Загитова против Медведевой: как прошел новый турнир по фигурному катанию

    Кубок «Первого канала» собрал серьезных спонсоров и миллионы зрителей
    Команда Алины Загитовой «Красная машина» радуется победе в Кубке Первого канала по фигурному катанию /Сергей Савостьянов / ТАСС

    В сезоне 2020/21 фигуристы лишились нескольких важных международных стартов. Чтобы заполнить паузу в календаре, в России придумали шоу-турнир нового формата – и проект оказался успешным

    Мировое фигурное катание пока хуже многих других видов спорта справляется с пандемией. Отмена чемпионата мира весной 2020 г., когда коронакризис только разгонялся, была ожидаема и понятна. А вот к осени 2020 г. спорт уже располагал достаточным опытом проведения турниров в условиях пандемии, но Международный союз конькобежцев (ISU), управляющий фигурным катанием, отменил несколько крупных событий – финал Гран-при, чемпионат Европы, чемпионат мира среди юниоров и даже апрельский чемпионат по синхронному катанию. В международном календаре остался (пока?) только чемпионат мира – он должен пройти в конце марта в Стокгольме.

    Фигуристы, из-за пандемии досрочно завершившие прошлый сезон, снова остались без соревновательной практики. Из-за карантинных ограничений во многих странах было сложно провести даже внутренние турниры. В США устроили пару онлайн-соревнований: участники присылали организаторам видео своих прокатов.

    Россия вторую волну коронакризиса решила преодолеть без жесткого локдауна. Это позволило лигам и федерациям проводить привычные события и даже придумывать новые. Фигурному катанию особенно повезло. Его продвижением уже не первый год занимается «Первый канал» и помогает федерации с креативом. «Начиная с апреля – мая 2020 г. мы с федерацией разрабатывали разные сценарии сохранения фигурного катания в формате, интересном для спортсменов и телезрителей, – говорит директор дирекции спортивного вещания «Первого канала» Ольга Черносвитова. – Федерации нужно было обеспечить фигуристам соревнования, а нам жалко было терять наработанный за три года интерес аудитории к фигурному катанию. После пустого сезона возвращать зрителя к просмотру было бы архисложно». Так в эфире «Первого» появились трансляции с этапов Кубка России, с чемпионата России, а в ноябре, незадолго до официальной отмены чемпионата Европы, стали обсуждать идею нового турнира.

    ЗАГИТОВА ПРОТИВ МЕДВЕДЕВОЙ

    Для Кубка «Первого канала» выбрали командный формат. На стадии обсуждения он понравился спортсменам и тренерам. «Мы рассматривали десятки возможных идей, – комментирует Черносвитова. – Но после накала индивидуальных страстей на чемпионате России хотелось обеспечить фигуристам более спокойную атмосферу. Командный принцип идеально вписался в ситуацию».

    Генеральный директор Федерации фигурного катания России (ФФКР) Александр Коган добавляет: «У нас была задача поддержать соревновательную готовность спортсменов, а также смоделировать ситуацию командного турнира, что важно для Олимпиады».

    Капитанами команд, куда вошло по нескольку представителей всех дисциплин, стали олимпийская чемпионка 2018 г. Алина Загитова (сейчас – ведущая телешоу «Ледниковый период») и серебряный призер Игр-2018 Евгения Медведева (в сезоне 2020/21 не выступает из-за проблем со здоровьем). Организаторы утверждают, что не рассматривали это сочетание как актуальное противостояние, а просто выбрали самых узнаваемых и любимых фигуристок страны. Кроме того, обсуждался даже вариант собрать команду иностранных спортсменов, но сжатые сроки подготовки и карантинные ограничения не позволили реализовать идею. В итоге команда «Красная машина» Загитовой победила «Время первых» Медведевой и получила 5 млн руб. призовых, проигравшим досталось 3 млн руб. и приз зрительских симпатий в размере 1 млн руб.

    ЖЕНЩИНЫ ПРОТИВ МУЖЧИН

    Турнир уместили в три дня: 5 февраля – тренировки, прыжковый конкурс «женщины vs мужчины», жеребьевка, 6 февраля – короткие программы, 7 февраля – произвольные. И если антураж первого дня напоминал телешоу – мэтры в роли судей, архивная шестибалльная система оценок, – то основная программа выглядела абсолютно профессиональным турниром. И некоторые спортсмены показали едва ли не лучшие прокаты в сезоне.

    /Сергей Савостьянов / ТАСС

    Местом действия стал привычный для фигуристов «Мегаспорт» – там обычно проводят московский этап Гран-при. «Выбор площадки был связан прежде всего с доступностью, – объясняет Черносвитова. – Найти в московских дворцах свободную дату сложно даже в условиях пандемии: там постоянно что-то происходит. К тому же в «Мегаспорте» нам все знакомо с точки зрения организации показа».

    За спортивную составляющую турнира отвечала федерация – и в числе 32 участников оказались почти все сильнейшие фигуристы страны. Кроме того, ФФКР реализовывала билетную программу. Точных данных по посещаемости нет, но, по наблюдениям, прыжковое шоу с трибун посмотрело несколько тысяч человек, а два дня подряд «Мегаспорт», похоже, собирал максимально допустимую квоту зрителей в 50%. Учитывая вместимость зала (14 000 мест) и стоимость билета (от 800 до 2500 руб.), общую посещаемость можно оценить в 16 000 человек, а выручку – более чем в 25 млн руб. «Нет сомнений, что без коронавирусных ограничений был бы аншлаг, – комментирует Черносвитова. – И я впервые на фигурном катании видела, что заполнены ложи».

    ШОУ ПРОТИВ СПОРТА

    Поиском партнеров для мероприятия занимались оба организатора. В итоге турнир получил солидный пул спонсоров: «Ростелеком», Bosco, «Мир», «Лига ставок», «Чистая линия», Milka и Sanita. Компании мотивировали гарантированный эфир на «Первом» и популярность фигурного катания в целом. «В 2019 г. мы поддерживали ледовые шоу, но в период пандемии большинство из них отменились, – рассказывает Елена Эрман, менеджер по маркетингу категории «Шоколад» компании Mondelez International (бренд Milka). – В декабре 2020 г. мы стали партнерами чемпионата России. Интерес к мероприятию был настолько высок, что мы сразу сказали, что готовы продолжать сотрудничество. Идею командного турнира нам предложили в середине января, было мало времени «на подумать», но наше агентство сработало оперативно – и мы стали частью проекта. Полноценного медийного отчета по итогам пока нет, но, судя по общественному резонансу, думаю, мы получим цифры еще лучше, чем с чемпионата России».

    Стоимость спонсорского пакета организаторы и компании не раскрывают, но три маркетинговых эксперта, опрошенных «Ведомости. Спортом», называют диапазон в 7–10 млн руб. и считают эти траты адекватными. Эрман добавляет: «По опыту чемпионата России мы понимали, что это очень эффективная история – по сравнению с покупкой прямой рекламы на «Первом канале» примерно в 1,5 раза выгоднее».

    /Сергей Савостьянов / ТАСС

    ПРЫЖКИ ПРОТИВ ПРОКАТОВ

    Еще одним источником дохода для организаторов стала продажа трансляции. В Японии турнир показывал канал J Sport. «Им интересно российское фигурное катание, они покупали чемпионат России – за сопоставимые, кстати, деньги», – комментирует Черносвитова. Поиском других потенциальных вещателей не занимались – не было времени.

    На «Первом канале» турнир занял три вечерних прайм-тайма подряд. Прыжковое шоу показали в записи в подсокращенном варианте вечером в пятницу. И, согласно данным Mediascope, эта трансляция получила лучшие цифры в возрастной категории 18–54 по России: рейтинг – 2,4%, доля – 11,1%, а в категории «Россия, 4+» уступила только прокатам женщин. У московской аудитории 4+ три эфира с турнира (произвольные программы женщин и пар в воскресенье, а также прыжковое шоу) попали в топ-10 самых популярных передач недели. «Огромный сюрприз для нас, что столько зрителей смотрели турнир по прыжкам, – говорит Черносвитова. – И приятно, что удалось показать хороший результат вечером в воскресенье, когда на российском TV самая жестокая конкуренция».

    ДОХОДЫ ПРОТИВ РАСХОДОВ

    Бюджет турнира организаторы не раскрывают, но признают, что кроме призового фонда в 10 млн руб. пришлось серьезно потратиться на аренду, безопасность, трансляцию и т. д. «Мегаспорт» не самая современная и дорогая арена Москвы, но президент баскетбольного ЦСКА Андрей Ватутин в одном из интервью 2020 г. упоминал, что каждый матч на этой площадке обходится клубу в 5 млн руб.

    И все же Кубок «Первого канала» получился безубыточным, уверяет Черносвитова. «Учитывая интерес аудитории к фигурному катанию, мы понимали, что это привлечет спонсоров и позволит нам выйти как минимум в ноль, – говорит она. – Была задача не привлекать субсидии из бюджета канала или федерации – и мы с ней справились. Это абсолютно рыночный кейс. Уверена, что фигурное катание может быть коммерчески успешным. Просто надо иметь смелость делать что-то отличное от того, к чему все привыкли».

    Кубок «Первого канала» уже планируют сделать регулярным. Правда, найти ему место в календаре после пандемии будет гораздо сложнее. «Мы не ставим задачу застолбить за собой какую-то конкретную дату, – говорит Черносвитова. – Пандемия показала: жесткий календарь не догма. Главное – быть гибкими, отвечать актуальному запросу времени».