Сергей Колесников: «Задачи по окупаемости у «Гонки чемпионов» нет»
Инициатор шоу-турнира биатлонистов и лыжников о зрителях, расходах и БольшуновеЗа время отстранения от международных стартов в российском спорте придумали несколько форматов на стыке соревнования и шоу: чемпионат по прыжкам в фигурном катании, гимнастическая премьер-лига и т. д. Одним из самых успешных спортивно-развлекательных проектов стала «Технониколь. Гонка чемпионов», в которой участвуют смешанные команды из лыжников и биатлонистов. Первое мероприятие в январе 2025 г. два дня собирало аншлаги на рязанском стадионе «Алмаз», второе пройдет 3–4 января 2026 г. – к нему вместимость трибун увеличат почти на 50%. О зрителях, участниках и призовых гонки-2026 «Ведомости. Спорт» расспросил идеолога и инвестора проекта Сергея Колесникова (№57 в списке российского Forbes 2025 г., $2,4 млрд), совладельца компании «Технониколь» и увлеченного биатлониста.
– Зрители были в восторге: трибуны полные, погода прекрасная, настроение позитивное. Мы предполагали, что гонка вызовет интерес, но реальность превзошла наши ожидания. Было даже несколько сотен «зайцев», которым не удалось купить билет, – люди стояли вдоль трассы за забором. Губернатор Павел Малков тоже высоко оценил соревнования, обещал поддерживать наш проект и впредь. И спортсменам гонка зашла. По атмосфере гонку сравнивали с этапами Кубка мира: многие соскучились по публике и масштабу – а тут несколько тысяч человек на трибунах.
У меня большие планы по развитию стадиона. Озвучивать их пока не стану, но появились они благодаря «Гонке чемпионов». Можно сказать, что я и сам от нее заряжаюсь. Надеюсь, «Гонка чемпионов» станет такой же традицией, как Рождественская (шоу-турнир биатлонистов, проходит в конце декабря на футбольном стадионе в Гельзенкирхене. – «Ведомости. Спорт») в Европе.
– Профессионалы на 80% выражают свой фидбек в виде списка необходимых улучшений. У них меньше эмоций, более деловой подход: «вот это хорошо, а вот это лучше бы еще сделать». Они нам после гонки составили список замечаний, по которому мы двигались в течение года. В частности, тянули новое оптоволокно для стабильного WiFi вдоль всей трассы, чтобы на любой позиции, которую оператор сочтет выгодной, им можно было пользоваться. Весь список озвучивать не буду, но необходимые средства Благотворительным фондом Колесникова, который финансирует стадион и Федерацию биатлона Рязанской области, были выделены.
– Мы заметили, что лыжники бегут с очень высокой средней скоростью – порядка 30 км/ч. В подъем на дабл-пулинге (отталкивание только руками, без участия ног. – «Ведомости. Спорт») взбираются так, будто не замечают горы. Это значит, что воздушные мешки создают большое преимущество для бегущих непосредственно за лидером. Понятно, что лыжники, если соберутся в пелотон, отрывов не сделают. Поэтому в 2026 г. первые два этапа пробегут биатлонисты – у них за счет разного времени и точности стрельбы наверняка получится разорвать пелотон на несколько групп. Это сделает гонку интереснее.
Теперь по организации. Возможно, в прошлый раз мы недооценили уровень интереса к гонке, но подобное мероприятие проходило на «Алмазе» впервые. С полученным опытом мы многое скорректируем. Например, для телефур и участников будет отдельный въезд – это разгрузит основной. Для комфорта зрителей, особенно семей с детьми, монтируем большой обогреваемый шатер на 500 кв. м и теплые стационарные туалеты. Пока их будет 18.
Но какие-то жалобы зрителей мне сложно понять. К примеру, у нас рядом с «Алмазом» – на расстоянии 500–800 м в зависимости от трибуны – есть автостоянка на 1000 автомобилей. Расположить ее ближе просто невозможно – не строить же многоуровневую парковку под стадионом! В Антерсельве, где проходит этап Кубка мира по биатлону, от стоянки до входа на стадион 7–8 км. И ни у кого это не вызывает раздражения. Даже на футбольном стадионе нужно закладывать минимум 20 минут на то, чтобы попасть на свое место. И требования по безопасности к зрителю на биатлоне такие же, как на футболе. Бутылки, термосы на трибуну пронести не разрешат.
– Да, в прошлый раз были организованы шатлы из Рязани – за это отвечали местные власти, с которыми мы очень активно взаимодействуем. В этот раз город запустит дополнительные рейсы автобуса, регулярно курсирующего из Рязани по Солотчинскому шоссе.
– За два дня мероприятие посетили около 14 000 человек, это без учета детей до шести лет, а у нас порядка 20% проданных билетов подразумевали формат «взрослый + ребенок». В первый день загрузка была порядка 80%. На второй реализовали все 6400 мест. Причем часть зрителей покупали билеты на месте – и они уже к полудню закончились.
– Думаю, продажи на месте все равно останутся. При подготовке к гонке мы проанализировали, как люди планируют новогодние праздники, и с удивлением узнали, что пик активности – за две-три недели до их начала.
– Вырастет: на этот раз будет не две, а три трибуны – общей вместимостью 9296 мест. И уже сейчас у нас продано порядка 40% билетов. Цены повышать не стали. Есть три категории билетов средней стоимостью 930 руб. и абонементы с экономией в 15% от базовой цены однодневного билета.
– Да, обсуждали такой вариант, но нам нужно максимально беречь снежный покров, чтобы его не вытаптывали, и заботиться о безопасности гостей и участников. Зрителей вдоль трассы сложнее контролировать. Сам был свидетелем на «Гонке Легкова», как пожилая женщина оказалась на трассе и ее чуть не смяли бегущие спортсмены. Со всех сторон ей кричали уйти, а она никак не могла понять, что нужно сделать. В последний момент буквально за руку вывели. Чтобы такие ситуации не возникали, нужно или ограничивать зрителей у трассы, или увеличивать количество волонтеров.
– Мы работаем над этим. Пушки эффективны при температуре от -5° C, а морозы у нас теперь редки. Нужна другая технология. Нашли поставщика оборудования, которое делает снег при любой погоде, в том числе плюсовой. Оно используется, к примеру, на горнолыжных локациях в Норвегии и Швеции. К ближайшей гонке, наверное, не успеем поставить, а к следующей, надеюсь, получится.
– Более 90% зрителей – из 12 регионов, 42% – Рязань и область. Остальные – в основном соседние области, откуда несложно добраться на машине или прямым поездом. Хотя были зрители и из Ханты-Мансийска. Первые билеты раскупили фанаты биатлона, а в целом наша аудитория оказалась больше женской – 58%. По возрасту равномерное распределение: 35–44 – основной массив, семьи с детьми; 23% – 45–50+. Но удивило, что зрителей 55+ было порядка 17%.
– В этом проекте деньги для нас далеко не на первом месте. Никаких задач по окупаемости тут не было, нет и, наверное, не будет. Максимум, что покрывает билетная выручка, – это 20% затрат. Да, мы не хотим делать бесплатное шоу, наш основной заработок – это билеты, а их вполне адекватная цена отражает лишь осознанность выбора посетителя гонки.
Наша основная задача – провести мероприятие качественно, чтобы все участники – от спортсмена до зрителя – получили положительные эмоции. Тем более в этот раз Рязань получила статус новогодней столицы России, а «Гонка чемпионов» – одно из ключевых мероприятий праздничного периода.
– Я глубоко не верю в то, что в ближайшие 10 лет такие старты могут стать коммерчески окупаемыми. Но наша компания как спонсор получает другие бенефиты – имиджевые. В дни проведения гонки индекс лояльности аудитории к бренду «Технониколь» вырос на 9 процентных пунктов – это очень хороший показатель. Пожалуй, гонка – наша самая эффективная маркетинговая активность в году.
Но дело не только и не столько в маркетинге. Мы сейчас так часто фокусируемся на материальном, что иногда хочется отвлечься от этой плоскости жизни. Недавно заметил, что стал реже улыбаться. Как и многие. Потому что прилетают, как говорится, одни черные лебеди. Один вызов сменяется другим. Тут нужно быть либо буддистом, либо стоиком либо посещать какие-то праздничные мероприятия, чтобы чему-то радоваться. Кому-то нужен театр, цирк, музыка, а мне – да и не только мне – биатлон. Так что деньги здесь не главное.
– Не слишком сильно. На подготовку ушло порядка 60 млн. Призовой фонд остался прежним (в 2025-м было 12 млн руб. – «Ведомости. Спорт»), но мы взяли на себя еще и затраты спортсменов на НДФЛ. Возможно, в следующем году немножко увеличим.
– На 80% – да, но, думаю, уточняться будет до последнего. Например, Савелий Коростелев был изначально заявлен, но теперь он выступает на Кубке мира, готовится к Олимпиаде – и я очень удивлюсь, если увижу его в Рязани на Новый год.
– Я фанат Большунова и даже все его спорные инциденты отношу на счет бойцовского характера. Давно хочу увидеть Александра на «Алмазе». Лично наблюдал, как он бежал на этапе Кубка России в Тюмени, очень за него болел. Знаю, что он дал предварительное согласие, и надеюсь, что он прочитает это и приедет. Переговоры ведутся.
– Количество стартов растет. С начала января по середину марта все выходные заняты. Если появится новая корпоративная заявка, ее придется втискивать в будние дни.
Огромный приток лыжников. В новогодние каникулы до 3000–4000 человек в день. Из Москвы много людей приезжает. Даже на сборы – останавливаются в соседнем экопарке: катаются, проходят восстановительные процедуры и т. д.
– Оценить экономический эффект от гонки сложно, потому что новогодние праздники всегда востребованы в Рязани и области. Например, соседний со стадионом экопарк всегда в это время забронирован на 100%. Кроме того, внутренний туризм в целом растет на 15% в год. Это видно и по объему инвестиций в гостиничную и рекреационную инфраструктуру в нашем регионе. Как соинвестор экопарка могу сказать, что мы в 2025-м вложили 700 млн руб. В следующем планируем еще 800 млн. И за два года доведем количество мест в отеле до 700. Знаю, что в области планируется строительство крупного аквапарка на 4–5 млрд руб. Курорт «Окская жемчужина» тоже инвестирует сотни миллионов. Так что в целом мы понимаем, что позитивное влияние гонки на экономику есть, но точно его не просчитывали.
– Без их поддержки проведение таких мероприятий было бы невозможно. Они отвечают за логистику, за безопасность, предоставление бригад скорой помощи и т. д. Волонтеров нам тоже предоставляет область. В прошлый раз было порядка 100 человек, в этом, думаю, будет больше. Зависит от количества посетителей.
– Проект в силе. Финансирование нами выделено, но двигается дело медленнее, чем я ожидал, – с отставанием примерно в полгода. Процедуры общественных обсуждений и экспертиз, как оказалось, занимают очень много времени. Губернатор меня успокаивает – говорит: это нормально. Но проект вызвал огромный интерес разных групп горожан.
– Удалять будут сушняк и больные деревья, ведь любой парк надо чистить. Разумеется, предусмотрена посадка и новых деревьев.
– Мы закончили стадию проектирования и приступили к первому этапу работ, подрядчик уже на площадке. Надеюсь, что в следующем году будут заметны первые результаты. Проект разбит на пять этапов: первый планируем закончить в 2026–2027 гг., пятый – в 2028–2030 гг. Хотя, думаю, будем ускоряться. В этом году мы на восемь-девять месяцев застряли с прохождением экспертиз, подписанием огромного количества бумаг, ведь взаимодействовать приходится с шестью госорганизациями. Плюс общественники – им тоже нужно было уделить время и внимание.
– Нет, реконструкция будет продвигаться по зонам. Мне как инвестору очень хотелось бы завершить все максимально быстро, и я готов финансировать проект, но не все зависит от меня. Мы выбрали модель государственно-частного партнерства, а это повышает зависимость от многочисленных согласований/утверждений и т. п. Если бы это был частный парк, как у Сергея Галицкого в Краснодаре, это было бы быстрее.
Но для меня это новый опыт: я почти изнутри посмотрел, как работают чиновники, какому количеству законодательных актов – федеральных, местных – они подчиняются. В Рязани с ноября новый мэр – тоже нужно время, чтобы познакомиться с ним и командой, наладить взаимодействие.
– Был конкурс: шесть претендентов, затем осталось четыре. В приемке проектов участвовали в том числе представители администрации и мэрии. Выиграла компания М4, у которой много реализованных концептуальных проектов. Например, городской сад в Вышнем Волочке и т. д.
– Да, ситуация непростая, знаю, что федерации не получают денег с мая. И пока не приняты все необходимые для работы фонда подзаконные акты, движения средств не будет. И тут я вижу сразу несколько проблем для федераций. Во-первых, они привыкли к регулярным поступлениям от ЦО и строили работу, исходя из одного бюджета, а теперь получили в нем огромную дыру. Во-вторых, пока не до конца ясно, куда и как будут направляться деньги из фонда. А искать новые источники финансирования, чтобы покрыть возникший дефицит, сейчас непросто. В связи с высокой ключевой ставкой многие бизнесы находятся в сложном положении. По нашей компании мы видим, что прибыли сокращаются. Налоги растут, зарплаты тоже надо поднимать и т. д. Это объективные факторы. Как и то, что модель поведения людей меняется – они с осторожностью тратят деньги, что не способствует товарообороту.
Третья проблема – это растущий объем отчетности. В регионах уже жалуются, что на условные 100 руб. требуется заполнить столько бумаг, будто получили миллиард. Кто этим будет заниматься? Тренер детской школы за мизерную зарплату? Да он просто на сбор с детьми не поедет. А такими темпами детско-юношеский спорт будет развиваться только в богатых регионах, которые могут обеспечить финансирование сами.
В целом за последние 10 лет я замечаю такой тренд: количество распределяемых в спорте денег принципиально не увеличивается – инфляцию в расчет не берем, а число организаций/людей, которые отвечают за распределение, растет. А их тоже надо содержать. Платить сотрудникам зарплату. Получается, нецелевые расходы становятся больше, а конечным получателям – спортсменам, тренерам, школам – достается меньше. К тому же система, в которой появляется все больше инстанций, теряет гибкость.
– Да, запросы со всех сторон растут, вот только доходы за этим ростом не успевают.
– Да, на сезон 2025/26 контракт вырос в полтора раза.
– Мы продолжаем работать с Александром Логиновым, а другие кандидатуры не рассматриваем. У нас фокус на соревнованиях, массовом спорте, реконструкции парка. Даже действующие благотворительно-маркетинговые программы уже нелегко финансировать.