Член Международного союза биатлонистов обвинил россиян в разработке нового вида допинга

    По его словам, в России были уверены, что атлетов никогда не поймают на запрещенных веществах
    Яна Романова, Ольга Зайцева и Ольга Вилухина /Валерий Шарифулин / ТАСС

    Джим Каррабре, член исполкома Международного союза биатлонистов (IBU), в интервью норвежскому порталу VG процитировал беседу о применении допинга с неназванным представителем российского биатлона. Диалог состоялся до начала допингового скандала в российском спорте в 2015 г.

    «Я сказал ему (представителю российского биатлона — «Ведомости. Спорт»): похоже, вы применяете сильнодействующий допинг. Он улыбнулся и ответил: «Вы никогда не узнаете, чем мы занимаемся». Они так и заявили об этом! Шутка? Человек, о котором идет речь, был абсолютно серьезным. Они были полностью уверены, что их никогда не поймают», — заявил Каррабре.

    Как отметил функционер, многие представители IBU подозревали россиян в употреблении запрещенных препаратов, поскольку в анализах крови спортсменов были аномальные показатели, но допинг-пробы все время были чистыми. Каррабре сказал, что подобную нестыковку можно объяснить разработкой россиянами нового рецепта допинга, в частности эритропоэтина (ЭПО, данный препарат увеличивает выносливость — «Ведомости. Спорт»).

    Доклад независимой комиссии IBU

    28 января текущего года независимая комиссия IBU опубликовала отчет, в котором содержатся обвинения бывшего генерального секретаря организации Николь Реш в адрес экс-главы Союза биатлонистов России (СБР) Александра Тихонова. По словам функционера, «в период 2008-2009 гг.» Тихонов предлагал ей взятку в виде коробки драгоценностей для закрытия допинговых дел в отношении российских спортсменов. Речь о делах в отношении Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко. Тихонов опроверг данные обвинения.

    В этом же докладе приводятся доказательства коррупции бывшего руководства IBU во главе с Андерсом Бессебергом. Независимая комиссия пришла к выводу о его причастности к сокрытию допинг-проб российских спортсменов. Кроме того, Бессеберг был обвинен в том, что не стал отстранять от должности вице-президента IBU Александра Тихонова, хотя на того было заведено уголовное дело по подозрению в соучастии в подготовке покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Позже Тихонова признали виновным, но он был отпущен по амнистии.

    Бессеберг также не предпринял никаких действий после того, как бывший президент СБР Александр Кравцов пытался попасть в конгресс IBU с помощью подкупа голосов. Сам Бессеберг получал взятки от российской стороны в виде поездок на охоту и услуг проституток. Помимо этого, норвежец не отреагировал на доклады Ричарада Макларена и Дика Паунда о допинге в российском спорте и не перенес этап Кубка мира из Тюмени, несмотря на требования других членов IBU.

    Обвинения в применении допинга в адрес биатлонистов

    В ноябре 2013 г. в организме у лидера сборной Александра Логинова был обнаружен эритропоэтин. В ноябре 2014 г. Логинов был отстранен от соревнований. В июле 2015 г. IBU дисквалифицировал Логинова до ноября 2016 г. Все результаты спортсмена с ноября 2013 г. были аннулированы.

    По словам биатлониста, он применял препарат в связи с острым простатитом, однако так и не предоставил доказательств — даже не назвал конкретное лекарство, которым лечил заболевание. Логинов использовал препарат без разрешения врачей.

    В 2017 г. биатлонистки Ольга Зайцева, Ольга Вилухина и Яна Романова были пожизненно отстранены от участия в Олимпийских играх за нарушение антидопинговых правил. Их результаты на Играх в Сочи-2014 были аннулированы.

    24 сентября прошлого года Спортивный арбитражный суд (CAS) удовлетворил апелляции Вилухиной и Романовой на данное решение Международного олимпийского комитета (МОК). Вилухиной вернули серебряную медаль, завоеванную в спринтерской гонке в Сочи. При этом апелляция Зайцевой была удовлетворена лишь частично — с нее сняли пожизненный запрет на участие в олимпийских соревнованиях, но признали виновной в подмене анализов.

    Обвинения в адрес спортсменок были основаны на показаниях бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Он предоставлял письменные доказательства нарушений, но позже эксперты признали подписи на них поддельными. После сентябрьского решения CAS спортсменки отметили, что продолжат судебные разбирательства с Родченковым.