Фигуристы на грузовике перед мавзолеем и каток в Марьиной Роще: как в СССР создавали фигурное катание

    Десятилетия без международных турниров – и медали на первых олимпиадах
    Впервые советские фигуристы приняли участие в Олимпиаде в 1960 г., а уже в 1964 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов увезли из олимпийского Инсбрука золото /Виктор Шандрин / ТАСС

    Мировое фигурное катание без российского поскучнело – ни фейерверка четверных у девушек, ни театральности программ у спортивных пар. Европейское же совсем выдохлось: за два чемпионата мира (2022 и 2023 гг.) четыре медали из 24 (по две у Италии и Бельгии). При этом российские фигуристы взамен международных стартов получили плотный календарь внутренних соревнований – как официальных (Кубок и чемпионат России), так и развлекательных (чемпионат по прыжкам, турнир шоу-программ) с приличными призовыми. И хотя некоторые призеры Пекина-2022 завершили/приостановили карьеры, уровень сложности программ и напряженность конкуренции пока удалось сохранить. В сезоне 2022/23 российское фигурное катание показало, что способно функционировать даже в режиме изоляции. Что, впрочем, неудивительно – поддержка извне этому виду спорта не требовалась даже на заре развития. 

    Фигурное катание: наше все

    Во многих других видах спорта Россия готова была учиться у мэтров из-за рубежа: приглашала звезд для мастер-классов и вовсю пользовала методички на чужих языках. Футболистов в начале XX в. учили гонять мяч заезжие англичане, а чтобы получше обучиться диковинному хоккею с шайбой, в Москву в 1948 г. вызвали вице-чемпионку Европы сборную Чехословакии (под флагом клуба ЛТЦ) и немало от нее переняли.

    Российское фигурное катание питалось исключительно собственными идеями. Тем более что после революции страна долгое время была выключена из международного спортивного процесса, а на зимнюю Олимпиаду советские атлеты впервые отправились в 1956 г. – еще без фигуристов.  

    Становление фигурного катания в России шло параллельными курсами: в Москве и Ленинграде. В столице Российской империи главным энтузиастом был олимпийский чемпион 1908 г. (в дисциплине «специальные фигуры») Николай Панин-Коломенкин; он, кстати, первые фигурные шаги по льду делал вообще в Воронеже – на коньках, которые мама привезла ему в подарок из Москвы. В 1920-е легендарный маэстро увлеченно тренировал детей, а в начале 1930-х основал настоящую школу фигурного катания. Впрочем, в столице Советской республики таковая уже имелась. Главным подвижником выступил Самсон Глязер, родившийся в год олимпийского триумфа Панина-Коломенкина. Подобную школу он организовал в 1928 г. на Мясницкой, 47. Через два года Глязер в паре с Ларисой Новожиловой выиграл чемпионат Союза в парном катании, а в 1931 г. открыл в ЦПКиО еще одну школу – танцев на коньках, где мог заниматься любой желающий. В Парке Горького, на секундочку, Глязер проработал до 1983 г.! 

    В 1930-х и 1940-х Татьяна Гранаткина (после замужества – Толмачева) многократно выигрывала чемпионат СССР по фигурному катанию – в личном первенстве и соревнованиях пар, а с 1946-го работала тренером на Стадионе юных пионеров в Москве и воспитала больше десятка чемпионов страны /Николай Кубеев / ТАСС

    И после войны Глязер был движущей силой московского фигурного катания. На Всесоюзном параде физкультурников 12 августа 1945 г. они с Татьяной Гранаткиной (старшей сестрой будущего руководителя советского футбола и первого вице-президента ФИФА Валентина Гранаткина) на импровизированном катке, размещенном в прицепе грузовика, показали шоу руководителям страны. Потом этот каток исколесил всю Москву, привлекая толпы зрителей. А в августе 1949 г. усилиями Глязера в Марьиной Роще началось возведение летнего катка с искусственным льдом. В 1951 г. каток заработал на полную мощность, причем пользовались им не только фигуристы, но и хоккеисты, включая победоносных армейцев под управлением Анатолия Тарасова. И именно здесь впервые ступила на лед знаменитая в будущем чемпионка двух Олимпиад (1964 и 1968 гг.) Людмила Белоусова. 

    Фигурное катание. Наше – все!

    Успех Белоусовой уникален, ведь заниматься она начала в 16. Посмотрела фильм «Весна на льду», главную роль в котором исполнила трехкратная олимпийская чемпионка Соня Хени, и заразилась любовью к фигурному катанию на всю жизнь. Пришла на каток в Марьиной Роще – и попала в группу к той самой Ларисе Новожиловой. Ученица, несмотря на возраст, быстро освоилась и оказалась до того способной, что вскоре сама стала давать уроки начинающим спортсменкам. Между прочим на правах мастера: зимой 1955 г., через три года после знакомства с фигурными коньками, Белоусова, впервые выступив на первенстве страны, с ходу заняла третье место. Конечно, не одна, а в дуэте с ленинградцем Олегом Протопоповым. 

    Олег тоже пришел в фигурное катание запоздало по нынешним меркам – в 15 лет, в 1947 г. Его первым тренером была Нина Лепнинская, одна из любимых учениц Панина-Коломенкина. К тому моменту когда Протопопов с Белоусовой встали в пару, у него уже было две бронзы чемпионата СССР с другой партнершей. Но знакомство с Людмилой все перевернуло. Вскоре она, москвичка, студентка МИИЖТ (теперь – Российский университет транспорта), переехала к нему, ленинградцу, проходившему срочную службу на Балтийском флоте, стала студенткой ЛИИЖТ. 

    Поначалу их взялся тренировать неоднократный чемпион страны в 1950-х Игорь Москвин, еще один воспитанник Лепнинской. Но творческие конфликты быстро привели к разрыву. Вплоть до 1963 г. фигуристы работали самостоятельно, и в 1962 г. к ним наконец-то пришел успех: победа в чемпионате СССР и серебро на европейском и мировом первенствах. Увы, то был предел возможного.  

    У советской пары была шикарная хореография – как писали газеты, «настоящее балетное искусство, чувство музыки», но хромала спортивная составляющая, особенно «длинные» прыжки. Кроме того, Белоусова и Протопопов, выполняя больше сложных элементов, временами допускали грубые ошибки, в том числе падения. Их главные конкуренты – немцы Марика Килиус и Ханс-Юрген Бёймлер – выполняли программу попроще, элементы – погрубее, но работали как машина, практически без срывов.  

    В канун Олимпиады-1964 Протопопов и Белоусова снова объединились с Москвиным и постепенно исправили ситуацию: не только стали кататься точнее и четче, но и резко прибавили в технике, счастливо вплетя в изящность танца спортивный дух. В итоге – победа в олимпийском Инсбруке, а затем четыре сезона безраздельного господства в парном катании, увенчанные золотом Гренобля-1968. 

    А в 1969 г. великих сдвинули с пьедестала сразу два молодых дуэта. На чемпионате страны их опередила очаровательная ленинградская пара Тамара Москвина – Алексей Мишин, которых тоже тренировал Игорь Москвин. А на чемпионате Европы произошла сенсация: 19-летняя Ирина Роднина, начинавшая, как и Белоусова, с катка в Марьиной Роще, и Александр Уланов, которых никто не воспринимал всерьез, опередили всех благодаря грандиозному исполнению произвольной программы. Так началась эра Родниной, которая в 1970–1978 гг. (с 1973 г. в союзе с Александром Зайцевым) выиграла все без исключения чемпионаты СССР, мира, Европы и Олимпийские игры. И красивое окончание блистательной карьеры – золото Олимпиады-1980 в Лейк-Плэсиде. 

    Фигурное катание – наше все

    Парное катание по сей день остается визитной карточкой российского фигурного катания. Не утрачена и почти вековая преемственность поколений: сильнейшая пара сезона 2021/22 Анастасия Мишина – Александр Галлямов, олимпийские чемпионы Пекина, – воспитанники Тамары Москвиной. А ее бывший партнер Алексей Мишин готовит чемпионов в одиночном катании. Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова, Евгений Семененко и Михаил Коляда, а ранее Евгений Плющенко, Алексей Ягудин, Алексей Урманов – все мишинские. 

    Связующие нити времен и поколений переплетены потрясающе. Побеждавший с Родниной Александр Уланов осваивал первые элементы в еще одном сакральном для фигурного катания Москвы месте – на стадионе Юных пионеров (СЮП) на Ленинградском проспекте. Каток там открылся вслед за глязеровским в Марьиной Роще, в 1953 г. На нем долгие годы трудилась та самая Татьяна Гранаткина (в замужестве – Толмачева), чье выступление с Глязером на мини-катке летом 1945 г. впечатлило самого Сталина. Толмачева-Гранаткина и открыла миру Сергея Четверухина и Владимира Ковалева, первых знаменитых советских одиночников. Четверухин – уже под командованием Станислава Жука – шесть раз выиграл чемпионат СССР и несколько лет был вторым на чемпионатах мира и Европы. Ковалев же под присмотром Толмачевой стал первым советским чемпионом континента, а затем – уже при содействии Елены Чайковской – и первым советским чемпионом мира в одиночном катании. 

    Чайковскую, к слову, тоже воспитала Толмачева. Большой спортсменки из нее не получилось, хотя чемпионат СССР в женском катании она один раз все-таки выиграла – в 1957 г. Зато стала одним из самых успешных тренеров, причем во всех направлениях. Помимо Ковалева она работала с многократным вице-чемпионом Европы Владимиром Котиным; первая российская чемпионка мира среди женщин Мария Бутырская тоже обязана своими успехами Чайковской. И даже молодая Татьяна Тарасова занималась у Елены Анатольевны. Но главные ее проекты – выдающиеся танцоры: Людмила Пахомова (опять же начинавшая у Толмачевой-Гранаткиной на СЮПе) и Александр Горшков, а также Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, олимпийские чемпионы соответственно Инсбрука-1976 и Лейк-Плэсида-1980. А начиналось-то все с Глязера в 1930-е. И с легендарного Панина-Коломенкина. 

    Так что совсем не случайным и весьма символичным выглядит тот факт, что первую золотую олимпийскую медаль Россия завоевала именно в фигурном катании. 

    Другие материалы в сюжете