Наш футбол резко меняется: Дюков двигает новый формат РПЛ, но многие клубы против

    Решение нужно принимать быстро – чтобы в 2022-м зарабатывать на лучших телеконтрактах
    Петр Ковалев / ТАСС

    Разговор о полной перестройке клубных турниров ради большей коммерческой привлекательности и повышения уровня конкуренции начался через пару дней после финала Евро-2020, но идеи в разработке как минимум с весны. Обсуждение реформ связано не с провалом сборной России, а с систематическими неудачами российских клубов в еврокубках.

    Еще в мае 2021 г. стало известно, что РФС заказал подробное исследование нидерландской компании Hypercube, которая помогла успешно реформировать чемпионаты Дании, Бельгии, Австрии и Нидерландов. После этого заметно росли и доходы, и результаты клубов в еврокубках. Например, бельгийские телеправа после реформы подорожали с 30 млн евро за сезон в 2008 г. до 100+ млн евро в год по текущему контракту. Кроме того, с Hypercube консультировался УЕФА при разработке нового формата Лиги чемпионов – с 2024 г. она расширится до 36 клубов и будет проходить по швейцарской системе, когда соперники по следующим турам определяются по итогам предыдущего. В контексте нового формата РПЛ швейцарская система тоже упоминается, но схожий принцип предлагается использовать только при жеребьевке перед началом турнира.

    В Hypercube после многочисленных опросов и консультаций, в том числе с фокус-группами болельщиков, предложили четыре варианта новой структуры. В двух из них идет речь о расширении числа участников лиги, в двух других – о сохранении 16 команд и новом формате розыгрыша.

    Судя по официальному заявлению, которым РФС отреагировал на появление инсайдов о разработке, упоминается вариант под названием «Юпитер 16», именно его сейчас считают основным.

    Этот сценарий предполагает, что с сезона-2022/23 РПЛ вместо гладкого чемпионата, где каждый играет с каждым дома и в гостях за 30 туров, будет проходить в два этапа: сначала у каждого по 24 матча в единой таблице, потом – разделение на топ-6 и нижнюю десятку. Лидеры сыграют между собой в два мини-круга, т. е. проведут еще по 10 элитных матчей, в нижней части у каждого будет по 9 игр – одна с каждым соперником. Верхушка разыграет чемпионство и основные места в еврокубках, но и у нижней части останется шанс пробиться в Европу: команды, которые займут 7-е и 8-е места, сыграют стык между собой, а победитель – с 4-м местом за попадание в Лигу конференций, младший еврокубок.

    Чтобы составить календарь первого этапа, команды при жеребьевке поделят на четыре группы в зависимости от мест прошлого сезона: топ-4, вторая четверка и т. д. Внутри таких групп (т. е. с близкими себе по уровню) будет по два матча с каждым, а из других – с кем-то игра только дома, с кем-то – только в гостях. Благодаря этим исключениям получится 24 тура, а не 30, как сейчас, – сокращение нужно, чтобы уложиться в сроки сезона.

    План нарастить доходы

    Президент РФС Александр Дюков на пресс-конференции после заседания исполкома организации отметил, что готовящиеся изменения не стоит называть реформами российского футбола в целом – это ведет к завышенным ожиданиям. Он уточнил, что пока проведено только первое заседание, где заинтересованные стороны задали вопросы и внесли свои предложения. По его словам, будет еще несколько раундов таких обсуждений. «Очевидно, что ни одно предложение не найдет поддержки вообще у всех – такого не бывает, – отметил Дюков. – На всеобщую поддержку изменений мы не рассчитываем, хотя получить ее и хотелось бы. Но почти все члены исполкома поддержали идею, теперь время обсудить доработки».

    Руководитель Hypercube Питер Ньювенхаус объясняет, что новая система решает главную задачу: становится больше матчей в целом и больше встреч между прямыми конкурентами. Он видит в этом возможность проводить на 26 топ-матчей больше, что приведет к суммарному росту дохода на 22 млрд руб. – общий показатель по расчетам должен вырасти с 80 млрд до 102 млрд. При этом прибавку заметят все: топ-клубы – на 33%, середняки – на четверть, аутсайдеры – на 8%, только они по задумке распределят между собой миллиард.

    Дополнительные деньги, считают аналитики, придут за счет большего количества домашних матчей и матчей-доходов, а также благодаря увеличению выручки от продажи медиаправ, ведь контента станет больше, а рост конкурентности должен поднять рейтинги. План выглядит оптимистично, но в РФС подчеркивают: окончательного решения пока нет. Идея реформ презентована, чтобы все заинтересованные стороны могли высказать мнение – в том числе публично. Даже болельщики могут заполнить специальную анкету, ключевые мнения обещают учесть.

    Провинция против

    Общественная дискуссия пока идет неравномерно: кто-то уже четко сформулировал позицию, кто-то пока уходит от прямых ответов. В РПЛ для «Ведомости. Спорта» уточнили, что ключевой этап – всестороннее рассмотрение проектов участниками турнира.

    «Существуют разные взгляды на развитие лиги, в том числе и разные проекты реформ, направленные на улучшение спортивной и маркетинговой составляющих. Прежде чем принимать тот или иной проект, нужно, чтобы его обязательно рассмотрели в клубах, комитете профессионального футбола РФС, изучили все плюсы и минусы», – добавили в лиге.

    «Зенит», трижды подряд выигравший РПЛ, похоже, готов к переменам. «Всем очевидно, что российскому футболу нужны качественные реформы, – сообщили «Ведомости. Спорту» в клубной пресс-службе. – Это в любом случае будет общее решение всех участников процесса: как РФС, так и клубов».

    В то же время клубы из нижней части таблицы настораживает возможная замена гладкого чемпионата на более сложную схему. «Гладкое первенство – простой и понятный формат. Сделал бы только, чтоб вылетало меньше четырех команд, – комментирует в интервью «Ведомости. Спорту» президент «Урала» Григорий Иванов. – В чем проблема предложенных голландцами реформ: я не вижу там причин для развития футболистов. Ну увеличим мы число важных матчей, но тренеры от этого будут еще реже ставить молодых в состав. И я тренеров понимаю. Они должны давать результат, или их уволят с работы. Нужно 18 команд с одной вылетающей напрямую. Вторая пусть играет в стыках. Тогда у тренера будет больше возможностей выпустить молодых футболистов. Им нужно давать играть, ошибаться и расти на своих ошибках».

    Иванов призывает не копировать подходы других стран, а обращать больше внимания на свои идеи. «Не нужно сравнивать Данию или Бельгию с Россией, – говорит он. – Почему мы постоянно смотрим на каких-нибудь голландцев? Вот они начали играть в тотальный футбол – мы тоже будем. Вообще-то тотальный футбол и Лобановский ставил. У нас столько великих тренеров было, столько разных идей! Своих. А мы все смотрим на Запад. Там люди готовы и по $100 за билет платить. А я, если бесплатно начну пускать на стадион, только половину заполню. За 100–150 руб. еще кто-то придет, а за 300 на трибунах только барыги будут сидеть. Что уж говорить про $100 – не можем мы это себе позволить».

    Кроме того, у российского футбола слишком много бытовой специфики, которую не понять иностранцам, считает Иванов. «Разговаривал я с этими голландцами – они не представляют наши расстояния, нашу погоду, – объясняет он. – Им хорошо, можно на автобусах ездить на все матчи, а у нас такие расстояния. В своем доме мы должны сами разбираться. Никто, никакой голландец не должен к тебе домой приходить и говорить, что унитаз перевесить надо. В футболе нам тоже нужно решать самим».

    Решение — до конца сентября

    Руководитель «Уфы» Шамиль Газизов не столь радикален, но тоже пока не готов однозначно поддержать реформы. «Пять ведущих лиг играют гладкий чемпионат, – обращает внимание Газизов в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Понятно, что РФС пытается сделать все, чтобы улучшить российский футбол. Но здесь нужен комплексный подход, а не замена формулы соревнований. Больше внимания нужно уделить детскому футболу и региональным клубам. Большие клубы вроде развиваются, а региональный футбол падает. Голландской компании нужно больше проехать по стране и посмотреть на футбол в регионах. Разговоры по скайпу или зуму – это одно. Другое дело – приехать и изучить ситуацию на месте. Они должны знать и понимать российские реалии. Идея интересная, но она требует взвешенного решения».

    В интервью другим медиа против нового формата высказались уже, например, «Ростов» и «Ахмат». При этом реформировать планируется не только элитный, но и низшие дивизионы. Например, во второй по статусу Футбольной национальной лиге (ФНЛ) планируют гибридный вариант на 20 клубов, где худшие вылетают осенью, а лучшие поднимаются в РПЛ весной. На уровень ниже вместо ПФЛ появится новая лига из двух групп по 16 участников, а нынешний второй дивизион превратится в полупрофессиональный чемпионат – на двух низших ступенях собираются перейти к системе «весна-осень», чтобы больше играть в хорошую погоду летом.

    Генсек РФС и глава ФНЛ Александр Алаев после того же исполкома пояснил, что в ФНЛ новые идеи воспринимаются тяжело, руководители продолжат разъяснительную работу.

    Алаев уточнил, что времени на обсуждение немного: «Речь идет о потенциальном внедрении новых форматов с сезона-2022/23. До конца сентября этого года нужно принять решение, в том числе РПЛ нужно готовиться к тендеру за телеправа, ФНЛ это тоже касается. Чтобы выйти на рынок, нужно понимать, с чем ты выходишь. А клубы должны заранее понимать, как будет выглядеть обмен между лигами, – до зимнего трансферного окна».