Bridgestone против Pirelli: кто будет поставлять шины для «Формулы-1»

    Намечается реальная борьба
    Японская компания Bridgestone всерьез нацелилась на возвращение в «Формулу-1» /Jakub Porzycki/NurPhoto via Getty Images

    В марте этого года Международная автомобильная федерация (FIA) объявила о тендере для шинных поставщиков. Срок действия нового контракта – три сезона, начиная с 2025 г. с возможностью продления еще на год. Уже более десяти лет в «Формуле-1» и гонках поддержки («Формуле-2 и «Формуле-3») монополия - все болиды «обувала» итальянская компания Pirelli. В 2011 г. Pirelli сменили Bridgestone и с тех пор все тендеры были скорее формальностью, чем соревнованием. 

    Сейчас обе компании – Pirelli и Bridgestone – представили FIA свои коммерческие предложения. По различным оценками, они составляют от $50 млн до $100 млн. В эту сумму включены расходы на маркетинг и спонсорство. Изучение всех документов может занять несколько месяцев, а после FIA и «Формула-1» примут совместное решение – и компания-победитель приступит к разработке шин на 2025 г. 

    Что может предложить Bridgestone  

    О заявке потенциального соперника Pirelli известно немногое. По информации британских медиа, тендерная документация Bridgestone «впечатляет». Инсайдеры же утверждают, что благодаря их шинам гонщики смогут атаковать сильнее и дольше. Некоторые участники пелотона активно поддерживают идею о новом поставщике. ВВС Sport пишет, что Льюис Хэмилтон (пилот «Мерседес», семикратный чемпион мира) и Фернандо Алонсо (пилот «Астон Мартин», двукратный чемпион мира) уже публично одобрили шины Bridgestone, потому что в прошлом те позволяли не беспокоиться о перегреве. 

    У Bridgestone богатая гоночная история – в «Ф-1» они появились в 1997 г. и продержались в ней вплоть до 2010 г. В то время от поставщиков резины зависело очень многое, и часто именно их работа становилась причиной побед и поражений гонщиков и команд.  

    Например, на второй год в «Формуле-1» Bridgestone навязали настоящую борьбу компании Goodyear, которая доминировала более 10 лет. Именно Bridgestone в 1998 г. помогли обыграть Микке Хаккинену из «Макларен» еще двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера – в финальной гонке сезона шины Goodyear, на которых выступал немец, подвели его. После аварии соперников гонка оказалась усыпана обломками, Михаэль проехал по ним и одна из покрышек взорвалась, а немец потерял титул.  

    Михаэль Шумахер после одного из самых обидных поражений в 1998 г. /John Marsh/EMPICS via Getty Images

    После, в 2000-2006 гг., началась «война» между Bridgestone и Michelin, в которой преимущественно выигрывали японцы – только два последних чемпионата остались не за ними. Еще пять чемпионатов Михаэль Шумахер взял именно на шинах Bridgestone. Сейчас они занимаются поставкой шин американской серии IndyCar. Вероятно, причиной их интереса может быть стремительное развитие «Формулы-1» в США и возможность еще более масштабного продвижения своей продукции на западном рынке. 

    Непобедимые итальянцы 

    Единственный соперник Pirelli, о котором было известно прошлый раз - корейская компания Hankook, которая занимается поставкой для «Формулы-Е». Но на 2021 г. было запланировано кардинальное изменение – переход с триннадцатидюймовых шин на восемнадцатидюймовые. Такое решение FIA обосновала необходимым «повышением зрелищности гонок». На самом деле, это был еще один способ борьбы с перегревом шин. В Pirelli также отмечали, что такой переход упростит внедрение инновационных технологий «Ф-1» в шины для обычных машин. Но в любом случае необходимость разработки двух типов шин была крайне невыгодной для потенциальных новичков. Помимо этого, боссы FIA побоялись доверять такой важный этап развития компании, которая никогда не участвовала в «Формуле» – и победа в тендере 2020 г. без особых проблем досталась Pirelli.  

    Сейчас все не так просто. Марио Изола, глава гоночного подразделения Pirelli, обеспокоен происходящем. Основная причина – повышенные требования FIA. Их большая часть связана с устойчивостью будущей компании, со способностью поставлять шины с определенными характеристиками и количеством инженеров, которые будут над ними работать. Несмотря на огромный опыт, в Pirelli отмечали, что им «пришлось довольно много поработать, чтобы получить все необходимые документы», которые подтвердили бы надежность их кандидатуры. 

    Что хотят от шин в FIA 

    На первый взгляд, задача на 2025-й и последующие годы выглядит не такой трудной – официально конструкция шин меняться не будет. Но в 2026 г. вступит в силу новый регламент и серьезные изменения претерпит конструкция самих болидов, а значит, потребуются новые шины. Помимо этого, их придется подгонять под ожидания команд и организаторов и помечать специальными электронными метками для облегчения сбора данных – это заявлено уже сейчас. FIA ожидает получить широкий диапазон шин с разными характеристиками. Особый упор будет сделан на минимальный износ и перегрев покрышек.

    Правда, по мнению Michelin, требования очень противоречивы. Представители компании утверждают, что на деле для увеличения зрелищности боссы «Формулы-1» просят создавать менее прочные шины. «Они говорят, что для шоу необходимы шины, которые саморазрушаются», – упоминал исполнительный директор Флоран Менего. Именно это стало поводом для категорического отказа от участия в тендере со стороны Michelin, которые, например, создают покрышки для серии MotoGP (чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам). 

    Выбор будущего поставщика шин будет основываться на рассмотрении FIA технических и спортивных аспектов шин, а также актуальности коммерческих предложений. В Pirelli рассчитывают, что многолетнее сотрудничество поможет им остаться в гоночной серии, так как они являются не только партнерами, но и спонсорами чемпионата. По информации из открытых источников, контракт с «Ф-1» оценивается в $30 млн в год. «За эти 13 лет мы всегда старались сделать все возможное, чтобы выполнить запросы, которые у нас были в разные годы», – говорил Марио Изола. Он отдельно подчеркивал то, как в Pirelli адаптировались под требования FIA по износостойкости шин, а также то, как активно действовали в сфере маркетинга. 

    Отягчающее обстоятельство

    Положение Pirelli осложняет внедрение очередной разработки. Совсем скоро состоятся завершающие тесты их новых шин-сликов - сессии пройдут после этапа Гран-при в Сильверстоуне. Руководство «Формулы-1» должно решить, откажутся ли они от термочехлов в 2024 г. Пока отзывы на новые покрышки не очень лестные – пилот «Мерседес» Джордж Рассел после тестов в середине июня заявил, что на таких шинах «будет много аварий» и что они нуждаются в сильной доработке. Мик Шумахер, запасной пилот «Мерседес» и вовсе сравнил их с резиной «Формулы-2». В Pirelli оправдываются тем, что гонщики просто не привыкли к таким условиям и им лишь нужно будет сменить стиль вождения и методы прогрева шин. Согласятся ли с такими условиями команды, неизвестно. Но пока даже «промежуточные» покрышки, работающих без грелок, ввели позже, чем планировали в Pirelli. Случилось это только на восьмом этапе в Канаде – и все из-за последовательных отказов команд в прошлом сезоне. 

    Недовольство шинами Pirelli со стороны команд заключается в маленьком температурном диапазоне работы. Если гонщик перегревает резину, то она начинают скользить и терять сцепление с асфальтом. На это жаловались многие пилоты, в том числе Фернандо Алонсо из «Астон Мартин» – он указывал, что в борьбе шины очень быстро становятся неуправляемыми из-за слишком высокой температуры. Об этом говорили еще в 2018 г., когда Валтери Боттас («Мерседес») упустил победу в Сочи из-за «пузырения» покрышек от перегрева у своего напарника Льюиса Хэмилтона – команде пришлось экстренно менять тактику. «Особенно сложно делать это [контролировать температуру шин] на трассах с высокой нагрузкой на резину, где жаркая погода – иногда кажется, что просто ведешь машину по дороге, а не атакуешь на максимуме», – говорил Боттас. Но проблема остается и сегодня – многие команды (в их числе «Феррари» и «Мерседес») страдают от невозможности атаковать на трассе из-за расхода резины.