«Формула-1» не вернется в ЮАР. Боссам чемпионата не нравится, что правительство страны сотрудничает с Россией

    В Йоханнесбурге к подписанию контракта были готовы год назад
    Трасса «Кьялами» в Южной Африке регулярно принимала гонки «Формулы-1» с 1967 по 1993 гг. /GPLibrary / Universal Images Group via Getty Images

    «Формула-1» остановила переговоры по поводу возвращения в календарь Гран-при ЮАР. Об этом сообщает одно из самых авторитетных изданий в мире автоспорта – RacingNews365. Его инсайдеры утверждают, что руководство «королевских гонок» отказалось от идеи возрождения африканского этапа по политическим причинам. Представителей «Формулы-1» смущает тесное сотрудничество Южной Африки с Россией, в том числе – с учетом ситуации вокруг Украины. Страны являются членами БРИКС. Кроме того, власти США не раз обвиняли ЮАР в поставках оружия российской стороне. 

    Важно понимать, что в Южной Африке все было готово к подписанию контракта с «Формулой-1» еще в прошлом году. И такое развитие сюжета не выглядело фантастическим, особенно с учетом богатого опыта местных организаторов. Трасса «Кьялами» близ Йоханнесбурга была открыта в 1961 г. и с перерывами принимала гонки с 1967 по 1993 гг. В 2021 г. местные власти объявили, что хотят вернуться в игру и готовы к солидным промоутерским взносам. Но у правительства ЮАР не сразу получилось договориться с владельцем трассы – ему могли заплатить $500 000, а он хотел получить $2 млн и полный контроль над организацией уикэнда. 

    Год назад ситуацию удалось разрешить, оставалось только немного перестроить трассу. Тогда контракт не подписали, но президент и исполнительный директор «Формулы-1» Стефано Доменикали несколько раз прилетал в ЮАР даже в течение этого года.    

    Все это послужило мощным поводом для разговоров о том, что африканский этап должен заменить Гран-при Бельгии. Долгосрочный контракт на проведение гонок в Спа действовал до конца 2022 г. Но местные организаторы договорились с руководством «Формулы-1», что проведут гонку и в 2023 г. (она запланирована на последний уикэнд июля). При этом за бельгийским этапом давно закрепилась репутация проблемного. 

    Во-первых, местная трасса долгое время оставалась одной из самых сложных. Все – из-за легендарных поворотов «Красная вода» и «Радийон». Боссы «Формулы-1» окончательно признали их опасными для гонок после аварии, в которой погиб молодой французский гонщик Антуан Юбер. Все случилось в 2019 г. По ходу заезда «Формулы-2» болид француза выбросило из «Радийона», он не смог сохранить над ним контроль и врезался в отбойник. От удара Юбера отбросило на асфальт, где в него на полном ходу врезался другой гонщик – Хуан Мануэль Корреа. Юбер погиб на месте. Ему было 22 года. Корреа получил тяжелейшие переломы обеих ног. На снимках из больницы было видно, что у него не осталось ни одной целой кости. В итоге он перенес более 25-ти операций, но постепенно набирает форму – в этом сезоне гоняет в «Формуле-2».

    Еще один удар по репутации местных организаторов нанес скандальный заезд в 2021 г. Тогда из-за дождя пилоты преодолели только два круга за сейфти-каром. Промоутеры сначала пообещали болельщикам вернуть деньги, но потом отказались от своих слов. А в качестве моральной компенсации предложили бесплатную подписку на F1 TV и участие в розыгрыше билетов на 2022 г. В лотерее приняли участие всего 170 человек из более чем 70 000, которые мокли на трибунах в 2021-м.    

    Чтобы сохранить прописку в «Формуле-1», в Бельгии готовы на многое, в том числе – на глобальную реконструкцию трассы. В 2020 г. работы оценили в 80 млн евро. Первый этап был завершен к лету 2022-го. Главные изменения коснулись тех самых поворотов. Кроме того, удалось расширить пространство между барьерами, перестроить трибуны и уложить новый асфальт. Эти обновления обошлись в 25 млн евро. 

    При условии, что ЮАР выбывает из борьбы, а боссы «Формулы-1» точно не планируют сокращать количество гонок (скорее – наоборот), велики шансы, что усилия бельгийцев окажутся не напрасны.