В НБА растет результативность игроков, 60+ очков за матч становится нормой

    В лиге делают ставку на атаку, а лучшие баскетболисты поколения стремятся обновить рекорды предшественников
    Лука Дончич в одном из матчей сезона 2023/24 набрал за «Даллас» 73 очка /EPA

    В середине регулярного чемпионата Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) сезона 2022/23 издание The Athletic опубликовало материал под заголовком «Взрыв результативности в НБА». В нем говорилось, что в среднем каждая из команд набирает в «регулярке» 114 очков на 100 владений мячом, что является самым высоким показателем в истории лиги. Отмечалась и возросшая результативность некоторых баскетболистов. Например, атакующего защитника «Кливленда» Донована Митчелла, который набрал 71 очко в матче против «Чикаго Буллз». 

    Спустя год журналистам этого же СМИ пришлось вновь писать текст на аналогичную тему, в соцсетях подводку к нему начали со слов «Простите, это вынужденный копипаст». Дело в том, что и в сезоне 2023/24 НБА не снижает обороты. Например, в январе-феврале 2024-го список игроков лиги, которые несколько раз за карьеру набирали за одну игру 60+ очков, увеличился с 6 до 10 человек. К Уилту Чемберлену, Элджину Бэйлору, Кобе Брайанту, Майклу Джордану, Джеймсу Хардену и Дэмиану Лилларду присоединились Карл-Энтони Таунс (62 очка за «Миннесоту» в игре с «Шарлотт»), Лука Дончич (73 очка за «Даллас» в матче с «Атлантой»), Девин Букер (62 очка за «Финикс» против «Индианы») и Стеф Карри (60 очков за «Голден Стейт» в поединке с «Атлантой»). 

    «Ведомости. Спорт» выяснил, почему в НБА показатель в 60+ очков стал нормой. 

    Ветер перемен

    Важный нюанс: результативность в НБА начала расти не в последние два-три года, а еще в прошлом десятилетии. В 2018-м в The Washington Post вышло исследование спортивного журналиста Кевина Пелтона, который пришел к нескольким выводам: 1) по сравнению с началом 2000-х скорости в НБА выросли почти в пять раз 2) баскетболисты стали на 80% чаще бросать с дальних дистанций.

    Опрошенные Пелтоном тренеры говорили, что начали уделять броскам из-за дуги до 40% времени на тренировочной сессии. Свое решение они объяснили довольно просто: игроки стали значительно быстрее оказываться под кольцом при потере мяча, в связи с чем забить с ближнего расстояния становится труднее. Увлекшись дальними бросками, и нападающие, и защитники начали записывать в свой актив значительно больше очков. 

    Пелтон также выяснил еще одну любопытную деталь. Из-за того, что игра ускорилась и свободных зон на паркете стало гораздо меньше, наставники команд позволяют не добегать в защиту лидерам. Поблажки начали давать ради того, чтобы после очередного ввода мяча в игру они поскорее оказывались в атаке на пространстве и забивали. Тренеры отдельно отмечали снижение качества позиционных атак, которые де-факто свелись к одной задаче: поскорее вывести кого-то на дальний бросок. 

    Почуяли ветер перемен и агенты. Некоторые из них на условиях анонимности сообщили Пелтону, что в контрактах игроков на 40% чаще стали прописываться различные бонусы за результативность и отдельной строкой – бонусы за попадание с трехочковой дистанции. Подобный подход одобряли далеко не все агенты, учитывая, что среди их клиентов по-прежнему достаточно классических центров с совершенно другими преимуществами и задачами на площадке. 

    «Но все же эпоха 120-килограммовых прямолинейных великанов окончательно уходит, – сказал «Ведомости. Спорту» баскетбольный аналитик ESPN Джордж Спенсер. – Результативность растет закономерно, в НБА стало больше универсальных игроков, способных выполнять любую работу и быстро мыслить, быстро забивать с разных дистанций».

    Шоу и психология

    Осенью 2023-го в соцсетях широко разошелся пост банкира из Кливленда, который смотрел баскетбол после работы под колу и бургеры. Он написал, что на две минуты игрового времени приходилась пятиминутка рекламы, из-за чего в конце трансляции даже толком не был понятен победитель – быстро началась затяжная коммерческая вставка. В комментариях люди писали, что НБА превратилась в сплошное шоу без защиты, где главное – привлечь как можно больше рекламодателей. 

    В октябре 2023-го консалтинговая компания IEG представила отчет, где говорилось, что доходы НБА от спонсорских соглашений в сезоне 2022/23 составили рекордные $1,66 млрд. При расчетах учитывались сделки с участием самой лиги, всех ее 30 команд, а также приобретение прав на название арен. Всего было заключено порядка 1500 таких контрактов. Сделки со спонсорами в НБА стабильно превышают $1 млрд начиная с сезона 2017/18. Тогда они составили $1,12 млрд. В сезоне 2018/19 лига заработала на спонсорах почти $1,3 млрд, в сезоне 2019/20 – $1,39 млрд, в сезоне 2020/21 – $1,46 млрд, а в сезоне 2021/22 – $1,6 млрд.  

    В исследовании консалтингового бюро SponsorUnited от мая 2023-го выделялись главные факторы привлекательности НБА для рекламодателей. Один из них – желание лиги развиваться за пределами Северной Америки. В сезоне 2022/23 лига открыла 37 магазинов с атрибутикой в 12 странах мира. Фан-шопы теперь есть в таких крупных городах, как Париж, Берлин, Мельбурн, Йоханнесбург, Абу-Даби и Манила.

    Наибольшую активность среди спонсоров проявили Coca-Cola, Toyota, блокчейн-платформа Socios.com и телекоммуникационная компания Verizon. Каждый из них заключил свыше 20 сделок. «И гиганты вроде Coca-Cola или Verizon точно не будут платить за баскетбол, в котором за четверть две команды забивают 15-20 очков, – отмечает Спенсер. – Функционеры НБА прекрасно понимают, что делать шоу максимально выгодно: рекорды переписываются, выручка растет. Появление внутрисезонного турнира как раз укладывается в эту концепцию. Вы же не думаете, что игроки просто хотели побольше времени провести друг с другом?»

    Спенсер считает, что у постепенного превращении НБА в шоу есть один существенный недостаток. «Все дело в матчах на уровне национальных команд. Сборная США вкатывается в них неторопливо, словно ожидая очередной рекламной паузы. Мы это увидели на последнем чемпионате мира. Я уже говорил это, но повторюсь: на Олимпиаде с участием всех сильнейших США пройдет максимум до полуфинала. Европейцы грызут паркет: у них много желания, но есть проблемы с деньгами». 

    К слову, президент Федерации баскетбола победителя ЧМ – сборной Германии – рассказывал, что команда ежегодно недополучает 250 000 евро. Все дело в том, что местная автоматизированная система PotAS, которая анализирует шансы каждой спортивной федерации Германии привезти медаль с чемпионата мира, не котирует баскетболистов высоко. А от рейтинга PotAS как раз и зависит распределение денег.

    Еще одна важная причина повышения результативности в НБА кроется в психологии. «В лиге стала слишком большая концентрация талантов, находящихся в постоянном соперничестве. К примеру, Йокич, Дончич и Адетокунбо – это плюс-минус один возрастной диапазон, они наверняка имеют желание постоянно бороться за статус лучшего игрока поколения, – сказал «Ведомости. Спорту» Константин Завьялов, тренер по физической подготовке одного из клубов российской Суперлиги. – И забить больше конкурента – одна из первостепенных задач. Ради этого они готовы бегать и бросать до бесконечности».