Папа-миллионер, год в Сорбонне и каток в Центральном парке. Как экс-фигуристка стала успешным модельером

    Вера Вонг одевает звездных невест и олимпийских чемпионов
    Американский фигурист Нейтан Чен (справа) стал олимпийским чемпионом Пекина-2022 в ярком костюме от Веры Вонг (слева) /Arturo Holmes / Getty Images

    Семья знаменитого дизайнера свадебных платьев Веры Вонг родом из Шанхая. На смену прописки в 1940-х решились ее родители – рассматривали Англию, но американское образование для будущих детей посчитали перспективнее, так что Вера родилась уже в Нью-Йорке, на Манхэттене. Но география ничуть не изменила жизненные принципы семьи Вонг – по-китайски требовательной и строгой. «Родители никогда не позволяли мне быть избалованной. Работа, работа и еще раз работа – таков менталитет иммигрантов», – вспоминала Вера в интервью Harvard Business Review.

    Цена ошибки

    Отец Веры в Китае был сыном генерала, а в Америке стал предпринимателем. В 1947 г. он основал компанию Summit Industrial Co, а годом позже вместе с бывшими однокурсниками по Массачусетскому университету превратил ее в U.S. Summit Corp, которая занималась в основном фармацевтическим и нефтяным бизнесом на Дальнем Востоке. На момент смерти в 2006 г. состояние Вонга оценивалось в $120 млн. С деньгами в семье проблем не было. Вонги могли позволить себе слетать на шопинг в Париж: отец отправлялся в Hermes, а мама в компании маленькой Веры обновляла гардероб в бутике Yves Saint Laurent.

    Вере было шесть, когда отец впервые привел ее на лед замерзшего пруда в Центральном парке покататься на коньках – и девочка моментально влюбилась. Но всерьез тренироваться начала лишь два года спустя. Строить карьеру в одиночном катании было уже поздновато, и Вонг встала в пару с Джеймсом Стюартом. «Вера была очень талантливой, очень трудолюбивой и преданной своему делу», – вспоминала позже Соня Данфилд, тренировавшая Веру в юности. А вот коллеги-соперники больше запомнили, что Вонг всегда очень элегантно выглядела за пределами льда.

    Вместе с партнером Вера участвовала в двух чемпионатах США – второй, 1968 г., стал переломным в ее карьере. «Я была конкурентоспособной фигуристкой, пока мне не исполнилось 20 лет», – признавалась позже Вонг. Тогда на отборочных соревнованиях к зимней Олимпиаде пара заняла лишь пятое место и не попала в сборную (туда брали только медалистов). Из тех, кто оказался выше Вонг/Стюарта на турнире 1968 г., лучшего олимпийского результата добились Джоджо Старбак и Кеннет Шелли – на Играх-1972 они стали четвертыми.

    Неудача оказалась для Веры слишком серьезным ударом. И хотя позже Вонг появилась на страницах журнала Sports Illustrated в рубрике Faces in the Crowd, отмечающей молодых и перспективных, ее карьера фигуристки закончилась. «Я была опустошена, когда не прошла отбор в олимпийскую сборную: у меня случился нервный срыв», – объясняла свое решение Вонг.

    Совместить несовместимое

    «Я пыталась управлять учебой и подготовкой к Олимпиаде, но в итоге не преуспела ни в том ни в другом. Это был важный жизненный урок», – говорила Вера в 2011 г. в интервью Harper’s Bazaar. И добавляла, что родители ждали от нее успеха по обоим направлениям.

    Занимаясь фигурным катанием, Вонг параллельно училась в колледже Сары Лоуренс на медицинских курсах – первой ступени к профессии врача в США. Но из-за тотальной неуспеваемости ей пришлось взять академотпуск. После окончания карьеры она поступила в тот же колледж вновь, но уже на программу по истории искусств. А в 1969 г. Вера решила кардинально поменять жизнь – переехала в Париж и по обмену провела год в Сорбонне. «Я почувствовала большую пустоту, когда закончилась моя профессиональная карьера фигуристки. Это была форма художественного самовыражения с музыкой, выбором костюмов и скоростью, которая меня опьяняла. Я искала что-то, что могло бы заменить все это», – вспоминала Вонг непростой период жизни.

    В 2021-м Forbes оценил состояние Веры Вонг (вторая справа) в $500 млн /James Devaney / WireImage

    В Париже она с головой погрузилась в историю искусств, а еще безоглядно влюбилась в моду, город и фигуриста – тогда она встречалась с членом сборной Франции по фигурному катанию Патриком Пера, сопровождала его на соревнованиях и в ночных клубах.

    Вернувшись доучиваться в Нью-Йорк, Вонг дважды устраивалась на лето к онсультантом в бутик Yves Saint Laurent, чтобы заработать на карманные расходы. Вера уже тогда решила стать дизайнером одежды, но отец идею не оценил – пришлось отложить мечты. Зато в магазине Вонг познакомилась с тогдашним редактором американского Vogue Фрэнсис Патики Стейн, которая «по какой-то призрачной причине», комментировала позже Вера, пообещала ей должность редактора после окончания колледжа. Так и случилось – в 22 года Вонг стала одним из самых молодых сотрудников и провела в журнале 17 лет.

    Родители не считали моду серьезной профессией и относились к работе в Vogue скептически, но Веру это не останавливало. «Для меня между фигурным катанием и модой есть прямая связь – ты будто должен подхватить себя, когда падаешь, подняться со льда и снова пробовать. И единственное, что заставляет тебя это делать, – любовь», – признавалась Вонг в интервью Vogue в 2008 г. 

    Другая жизнь

    Карьеру дизайнера Вонг начала в команде Ralph Lauren, а затем основала собственный бренд Vera Wang. Толчком стала ее помолвка с инвестором и девелопером Артуром Беккером в 1989 г. Вера не смогла найти в магазинах подходящее платье, а в итоге сама придумала себе девять нарядов. Только тогда отец согласился помочь дочери открыть дело. «Свадебный бизнес был единственным бизнесом, связанным с одеждой, который моя семья была готова финансировать», – объясняла Вонг. Ее отец считал свадебное направление наименее рискованным и стал главным инвестором проекта.

    «Финансирование моды – непростая игра. Это не для слабонервных и чрезвычайно дорого», – говорила в интервью Вонг. Но ее ставка оправдалась. В 2020 г. оборот Vera Wang составил $2,6 млрд, а в 2021 г. Forbes оценил личное состояние Веры в $500 млн. В платьях бренда выходили замуж Виктория Бекхэм, Иванка Трамп, Ариана Гранде, Аврил Лавин и другие суперзвездные дамы.

    Несмотря на короткую и не слишком успешную спортивную карьеру, Вера всегда подчеркивала важность фигурного катания в ее жизни: «Это замечательный вид спорта для молодых женщин. Он учит дисциплине, дает радость самовыражения». И в 1992 г. Вонг вернулась в фигурное катание – уже в качестве дизайнера костюмов.

    С ней связалась тренер американки Нэнси Кэрриган и попросила создать костюм на Олимпиаду-1992. Поначалу Вонг даже отказалась – она никогда не шила ничего подобного и при этом понимала всю ответственность. «Если порвется одна бретелька или если бисеринка на рукаве зацепится во время вращения, всей их Олимпиаде конец. Вот насколько это серьезно. Просто кошмарно!» – объясняла дизайнер журналу People в 2018 г. Вонг не преувеличивала – именно это и приключилось на Играх-2018 в Пхенчхане. Тогда у француженки Габриэлы Пападакис во время короткого танца сломалась застежка на платье, оголив спортсменке грудь и помешав в полную силу докатать программу. Пара, претендовавшая на золото, заняла лишь второе место.

    Мода на льду

    В костюмах от Вонг выигрывали медали Олимпиады и чемпионатов мира, и в 2009 г. ее включили в Зал славы фигурного катания США. Вера создавала очень разные наряды, но их всегда отличал дизайнерский шик. Первое, белоснежное, платье для Кэрриган на Олимпиаду-1992 было создано без единого камня (фигуристка заняла третье место), а на ее телесное платье для Игр-1994 (серебряная медаль) ушло более чем 10 000 страз. Костюмы для американки Мишель Кван, которая взяла бронзу и серебро на Олимпиадах 1998 и 2002 гг., были уже совсем другими – воздушными, с минимумом ткани, открытой шеей и руками. «Ей нужно было чувствовать, что она почти в купальнике, она не любила юбки с объемом – ей нравился просто кусок шифона вокруг бедер», – рассказывала Вонг.

    Дизайнер всегда очень чутко относилась к индивидуальному стилю фигуристов, с которыми работала, – костюмы должны были прежде всего отражать самого спортсмена.

    Первым олимпийским чемпионом в костюме от Вонг стал американец Эван Лайсачек. В 2010 г. в Ванкувере он обыграл Евгения Плющенко. Для произвольной программы под «Шахерезаду» Римского-Корсакова дизайнер придумала сдержанный темный костюм, по которому расползались объемные змеи из камней, обвивая шею и торс фигуриста. «Он хотел театральности», – объяснила тогда задумку Вера.

    Американский вундеркинд Нейтан Чен предпочитал другой стиль. Вера впервые сотрудничала с ним в сезоне 2017/18 – тогда 18-летний парень взял бронзу в командном турнире Олимпиады. Все его костюмы были выдержаны в черно-белой гамме без использования блестящих элементов. Четыре года спустя Чен выиграл личное золото на Играх-2022, откатав произвольную программу в лонгсливе с ярким космическим принтом. Многие болельщики тогда не оценили дизайнерское решение Вонг, посчитав костюм слишком «тренировочным». Но Вера объяснила, что всегда хотела показать атлетизм и уникальность Чена – он первым исполнил сначала пять, а затем и шесть четверных прыжков в одной программе. «Театральность – это не про него. Он очень четко сказал, что костюм на ощупь должен напоминать футболку», – раскрыла детали Вера.

    Сейчас Нейтан приостановил карьеру ради учебы в Йельском университете, но вполне возможно, что мы еще увидим наряды Вонг на других фигуристах.

    Другие материалы в сюжете