Российский офис PwC опубликовал исследование о влиянии пандемии на спорт

Индустрии предстоят серьезные изменения
Getty

Российское отделение крупнейшей международной аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало данные исследования о влиянии пандемии коронавируса на развитие спорта. Для материала были опрошены 780 представителей индустрии по всему миру из самых разных ее сфер – в том числе сотрудники спортивных федераций, медиа, агентств маркетинга, брендов, лиг, клубов, технологических и инвестиционных компаний.

Глобальный вывод исследования в том, что пандемия серьезно ударит по темпам роста индустрии. Если раньше средний годовой показатель составлял 8%, то прогноз респондентов на ближайшие годы говорит о снижении до 3,3% – почти треть из них и вовсе ожидает нулевого или даже отрицательного роста. В новых реалиях на первый план выйдет киберспорт, для развития которого появились благоприятные условия – при полном отсутствии оффлайн-турниров в период локдауна особенно популярными стали спортивные симуляторы, конкретно этот сегмент респонденты сочли самым перспективным во всей сфере. Традиционно сильные позиции у футбола и баскетбола – их потенциал остается стабильным.

/PwC

Говоря о готовности спортивной индустрии по сравнению с другими к сложившимся в пандемию условиям, более 55% опрошенных отметили, что сфера справляется хуже среднего, а 25,5% оценили готовность спорта к последствиям COVID-19 крайне плохо. Влияние коронавируса на проведение мероприятий встряхнула традиционно стабильный рынок – у большинства игроков просто не оказалось механизмов для смягчения удара.  

С другой стороны, эксперты отметили новые перспективы в способах дистрибуции контента. Рост популярности хайлайтов и других коротких форм прогнозируют более 90% опрошенных, большей востребованности медиа от команд и спортсменов ожидают 81,6% респондентов, документальные фильмы и другой оригинальный контент вырастет в спросе на 75,7%, считают эксперты. Приостановка мероприятий спровоцировала игроков рынка на формирование контент-стратегий без привязки к конкретным событиям.  

«В условиях пандемии все большее значение приобретает эффективное взаимодействие с аудиторией в цифровой среде, будь то реализация цифрового рекламного инвентаря или запуск киберспортивной команды. Цифровизация, до этого момента с разной степенью успешности набиравшая обороты в спортивных организациях, становится, пожалуй, одним из ключевых условий обеспечения устойчивости индустрии уже в ближайшие годы», – считает представитель PwC в России Олег Малышев.

С цифровой отраслью связаны основные перспективы сферы. Респонденты прогнозируют улучшение пользовательского опыта, создание и монетизацию цифрового инвентаря, появление новых способов упаковки и дистрибуции медиаправ. Отсутствие офлайн-мероприятий делает цифровой опыт болельщика приоритетным для лидеров индустрии, эксперты ожидают наибольший рост именно в этой сфере их деятельности. Препятствиями к развитию могут стать отсутствие инвестиций, доминирование IT-гигантов в дистрибуции контента и влияние текущей ситуации на здоровье и безопасность. Большинство опрошенных считают, что главным трендом спортивных трансляций станет рост вовлеченности зрителей.

/PwC

Наибольшие перспективы среди драйверов индустрии у сегмента ставок на спорт и фэнтези – они будут помогать сфере через спонсорские проекты и другое взаимодействие с правообладателями. Традиционные источники дохода спортивных организаций – лицензирование и мерчандайзинг, реклама, медиаправа – будут расти, но значительно медленнее, чем в предыдущие годы. Выручка с продажи билетов останется на прежнем уровне.

Говоря о прогнозах на полную адаптацию спорта, респонденты ожидают длительного восстановления до прежних показателей – пандемия вскрыла системные недостатки, справляться с которыми придется еще долго. Недополучка выручки турнирами и клубами, изменение сезонного календаря и другие факторы будут иметь серьезные последствия.