Кризисный глава РПЛ сразу столкнулся с конфликтом интересов. В чем он и как это решат?
Ашот Хачатурянц хочет контролировать еще и судейство, а это противоречит нормамОтказы и аудит
Ашот Хачатурянц сменил Сергея Прядкина на том же заседании представителей клубов Российской премьер-лиги (РПЛ), где принимали решение о новом контракте с «Матч ТВ»: теперь уже бывший глава лиги объявил о решении в начале собрания и в дальнейшем обсуждении не участвовал.
Назначение Хачатурянца – ожидаемый поворот событий. Еще на пресс-конференции в июне он признавался, что получал от клубов предложение возглавить РПЛ, но отказался, потому что предпочел продолжить реформы в системе судейства. По его словам, такую же точку зрения он сформулировал в разговоре с президентом Российского футбольного союза (РФС) Александром Дюковым, когда обсуждал с ним перспективу работать в РПЛ.
Какие обстоятельства изменились к 5 октября, официально неизвестно, но заявление Прядкина об уходе не стало для клубов РПЛ неожиданностью, а кандидатуру Хачатурянца в качестве исполняющего обязанности руководителя лиги поддержали единогласно. Постоянный статус в новой должности он может получить 22 ноября, когда проведут выборы. Судя по тому, что РПЛ дала всего три полных дня на заявку другим кандидатам, дедлайн – 8 октября, то выборы могут пройти на безальтернативной основе. На первый отрезок во главе лиги Хачатурянц уже запланировал аудит.
«Как человек из бизнеса и знакомый с антикризисным управлением, скажу, что самая большая ошибка – принимать решения, когда не хватает информации, – заявил он журналистам. – Поэтому я попросил у клубов время, от трех недель до месяца, чтобы детально изучить ситуацию, подписанные контракты, структуру работы. Возможно, после этого выйду с предложением об оптимизации».
Опыт антикризисного менеджмента, вероятно, как раз то, что привлекает руководителей 16 клубов РПЛ. Вопросы к стилю управления Прядкина у них возникали давно. А в период пандемии непоследовательность или даже бездействие лиги добавило клубам организационных проблем: это касалось и присутствия зрителей на стадионах, и допуска футболистов до игр, и переноса матчей в случае всплеска заболеваемости в одной из команд. К примеру, в июне 2020 г. «Ростову» пришлось выставить молодежный состав против «Сочи». В итоге матч завершился неприличным разгромом 1:10.
В бизнес-среде Хачатурянц сделал себе имя на управлении кризисными активами: с 2008 г. он 12 лет возглавлял компанию «Сбербанк Капитал», которая специализировалась на работе с крупнейшими должниками банка. Структура Хачатурянца забирала контрольные пакеты акций компаний, не способных платить по кредиту, в обмен на списание долга и налаживала работу.
Долгов у РПЛ нет, бюджет организации составляют взносы 16 клубов – суммарно около 192 млн руб. за сезон, но антикризисное управление понадобится: вдобавок к внутренним организационным вопросам в последние годы российские клубы катастрофически выступают в еврокубках, это одно из проявлений проблем в развитии лиги. В схожих обстоятельствах Хачатурянц приходил в судейский комитет РФС в ноябре 2019 г., когда главной болью отрасли стали судейские скандалы и минимальное доверие к арбитрам в целом.
Конфликт интересов с судейством
Хачатурянц запустил масштабную судейскую реформу. В том числе он занялся чисткой состава судей: к примеру, арбитр Алексей Еськов завершил карьеру после проверки на полиграфе (по итогам работы на скандальном матче «Спартак» – «Сочи» в августе 2020 г., когда владелец «Спартака» Леонид Федун угрожал снять команду с чемпионата), а Михаила Вилкова в апреле 2021 г. Хачатурянц пожизненно отстранил личным решением.
Именно работа по судейской линии останавливала Хачатурянца от прихода в РПЛ раньше, но он и сейчас не готов бросать это направление.
«Для меня вопрос совмещения один из самых важных, – признался Хачатурянц после назначения в РПЛ. – Конечно, я бы не хотел уходить в сторону от тех реформ, которые начал в судействе. Сейчас юридически совмещение проверяется. Однозначно кураторство этой темы остается за мной. И реформы будут завершены – это пожелание всех клубов».
Потенциальное совмещение противоречит сложившейся в российском футболе традиции: организацией судейства в чемпионате страны всегда занимался РФС. Такой схемы придерживались, чтобы избежать конфликта интересов: РПЛ (как и Футбольная национальная лига, управляющая низшими дивизионами) – структура, созданная и контролируемая клубами, а работа арбитров оставалась вне их влияния.
Спортивный юрист Михаил Прокопец, партнер юридической компании Sila International Lawyers, в разговоре с «Ведомости. Спортом» обращает внимание на Судейскую конвенцию Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), где указано, что судейские комитеты должны работать независимо от лиг, клубов и правительства. В Правилах делового поведения судьи, инспектора, члена судейского органа, размещенных на сайте РФС, говорится, что действия сотрудника «не должны вызывать сомнений в честности, беспристрастности».
«Независимость судей от тех, кого они судят, – базовый принцип. Поэтому за РФС остаются судейство и дисциплинарные наказания, – говорит Прокопец. – По сути, президент РПЛ – это председатель объединения клубов, и, если им стал глава судейского комитета, возникает конфликт интересов. Такое совмещение противоречит документам и самого РФС, и УЕФА. Хачатурянц сразу сказал, что понимает ситуацию, поэтому наверняка вопрос урегулируют за счет того, что он формально не будет возглавлять судейский комитет, а реформы продолжит курировать только идеологически».