«Динамо» — единственный конкурент «Зенита» в РПЛ. Клуб делает ставку на молодежь, и это работает

    Москвичи проводят самый успешный сезон за последние 13 лет
    Константину Тюкавину (слева) и Арсену Захаряну на двоих 37 лет, в сезоне 2021/22 оба забили по четыре гола в РПЛ /ФК «Динамо»

    Вернуть 2008-й

    Быть болельщиком «Динамо» – значит страдать. За 20 лет Российской премьер-лиги (РПЛ) клуб не раз менял вектор развития: скупал португальцев, делал ставку на росcиян, приглашал мэтров – Олега Романцева, Юрия Семина и Станислава Черчесова, менял собственников, спускался в Футбольную национальную лигу (ФНЛ) и возвращался вновь. Но иногда в жизни поклонников бело-голубых случалось хорошее: в 2008 г. «Динамо» выиграло первую (и до сих пор единственную) с 1997 г. медаль чемпионата России – бронзу. Тогда за команду выступали молодые Александр Кокорин, Федор Смолов, Антон Шунин, Владимир Гранат, Дмитрий и Кирилл Комбаровы.

    Их появление в основе во многом заслуга Андрея Кобелева, который возглавил команду еще в 2006 г., а до этого несколько лет работал в тренерском штабе клуба.

    Текущее положение дел в «Динамо» напоминает события 13-летней давности. Команда в числе лидеров РПЛ, а на поле решают молодые и перспективные: Арсен Захарян, Константин Тюкавин, Вячеслав Грулев, Даниил Фомин. Например, полузащитник Захарян в этом сезоне РПЛ провел 17 из 18 матчей, причем большую часть начинал с первых минут. Возможно, такое доверие – следствие того, что от «Динамо» многого не ждут, градус внимания публики и медиа к клубу значительно ниже, чем у «Зенита» или «Спартака». К тому же немецкому тренеру Сандро Шварцу проще справляться с давлением, считает бывший главный тренер «Динамо» Сергей Силкин.

    «Шварц общается через переводчика, его не дергают и не отвлекают, – объясняет Силкин в беседе с «Ведомости. Спортом». – Он никого не слушает, а упорно ставит молодых в состав, дает им время на поле, а они оправдывают его доверие. Я хорошо знаю Грулева, чуть хуже Захаряна и Тюкавина. К ним надо знать подход, чтобы они думали только о футболе».

    Показательный пример игрока, сосредоточенного только на игре, – 24-летний Даниил Фомин. Полузащитник сознательно отказался получать права и ездит на тренировки на такси. После перехода из «Уфы» в 2019 г. он поселился не в Москве, а в Химках – подальше от столичных соблазнов. И похоже, это помогает: с шестью голами он лучший бомбардир «Динамо» в сезоне 2021/22, а до середины октября оставался самым возрастным в команде автором забитых мячей.

    У 18-летнего Захаряна результативных действий в нынешнем сезоне больше, чем у Кокорина и Смолова, вместе взятых, в 2008 г. Тогда ставка на молодых воспитанников была вынужденным решением – клуб не мог себе позволить переманивать топ-футболистов из других команд, вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Кобелев.

    «Сейчас у клуба есть возможность пригласить более-менее известных иностранцев, которые уже завершают карьеру, но они берут молодых талантливых российских футболистов, – добавляет Кобелев. – Рад, что руководство наконец-то выбрало правильную стратегию. И большой плюс, что в «Динамо» собирают игроков, которые на поле мыслят одинаково».

    Сейчас «Динамо» лучше конкурентов выискивает качественных молодых игроков, хотя на такую селекционную политику нужно гораздо больше денег, чем в 2008 г. Например, летом 2021 г. из «Рубина» в «Динамо» перешел 23-летний Денис Макаров за 7,5 млн евро (при стоимости на Transfermarkt 4 млн), а зарплата, по данным «Спорт-Экспресса», выросла со 150 000 евро до 800 000 евро в год. Кроме того, в новом клубе предложили нападающему длительный контракт – до 2026 г.

    От А до Д

    Макаров – один из четырех игроков основы «Динамо», которых учили футболу в Академии футбола имени Юрия Коноплева. Он переехал в Москву уже состоявшимся игроком, а Грулев, Захарян и Ярослав Гладышев перебрались из Тольятти в столицу в подростковом возрасте. Считать их воспитанниками только московского клуба не совсем верно. Захарян начинал в школе самарских «Крыльев Советов», затем попал также сменил команду в 14, а Гладышев – в 13.

    Футбольная школа в Тольятти появилась в 2003 г. как СДЮСШОР «Крылья Советов». Академию финансировали структуры, связанные с Романом Абрамовичем, но после кризиса 2008 г. ситуация изменилась. По данным Счетной палаты за 2019 г., 98% бюджета школы – это деньги Самарской области, которая и выступает собственником. В 2018 г. перечислили 118,6 млн руб.

    Для сравнения: академия «Краснодара» стоит Сергею Галицкому $8 млн в год. Зарабатывать помогают также солидарные выплаты – это отчисления с продаж уже профессионального игрока при переходе из одного клуба в другой. К примеру, в случае с Макаровым это 600 000 руб. (базовая сумма по регламенту РФС) плюс 0,25% от трансферной стоимости (т. е. около $19 000) за каждый год обучения.

    «Все футболисты имели свои особенности, плюсы и минусы, – объясняет «Ведомости. Спорту» Игорь Кечаев, генеральный директор Академии футбола имени Юрия Коноплева. – Это обычная история, когда игроки показывают разный уровень в академии и на профессиональном уровне. Так было и со Станиславом Крицюком, который сейчас выступает в «Зените», и с Максимом Мухиным из ЦСКА. В академии эти ребята были крепкими середнячками. Как показывает практика, чтобы стать хорошим футболистом, прежде всего нужно трудолюбие, характер. Ну и, конечно, физические качества и талант».

    Кечаев убежден, что Гладышева, Грулева и Захаряна нельзя считать воспитанниками одной школы, потому что и в Тольятти, и в Москве тренеры проделали с ними большую работу: «У нас они получили начальное футбольное образование, и это один из важнейших аспектов становления профессионального игрока». Впрочем, с руководителем академии не согласен бывший спортивный директор «Динамо» Роман Орещук. По его словам, если бы игроки не переехали в Москву, они бы не достигли такого уровня.

    «В Тольятти они лишь засветились в 13–14 лет, а футболистов из них сделали уже в «Динамо», – говорит Орещук. – Тут же очень важен соревновательный процесс. Где могла играть Академия Коноплева? На первенстве Самарской области? Но какой там уровень конкуренции и сопротивления? А чемпионат Москвы – лучший детский турнир России, здесь можно играть против сильнейших игроков».

    За воспитанниками тольяттинской школы следят очень внимательно. В разные годы там занимались Алан Дзагоев и Ильзат Ахметов (оба – ЦСКА), Илья Кутепов и Роман Зобнин («Спартак»), Тимофей Маргасов и Артур Юсупов («Сочи») и другие игроки команд премьер-лиги. По словам гендиректора школы, если бы Захарян, Грулев и Гладышев не перешли в «Динамо», их вполне мог бы перехватить другой клуб РПЛ. Тем более что еще несколько лет назад в Самарской области у молодежи было мало возможностей пробиться в большой футбол.

    С 2012 г. у академии нет профессиональной команды, а «Крылья Советов» лишь недавно сделали акцент на молодых игроков. Клуб из Самары сейчас тренирует Игорь Осинькин, который когда-то работал в тольяттинской школе. Теперь перспективным воспитанникам Академии Коноплева советуют ждать приглашения из «Крыльев», а не уезжать в другие города. Правда, пока у Осинькина больше играют футболисты, которые прошли другую очень сильную российскую школу – «Чертаново», где он тоже работал тренером. Но дополнительным стимулом не рваться раньше времени в Москву, по словам Кечаева, стала Юношеская футбольная лига (ЮФЛ), где с первого сезона представлена Академия Коноплева. Новый турнир РФС с двумя дивизионами (ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2) должен повысить уровень конкуренции в регионах.

    Молодость на поток

    В нынешнем «Динамо» достаточно молодых игроков, которые к Академии Коноплева отношения не имеют. Полузащитник Фомин – воспитанник «Краснодара», но раскрылся в «Уфе». В сезоне-2020/21 отличную форму набрал Даниил Лесовой, который начинал в киевском «Динамо», а затем пробовал себя в «Зените»-2. В августе он получил тяжелую травму колена, поэтому пока на поле не выходит. Из Петербурга этим летом переехал 19-летний Саба Сазонов, но к основе его подпускают очень аккуратно. Центральный защитник Роман Евгеньев (начинал в школе «Спартака», но в 14 лет перешел в «Динамо») в этом сезоне играет реже, потому что проигрывает конкуренцию опытным легионерам – Ивану Ордецу и Фабиану Бальбуэна.

    Кроме ветерана клуба Антона Шунина из коренных динамовцев на поле регулярно выходит нападающий Тюкавин. Им, как и Захаряном, якобы интересуются в Европе, но Орещук призывает игроков не торопиться с уходом. «Первый полноценный сезон для молодого игрока сумасшедший, поэтому сейчас ехать нет смысла, – объясняет он. – Определяющим станет следующий год, когда нужно будет держать марку. К тому же смелая игра «Динамо» – это заслуга главного тренера Сандро Шварца. Ему нельзя терять контроль над командой, чтобы молодежь не надела корону».

    Всего за год трансферная стоимость Тюкавина выросла с 400 000 евро до 6,5 млн евро. Прогресс Захаряна еще заметнее: в декабре 2020 г. Transfermarkt оценивал его в 500 000 евро, а сейчас – в 9 млн евро. И, по словам Кобелева, перед «Динамо» стоит дилемма: продавать или оставлять.

    «Это два разных пути развития, – говорит он. – Можно зарабатывать на футболистах, а можно выигрывать титулы. Клубу нужно определиться с приоритетами и оценить текущие финансовые возможности. Ведь, даже если «Динамо» возьмет золотые медали, команда попадет в Лигу чемпионов, и там тоже будут стоять задачи. И это не конвейер: заменить Захаряна другим молодым воспитанником такого же уровня будет сложно».

    С Кобелевым не согласен Орещук. По его словам, «Динамо» много вкладывает в развитие академии, благодаря чему она уже поставила выпуск талантливых игроков на поток. В первой половине нулевых в клубе работал испанец Хуан Луис Мартинес – до этого он трудился в «Эспаньоле», а после пяти лет в России возглавил академию «Реала». В Москве о нем до сих пор вспоминают с большим уважением: директор академии Александр Кузнецов связывает успехи нынешнего поколения молодых динамовцев именно с испанским специалистом, выстроившим тренировочный процесс и наладившим селекцию.

    Сегодня за пополнение состава отвечает босниец Желько Бувач, известный по работе с Юргеном Клоппом в «Боруссии» и «Ливерпуле». Именно он брал в команду Макарова и Фомина. В академии для подбора футболистов сформирован селекционный отдел из трех человек. И в этом деле кадры решают, возможно, даже больше, чем деньги. Согласно финансовой отчетности за 2020 г., на подготовку резерва «Динамо» потратило 186,9 млн руб. Для сравнения: у «Спартака» расходы по этой статье составили 168,6 млн, у «Локомотива» – 212,5 млн, у ЦСКА – 189,9 млн, а «Зенит» и вовсе потратил 681,8 млн руб.

    В 2020 г. в «Динамо» для финансирования детско-юношеского футбола создали эндаумент-фонд. Он пополняется за счет добровольных пожертвований и взносов, но на реализацию проектов тратятся не деньги со счета, а инвестиционные доходы. Размер целевого капитала – 5 млрд руб., а контроль за использованием средств находится в ведении попечительского совета «Динамо».

    По мнению Орещука, дальше будет только лучше. Если сейчас команды разных возрастов играют на нескольких московских и подмосковных стадионах, то в будущем возле «ВТБ-Арены» появится общая база. Так в прямом смысле закладывается фундамент для побед – как на футбольных полях, так и на трансферном рынке. Орещук убежден, что благодаря системной работе в ближайшие годы «Динамо» станет главным соперником «Зенита». Главное, чтобы в клубе вновь не сменили вектор развития, как это уже неоднократно случалось.