Боялась оставаться на катке без родителей и удивила Ирину Роднину. Истории из детства Саши Трусовой

    Такой ее точно никто не помнит
    Александра Трусова выиграла серебро на Олимпиаде /EPA

    Фигуристке Александре Трусовой всего 17, но в ее резюме уже значится несколько вечных достижений. Весной 2018 г. она стала первой девушкой, чисто исполнившей два четверных прыжка в одной программе. До Трусовой успешно выполнить даже один прыжок в четыре оборота удавалось только японке Мики Андо в начале нулевых.

    Осенью 2019 г. Трусова на разных турнирах удачно приземлила три, а затем и четыре четверных в произвольной программе (в короткой этот элемент пока запрещен). На старте нынешнего сезона, выступая на контрольных прокатах в Челябинске, Александра чисто сделала пять (!) прыжков в четыре оборота. Такое не часто случается даже в мужском катании, а в женском – никогда.

    Игры в Пекине стали первым официальным турниром, на котором удалось повторить трюк в соревновательном режиме. Отмечая олимпийское серебро Трусовой,

    «Ведомости. Спорт» вспоминает книгу «Девочка, победившая гравитацию».

    Еще в сентябре казалось, что Трусова забронировала себе место в олимпийской заявке, но затем спортсменка снялась с нескольких соревнований – вероятно, из-за проблем со здоровьем – и теперь путевку в Пекин ей придется отвоевывать на чемпионате России. На Игры смогут поехать только три фигуристки из России, которым к 1 июля 2021 г. исполнилось 15 лет.

    Анонсируя главный турнир зимы, «Ведомости. Спорт» вспоминает книгу «Девочка, победившая гравитацию». Биографический очерк об Александре Трусовой вышел в издательстве «Бомбора» в декабре 2020 г., а весной 2021 г. английская версия издания появилась в продаже на Amazon. О спортсменке рассказывают близкие и, конечно, она сама. Саша признается, что боится летать на самолетах; вспоминает, как родители подарили ей собаку за разученный двойной аксель; восхищается хореографом Людмилой Балашовой, которая заинтересовала ее балетом.

    «Ведомости. Спорт» выбрал для публикации историю тренера Ольги Шевцовой из рязанского Дворца спорта «Олимпийский» – в ее группу фигурного катания Трусовы привели свою старшую дочь Сашу. Шевцова разглядела в четырехлетней девочке будущую спортсменку, которая лучше других реализует на льду звучный слоган своего спонсора – «невозможное возможно».

    ***

    ... Думаю, для каждого тренера вырастить чемпиона, определить в толпе малышей того, кто через восемь-десять лет сможет бороться на международных соревнованиях и побеждать, – самое большое счастье и цель в профессиональной карьере. Ты годами учишься присматриваться к каждому ребенку, к его характеру, к физической форме и данным. Гадаешь, каким он станет через несколько лет, хватит ли упорства идти дальше, не сломается ли, не спасует перед сложностями и поражениями.

    Можно ждать «своего» чемпиона всю жизнь, но так его и не встретить. Главное – не разочаровываться в профессии, ведь от того, что сотни детей, прошедших через твои руки, полюбят спорт, ты уже можешь гордиться проделанной работой. И вот кто знал, что девочка из первого же моего набора станет той, кто стоит на пьедестале чемпионата мира и чье имя уже неоднократно вносилось в Книгу рекордов Гиннесса! Невероятная история и невероятное тренерское счастье!

    Я хорошо помню и Сашу, и всех детей той группы – маленькие испуганные воробушки, которые боялись всего на свете: и ярко освещенной арены, и самого льда, и меня в том числе. На первом занятии половина группы плакала, а другая половина испуганно таращилась на плачущих и тоже готовилась зареветь. Конечно, им было страшно. Скользкий лед, неустойчивые лезвия коньков и ноги, которые не слушаются и так и норовят разъехаться в разные стороны. Дети все падали по очереди, а я металась, как наседка, между ними, поднимая то одного, то другого.

    Александра Трусова — единственная в мире фигуристка, которая может исполнить сразу пять четверных прыжков /EPA

    Мы привыкали друг к другу постепенно. Первые занятия – дети держались за бортик, пытались научиться стоять на коньках и потихонечку, перебирая руками, двигаться по льду. Через пару занятий уже начались попытки скользить, еще через месяц дошло дело до изучения каких-то простых элементов. Конечно, кто-то из группы ушел, такое бывает часто – либо дети испугались падений, либо родители не смогли пережить плача и душераздирающих картин растягивания наследника на скользком льду. Но те, кто остался, вполне уже освоились и могли не только ковылять на коньках, но даже проезжать самостоятельно несколько метров и делать фонарики. И это была наша общая победа. Дети стали приходить на занятия с удовольствием, а испуг сменился смехом.

    И вот, после того как все успокоились и привыкли к конькам и скольжению, освоили элементы норм «юного фигуриста», началась подготовка к «отчетному» выступлению, которое должно было состояться для родителей в канун Международного женского дня 8 Марта.

    Помню, что именно Саша с энтузиазмом восприняла задание. Кажется, она репетировала танец все время. И на льду, и в раздевалке, и, как подозреваю, дома. Вообще, Сашу Трусову я выделила для себя еще на самом первом занятии. У нее была удивительно хорошая для четырехлетки физическая подготовка. Девочка очень ловкая, сосредоточенная и упорная. Конечно, падала и она. Кто у нас не падал?

    И слезы наворачивались на глаза. Но поднималась и пробовала вновь и вновь. Это, конечно, не могло не вызывать удивления: откуда такой характер у совсем маленькой девочки?

    Еще Саша поражала неимоверной привязанностью к родителям. Именно она не могла заниматься, если вдруг папа или мама пропадали из поля зрения. Саше нужна была уверенность, что кто-то из родителей обязательно смотрит на нее. А это было запрещено правилами нашего спорткомплекса. После того как адаптационный период прошел, взрослые должны были ждать детей в вестибюле. Конечно, вначале дети расстраивались, видя, что родители уходят, но быстро привыкли. И с каждым разом нахмуренных лобиков становилось все меньше. Единственной, кто переживал всегда, была Саша. Пришлось сделать исключение и разрешить папе, маме или бабушке присутствовать на тренировках. Иначе нас ждал растерянный Сашин взгляд и слезы в глазах. Знаете, это очень трогательно, такая тесная связь ребенка с родителями! Много лет спустя разговаривала со Светланой, и она призналась, что с годами мало что изменилось – дочке по-прежнему нужен кто-то из родителей на трибуне. Только чувствуя поддержку, Саша будет кататься на 100%.

    Но вернемся к первым в жизни детей моей группы показательным выступлениям, которые чуть не обернулись большим конфузом. Разумеется, разучивали программу мы всем коллективом. И дети решили, что выступать будут так же, все вместе. Конечно, я объясняла, что все будут кататься по очереди. Это же объясняли им родители.

    Но, как позже выяснилось, дети нас не поняли. В назначенный день за полчаса до начала в раздевалке яблоку было негде упасть. Тридцать взрослых и двадцать детей. Шум, гам, кофры с костюмами, толчея перед единственным зеркалом. На скамейках – баллоны лака для волос, щипцы для завивки и кисти для макияжа. Это мамы и бабушки готовили своих девочек к первому в их жизни показательному выступлению на льду. Думаю, многим родителям знакома такая картина. В это же время папы и дедушки занимали кресла на трибуне и не спеша доставали из чехлов видеокамеры и фотоаппараты, готовясь запечатлеть исторический прокат чада для семейной истории. Вот суета в раздевалке начала стихать, мои разодетые и красиво причесанные детки с мамами потянулись к выходу на лед. Последние приготовления, уже зажигается дополнительный свет. И тут до детей наконец внезапно доходит, что выступать они будут по одному. Под яркими софитами, вспышками фотоаппаратов и пристальными взглядами десятков взрослых. У некоторых детей начинается истерика.

    Чьи-то глазки наливаются слезами, кто-то пятится и прячется за маму. И все наотрез отказываются идти первым. Уже звучит музыка, но на льду так никого и нет. Публика волнуется, напряжение и нервозность нарастают, и дети пугаются еще больше. Рядом с собой я вижу Сашу. Она тоже испугана. Белое личико, плотно сжатые губы. Кажется, тоже готова развернуться и убежать, спрятаться где-то за креслами.

    Мама Светлана смотрит на меня и пожимает плечами: «Ну не хочет ребенок – не надо». И вдруг в одно мгновение девочка меняется. У Саши выпрямляется спина, глаза смотрят прямо, она сжимает руки в кулачки – и делает шаг на лед. Сама, без просьб и уговоров. Она так решила. Позже я еще не раз наблюдала эту метаморфозу, этот твердый и решительный взгляд у, казалось бы, такой маленькой и нежной девочки. Уже тогда было понятно, что из ребенка получится настоящий спортсмен. Она умеет собираться, загонять свои страхи в самый дальний уголок подсознания и делать шаг вперед.

    Один раз к нам в «Олимпийский» приехала делегация из Москвы. И среди членов делегации, серьезных мужчин в деловых костюмах, выделялась хрупкая фигура прославленной фигуристки Ирины Родниной. Пока гости осматривали нашу ледовую арену, Ирина Константиновна улыбнулась моим малышам и вышла на лед. Дети, конечно же, были еще совсем маленькие и даже не догадывались, что к ним подходит легенда мирового фигурного катания. Но красивая улыбающаяся женщина сразу расположила к себе всю группу: «Ребята! Кто из вас хочет стать олимпийским чемпионом?» Сразу лес рук: я, я, я! «А кто из вас умеет высоко прыгать? Давайте проверим вашу подготовку?» Ирина Константиновна подняла руку – кто допрыгнет? Дети завозились – им понравилась игра. Но ни у кого не получилось. И вот пришла очередь Саши, одной из самых маленьких в группе по росту. Девочка вышла, сжала кулачки. Секунда, еще одна...

    Я не ожидала, что она так умеет прыгать! Как пружинка, взвилась и ударилась макушкой о ладонь Ирины Родниной. Ирина Константиновна внимательно посмотрела на Сашу. Улыбнулась и потрепала по голове: «Если будешь много работать, обязательно всего добьешься!» Интересно, помнит ли Ирина Константиновна ту поездку в Рязань и маленькую девочку с косичкой на макушке?

    Саша занималась в моей группе три года. Конечно, с таким характером она стала лидером среди детей. Не тем, который больше всех старается привлечь к себе внимание, а тем, который делает дело, и за ним уже тянутся остальные. При этом Саша всегда оставалась очень веселой и смешливой. Она любила пошутить, подурачиться и поднять всем настроение.

    Но, конечно, не в ущерб работе. Мы со старшим тренером Мелковой Ларисой Николаевной внимательно присматривались к девочке и сделали родителям предложение о переводе ребенка в спортивную группу. Для того чтобы Саша начала заниматься фигурным катанием уже серьезно, с перспективой на большой спорт. Мама с папой сначала сомневались, но дочь настояла. Она сама хотела идти вперед – тренироваться каждый день, учить что-то новое. Конечно, нагрузка сразу увеличилась и на девочку, и на ее семью. И теперь, сложив в сумку все необходимое для катка, мама или бабушка везли ребенка на другой конец города к нам в ледовый дворец каждый будний день.