«Диплом не решающий аргумент в пользу кандидата». Где и как готовят управленцев для спорта

    Десятки вузов России предлагают курсы спортивного менеджмента, а работодатель ищет практиков
    В РМОУ с лекциями приезжают топ-менеджеры российского спорта – например, глава ОКР Станислав Поздняков /РМОУ

    Бывшие и действующие

    Администрирование, управление, право, стратегический менеджмент – стандартный набор программ для многих отечественных вузов. В Российском международном олимпийском университете (РМОУ) в названиях курсов обязательно фигурирует слово «спорт» или его производное.

    Открытию РМОУ в 2009 г. предшествовало подписание меморандума с Международным олимпийским комитетом (МОК). Спортивное образование существовало задолго до появления РМОУ, но это первый в мире вуз, созданный при содействии МОК. Сейчас в главном здании в Сочи и в московском филиале получают магистерскую степень или повышают квалификацию будущие и нынешние сотрудники спортивных организаций.

    «Мы не классический университет, а бизнес-школа и реализуем программы дополнительной профессиональной подготовки, – объясняет в интервью «Ведомости. Спорту» ректор РМОУ Лев Белоусов. – Мы учим специалистов в соответствии с потребностями мировой и российской индустрии спорта. Наши главные преимущества – гибкость, оперативность и возможность выбора лучших преподавателей. Мы анализируем современное состояние отрасли в мире, чтобы отвечать на новые вызовы. Так, в результате сотрудничества с РУСАДА появились программы по антидопингу».

    В РМОУ работают как преподаватели классических университетов, так и практики из сферы спортивного менеджмента и маркетинга. Например, с лекциями приезжали министр спорта Олег Матыцин, вице-премьер по спорту Дмитрий Чернышенко, глава ОКР Станислав Поздняков, фигурист Алексей Ягудин и многие другие.

    В июне 2023 г. РМОУ перейдет важный символический рубеж – магистерский диплом или сертификат о прохождении краткосрочного курса получит десятитысячный выпускник. Многие из них в прошлом спортсмены, потому что, по словам Белоусова, одна из миссий университета – помочь в адаптации бывшим атлетам. «Мы даем им удочку, чтобы они ловили рыбу», – говорит ректор. Спрос на удочки тоже есть: за последние два-три года конкурс на длинные (от двух семестров) программы вырос в 2,5 раза. 

    Разные подходы

    Образование в сфере спортивного менеджмента можно получить не только в РМОУ, но и в десятках других учебных заведений России. Например, программу «Менеджмент в игровых видах спорта» предлагает московская бизнес-школа RMA. Для студентов читают лекции менеджеры российских клубов, лиг и федераций, а также спортивные юристы, маркетологи, медиаспециалисты и представители других профессий. В Высшей школе экономики действует магистерская программа «Спортивный менеджмент, маркетинг и право», а в университете «Синергия» – целый факультет «Индустрия спорта», где учится 1800 человек.

    Заведующий кафедрой спортивного менеджмента Университета «Синергия», д.э.н., профессор, первый вице-президент Национального фитнес-сообщества Владимир Леднев /Факультет индустрии спорта «Синергия»

    «Спортивный менеджмент в России – относительно новое образовательное направление, – отмечает в беседе с «Ведомости. Спортом» Владимир Леднев, вице-президент университета «Синергия» и заведующий кафедрой спортивного менеджмента. – Но спрос на таких специалистов в стране уже сформировался».

    По словам Леднева, изначально программы его вуза были более универсальными. Выпускник «Синергии» мог пойти работать в любую спортивную организацию и занять там практически любую должность. Теперь же обучение больше учитывает будущую специализацию выпускника. В РМОУ по-прежнему придерживаются универсального подхода.

    «Нам часто задают вопрос: а можно у вас стать управленцем, допустим, в конном спорте? – рассказывает Белоусов. – Но мы даем такой объем знаний и навыков, который позволяет человеку реализоваться в любой сфере спортивной индустрии. Наш выпускник – универсальный менеджер».

    Другие ракурсы

    В отечественном спорте работают выпускники не только российских, но и зарубежных вузов. Например, медиадиректор РФС Егор Крецан – выпускник Колумбийского университета в Нью-Йорке. Он учился в США три семестра и получил степень магистра по спортивному менеджменту. В Штатах он практиковался в New York Road Runners (компания организует забеги, в том числе знаменитый Нью-Йоркский марафон) и американском офисе «Баварии».

    «Я выбирал программу по рейтингу Sports Business International и нескромно остановился на топ-3: Колумбийский, Университет Огайо в Кливленде и программа FIFA Masters, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Крецан. – Нью-Йорк выглядел более интересным направлением. Я, конечно, слышал про Олимпийский университет в Сочи, школу RMA и программу Высшей школы экономики, но хотел поучиться не в России, потому что российского образования у меня уже было достаточно».

    Колумбийский университет предполагает гибкую схему образования. Помимо обязательных фундаментальных предметов программа предлагает спектр специализированных курсов – от футбольной аналитики до глубоких маркетинговых стратегий. Крецан уверен, что между российскими и иностранными вузами катастрофической пропасти нет. Главное различие – это сфера и география применения полученных знаний. «Американские программы – ключик к американской же индустрии и частично к международной. Надо отдавать себе отчет, что с дипломом RMA попасть на работу в зарубежный офис будет куда сложнее», – считает Крецан.

    За перспективой отправилась за границу и Елена Окаемова, работавшая в России радиоведущей. Она закончила программу Football Industries Университета Ливерпуля и теперь работает на американскую компанию Hudl, занимающуюся видеоаналитикой в спорте. По ее словам, образование за границей – это возможность получить знания от топ-профессионалов индустрии.

    «Абсолютное большинство наших преподавателей – это специалисты с мировым именем, – рассказывает Окаемова в интервью «Ведомости. Спорту». – Например, футбольным финансам нас обучал Киран Магуайр, который часто выступает на BBC и Sky Sports. К тому же каждую пятницу к нам приходили спикеры из индустрии: CEO, маркетологи, юристы и агенты. Самые большие киты из мира футбола давали очень много воды и выступали в основном с вдохновляющими речами. Кто-то просто продавал бренд, а вот, скажем, директор «Брайтона» говорил откровенно и с деталями».

    В Университете Ливерпуля много групповой работы, подчеркивает Окаемова, так что студенты учатся не только у преподавателей, но и друг у друга. «В моей группе был парень из Deloitte, – вспоминает она. – У него такие скилы по созданию презентаций, которые мало кому снились».

    На иностранный опыт поглядывают в «Синергии». Леднев следит за зарубежными спортивными программами, и некоторые ему нравятся, особенно итальянские и швейцарские. Тем не менее он подчеркивает, что в «Синергии» оригинальная система обучения со сложившейся методикой. А Белоусов считает, что это зарубежные программы используют опыт РМОУ.

    Где практичнее

    Российский спорт заслуженно упрекают в том, что он не умеет зарабатывать. Возможно, отчасти сказывается дефицит специалистов, которые не только понимали бы специфику спорта, но и разбирались в бизнес-процессах. За рубежом стараются готовить именно таких.

    «У нас были модули по глобальному бизнесу, а другие фокусировались на бизнесе в футболе, – говорит Окаемова. – Например, был модуль Finance, где тебя учат вести бухгалтерский учет в Excel. Ты должен знать, как составляются финансовые документы, и уметь их читать и анализировать».

    Проблему дефицита знаний в сфере управления и бизнеса признают и в РМОУ. Хотя, по словам ректора, в Олимпийском университете бизнес-дисциплины тоже преподают. «Спортивный менеджер – это прежде всего менеджер. Он должен сделать объект безубыточным, поэтому обязан знать законы экономики и рынка», – говорит Белоусов.

    Семинар Камила Гаджиева в Университете «Синергия» /Центр спортивного менеджмента МФПУ «Синергия»

    Отработать полученные знания можно на стажировках. В РМОУ все слушатели долгосрочных программ проходят практику на объектах сочинской Олимпиады. Кроме того, многие поступают в университет уже будучи сотрудниками федераций, клубов и прочих спортивных организаций, поэтому темы выпускных работ связаны с профессиональной деятельностью студентов.

    «Когда я в нулевых был студентом журфака, практиканты в основном отбывали в редакциях номер ради зачета, – рассказывает Крецан. – В Штатах это выглядело иначе: там для работодателя стажер такой же сотрудник, проходящий через все те же самые процедуры отбора. Работы на него наваливают еще больше, и ничего плохого в этом, по-моему, нет».

    Университет Ливерпуля предлагает комбинированный подход. По окончании программы студент либо пишет диплом (фактически – диссертацию), либо берется за проект для одной из компаний. Для этого вуз подбирает фирму, которая заинтересована в консалтинговых услугах.

    «В течение трех-четырех месяцев вы вместе выявляете проблему и находите решение, – рассказывает Окаемова. – По этому кейсу нужно написать академическую работу и составить презентацию. Я готовила проект для The Anfield Wrap. Эта компания делает подкасты про «Ливерпуль», выпуская их по подписке. Они хотели узнать, как им увеличить число подписчиков, прежде всего среди женщин. Как раз тогда случилась пандемия, и у них началась стагнация». 

    Открываем двери

    Практика может помочь в трудоустройстве. За рубежом отработана схема, когда компании находят новых сотрудников через программу университетских стажировок, но никаких гарантий вуз не дает.

    «Тебе там никто ничего не обещает, – говорит Окаемова. – Наоборот, рассказывают, насколько это конкурентный рынок, что очень многие мечтают работать в футболе и готовы поступиться зарплатными ожиданиями. Скорее тебя даже отговаривают этим заниматься».

    Университет Ливерпуля помогает с работой по-другому – через нетворкинг. При вузе есть отдел выпускников с базой данных по всем студентам прошлых лет. Туда можно обратиться за контактами для трудоустройства. К тому же диплом Университета Ливерпуля высоко котируется в Европе, а программа Football Industries известна и за пределами Британии.

    Колумбийский университет тоже дает не только диплом, но и полезные связи, считает Крецан.

    «Если ты там учился, то знаешь каких-то людей оттуда, прошел большой бюрократический квест, нашел деньги, – продолжает он. – Этого достаточно, чтобы американский работодатель поставил тебе небольшой плюсик. Но это еще не выход в финал. В России то же самое. После возвращения из Америки я встретился с человеком, который тогда занимался хантингом в сфере спортивного управления. Я спросил, повысилась ли моя стоимость на рынке после окончания Колумбийского, и он сказал, что только по факту диплома – точно нет. Надо еще что-то прикладывать. Диплом не решающий аргумент в пользу того, чтобы нанять кандидата».

    Никаких гарантий не дают и российские вузы. В «Синергии» подчеркивают, что почти все работодатели хотят получить готовых менеджеров с опытом, так что в университете рекомендуют пробиваться через стажировки и волонтерство. «Нашим партнерам не надо рассказывать, что наши выпускники хороши, – комментирует Леднев. – Факультет направляет на практику студентов, но дальше они сами должны доказать работодателям, чего они стоят».

    В РМОУ утверждают, что подавляющее большинство выпускников университета находят себя в спортивной и околоспортивной индустрии. Белоусов напоминает, что технический директор Ассоциации национальных олимпийских комитетов Африки Обакенга Нгвигва, замминистра культуры и спорта Казахстана Серик Жарасбаев, вице-премьер правительства Калининградской области Наталья Ищенко, вице-президент Паралимпийского комитета России Иван Потехин, исполнительный директор Фонда Ночной хоккейной лиги Алексей Патраков, директор олимпийского стадиона «Фишт» Вениамин Богомолов являются выпускниками РМОУ.