает за метаболизм железа. В его случае это приводит к естественному улучшению параметров крови – она может переносить больше кислорода.

Мартену пришлось доказывать, что мутация – врожденная. И даже выступать перед специальной комиссией французского Сената. »Мутация только приближает меня к верхней границе стандарта, установленного WADA, – рассказывал Фуркад. – Но ведь превышение физиологических норм – это и есть один из главных признаков великих спортсменов».