«МЮ» сделал лишнюю замену в дерби с «Сити» – по новому правилу о черепно-мозговых травмах. Как оно работает?

    Ввели, чтобы снизить риск деменции, в РПЛ такое тоже есть
    twitter.com/ManUtd

    В середине второго тайма топ-матча Английской премьер-лиги (АПЛ) «Манчестер Юнайтед» – «Манчестер Сити» защитника «МЮ» Люка Шоу заменили, эта замена была третьей для команды. Затем тренеры провели еще одну перестановку, четвертую, превысив традиционный лимит в три замены, но остались в рамках правил. Все из-за того, что Шоу меняли при подозрении на черепно-мозговую травму: он держался за голову после столкновения.

    Такую замену в АПЛ не учитывают с февраля 2021 г., это как раз идея англичан. К весенней части сезона 2020/21 схему замен модернизировала и Российская премьер-лига (РПЛ). Сама возможность – важный шаг, соответствующий мировому тренду на заботу о здоровье спортсменов.

    Безрассудный героизм

    Эта лишняя замена – уже второе за год проявление заботы о футболистах. Как только крупные турниры стали возвращаться с коронавирусной паузы, Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), отвечающий за правила игры, временно разрешил проводить пять замен вместо трех – чтобы снизить нагрузку на игроков в жестком графике.

    В декабре 2020 г. одобрили и дополнительную замену при подозрении на сотрясение – сейчас она может стать для команды шестой, в дальнейшем – четвертой (в Англии – четвертая уже сейчас, там действует стандартное доковидное правило).

    Если возникнет такая ситуация, команда должна предупредить судей, что происходит не обычная замена, а именно по подозрению на черепно-мозговую травму: для них предусмотрен даже листок особого цвета, который со скамейки передают резервному арбитру.

    Клуб, воспользовавшийся новым правилом, обязан в течение двух дней после матча провести обследование игрока и в течение пяти – предоставить информацию о здоровье игрока в соответствующий орган, в России это медслужба Российского футбольного союза.

    «Такая система отчетов позволит проконтролировать процесс и избежать злоупотреблений, – объяснял «Ведомости. Спорту» главный врач тульского «Арсенала» Александр Резепов, который сейчас работает в московском «Локомотиве». – Чтобы под видом замены по черепно-мозговой травме никто не выпускал просто свежего футболиста вместо того, кто устал или плохо играет. Но мы и так всегда сами при малейших подозрениях консультируемся с профильными врачами и проводим дополнительные обследования, чтобы ничего не упустить».

    Дополнительная замена по задумке должна снизить проявления безрассудного героизма. Случается, что на кураже во время матча футболисты пренебрегают заботой о здоровье, убеждают докторов, что с ними все в порядке, и продолжают играть даже после опасных столкновений.

    Причиной бывает и то, что футболист не хочет, чтобы на него тратили замену. А если все замены к тому моменту уже сделаны, возникает мотивация не оставлять команду в меньшинстве – теперь таких ситуаций не должно быть.

    «Судьи в последнее время уже давали больше времени на оценку повреждения, если речь про столкновение головами или, например, удар локтем в голову, – добавляет Резепов. – Однако бывает, что невралгических признаков черепно-мозговой травмы нет, игрок продолжает матч, но в течение 10–15 минут на фоне нагрузки симптоматика нарастает, кружится голова, помутнение зрения, и он просит замену. Тут, кстати, мы еще ждем разъяснений: можно ли проводить дополнительную, если футболист вернулся на поле и показания для замены проявились позже».

    Последнее слово

    Одно из ключевых исследований, которым мотивируют новое правило, – данные Университета Глазго. Там изучили заболевания и причины смерти 7676 профессиональных футболистов, которые играли в промежуток с 1900 по 1976 г., и сравнили их диагнозы с 23 000 мужчин, не занимавшихся спортом профессионально.

    Выводы грустные: экс-футболисты в 2 раза чаще страдают от болезни Паркинсона, в 3,5 раза выше вероятность столкнуться с деменцией, в 4 – с проблемами нервной системы, в 5 раз – получить болезнь Альцгеймера.

    Подобные неврологические расстройства наблюдаются, как правило, у пожилых людей – и футболисты часто не видят связи между жестким столкновением голова в голову на поле и проблемами со здоровьем, которые могут настигнуть их десятилетия спустя.

    В случае тяжелых травм, когда игрок просто не может продолжать, сомнений в замене не возникает. К тому же доктору проще объяснить футболистам, в чем опасность надрыва мышцы или сильного ушиба. При не самых тяжелых черепно-мозговых травмах внешних проявлений может и не быть, соответственно, и донести до игрока суть риска сложнее.

    «В моей практике бывало, что игрок рвался продолжить игру, а потом даже не помнил этого момента – на фоне черепно-мозговой травмы произошел провал в памяти, – вспоминает Резепов. – В такой ситуации приходится настаивать на замене против воли футболиста».

    Сигналы в помощь

    Травмами головы серьезно озаботились и на детском уровне. В Британии, например, уже запрещают бить головой на футбольных тренировках детям до 12 лет, а до 17 можно проводить только по одному такому занятию в неделю. Во время матчей бить головой можно, но, по данным Английской футбольной ассоциации, это и так происходило нечасто, а без тренировок частота наверняка снизится.

    Еще раньше на проблему обратили внимание в США, потому что там дети массово играют в американский футбол, где столкновение головами (пусть и в шлемах) – обычное дело. И на рынке уже появились технологические решения, которые помогают отслеживать повреждения.

    Так, компания Athlete Intelligence производит специальные датчики с сенсорами, реагирующими на силу удара: при столкновении голова испытывает кратковременную, но мощную перегрузку. Данные фиксируются моментально, тренер или медицинский работник получают уведомление о том, что игрок только что испытал нагрузку выше обычного.

    «Наши данные помогают в том числе обнаружить изъяны в игровой технике, – объясняет в интервью «Ведомости. Спорту» директор по развитию Athlete Intelligence Эндрю Голден. – Например, еще мы производим датчики для шлемов, с ними можно оценить конкретную точку сильного удара. И если тренер видит, что игрок часто получает удары в область макушки, значит он слишком сильно опускает голову – чтобы снизить риски, стоит поработать над техникой движения, иначе есть вероятность не только сотрясения, но и травм шеи или спины».

    По словам Голдена, благодаря хорошим отзывам в американском футболе датчики уже активно внедряются и в других видах спорта, где играют без шлемов, в том числе в футболе (в США особенно в женском: он на подъеме, в женских командах особенно внимательны к здоровью игроков) и регби. Компания сотрудничает с партнерами по подписной модели: базовая цена – $199 в год за один девайс, при покупке больших комплектов предоставляют существенные скидки.

    Эксперт «Ведомости. Спорта» из клуба РПЛ считает, что подобные технологические методы могут быть лишь косвенной помощью, потому что врачи всегда опираются на точные медицинские данные – энцефалограмма, КТ или МРТ головного мозга. Предварительные сигналы о возможных повреждениях полезны, но во врачебной практике нередки случаи, когда к серьезной травме приводит несильный удар, а после мощного столкновения повреждения вполне может и не быть.