Билеты на ЧМ-2022 уже в продаже: цены выше, вариантов больше, ФИФА получила 2,3 млн заявок за пять дней

За 30 лет стоимость билетов на ЧМ выросла на 572%
Очередь в главный билетный центр ЧМ-2018 на Житной улице в Москве перед финальным матчем между сборными Франции и Хорватии /Валерий Шарифулин / ТАСС

Чемпионат мира по футболу стартует в Катаре в ноябре 2022 г. Болельщики уже могут планировать поездку – 19 января на билетной платформе ФИФА открылась подача заявок на покупку билетов, которая продлится до 8 февраля.

Билетная программа с новшеством

В первом раунде продаж можно подать заявку на отдельные матчи, на пакет матчей (три, четыре или семь) конкретной команды или же на блок игр на четырех разных стадионах. Третий вариант – новая опция билетной программы ФИФА. Например, предлагается такая комбинация: Матч № 2 (стадион «Аль-Тумама») — Матч № 5 (стадион «Аль-Джануб») — Матч № 11 (Стадион «Халифа») — Матч № 16 (стадион «Лусаил»). Совпадений нет – игры разбросаны по 14 различным пакетам.

Один человек может подать заявку на покупку до шести билетов на матч, а всего на турнир можно приобрести не более 60. Если количество запросов на ту или иную встречу превысит количество доступных билетов, обладатель места на стадионе будет выбран посредством случайной жеребьевки. Причем нет никакой разницы, когда была подана заявка – в первый или последний день – все находятся в равных условиях. Результаты станут известны до 8 марта. 

С 19 по 24 января было получено 2,3 млн заявок, сообщили «Ведомости. Спорту» в службе коммуникаций ФИФА. Больше всего бронирований поступило из Катара, Аргентины, Англии, Мексики, США, ОАЭ, Индии, Германии, Бразилии и Саудовской Аравии.

Вторая возможность приобрести билеты появится у болельщиков перед финальной жеребьевкой, намеченной на 1 апреля. Этот этап продаж будет организован уже в порядке живой очереди, как и два следующих, которые состоятся уже после распределения команд по группам.

Стоимость билетов на чемпионат мира-2022 в Катаре

Инфляция билетной программы

Стоимость билетов на матч-открытие ЧМ-2022 в низшей ценовой категории 3 выросли на 37% по сравнению с турнирами в России-2018 и Бразилии-2014 – $302 против $220. При этом в категориях 1 и 2 рост составил порядка 12%.

Зато цена билетов на матчи группового этапа по сравнению с ЧМ-2018 изменилась незначительно. Более того, цифры в категории 3 снизились на 34% ($69), во второй – остались без изменений, а вот первая подорожала всего на $10. Предназначенная только для резидентов Катара категория 4 предлагает самые низкие цены с ЧМ-1986 в Мексике – $11. Также снизилась стоимость билетов третьей категории на матчи 1/8 финала ­– $96 против $115 в России-2018.

Цены на билеты третьей категории на ЧМ-2022 снизились, но при этом значительно уменьшилось их количество. Например, на матчи на 40-тысячном временном стадионе «974» (или «Рас-Абу-Абуд») на категорию 3 приходится 7,2% от вместимости, когда как на 45-тысячной «Казань Арене» на эту же категорию приходилось 15,5%, подсчитал Football Supporters Europe.

«Категории 3 и 4 настолько малы, что с таким же успехом могли бы и не существовать. Это абсолютно беспрецедентно», – цитирует главу Football Supporters Europe Ронана Эвейна сайт организации.

В службе коммуникаций ФИФА «Ведомости.Спорт» пояснили, что диаграммы на билетном портале не указывают количество зарезервированных мест той или иной категории: «Как и в случае с предыдущими чемпионатами мира по футболу, ФИФА показывает сектора с категориями, чтобы помочь болельщикам при подаче заявки на билеты. Указанные классификации (зависят от стадиона) подтверждают клиенту, что, если он/она подаст заявку на билеты определенной категории, выделенные места будут расположены в секторе этой категории или в блоке категории выше. Как и на чемпионате мира по футболу 2018, категории билетов могут варьироваться от матча к матчу на конкретном стадионе. Это делается для того, чтобы ФИФА могла реагировать на особый спрос болельщиков и других участников продажи билетов на конкретную игру».

Футбольная общественность уже не первый возмущается билетной программой ФИФА. Стоимость билетов на чемпионат мира в Корее и Японии 2002 г. выросли втрое по сравнению с предыдущим турниром, что привело к рекордно низкой посещаемости. Оргкомитеты обеих стран тогда критиковали британское агентство ФИФА Byrom Inc. за организацию продаж: мало того, что выросли цены, так еще многие фанаты остались без ЧМ из-за дубликатов, а также задержек с печатью и отправок билетов. Критика была и в СМИ: многие издания писали, что «цены возмутительны» и это издевательство над болельщиками. ФИФА же тогда заявила, что стоимость билетов вызвана дороговизной организации турнира в двух странах.

«Если бы вы собирались увидеть Паваротти или Пласидо Доминго, вы бы заплатили $400 или $500, – говорил тогда The Independent представитель ФИФА. – Чемпионат мира — исключительное событие. Если вы хотите его увидеть, вы должны заплатить за него».

Еще одно оправдание высоким ценам, которое тогда дали в международной федерации, – это борьба с черным рынком. ФИФА не хотела повторения ситуации ЧМ-1998 во Франции, когда тысячи болельщиков приобрели билеты в неофициальных источниках, а после выяснилось, что они отдали деньги мошенникам.

Как и при ценообразовании большинства сезонных продуктов, ФИФА определяет стоимость билетов на ЧМ, учитывая экономическую ситуацию, результаты исследований рынка и цены на предыдущих турнирах. В расчет берут и инфляцию.

К примеру, билет на финал чемпионата мира-1962 в Чили, где встречались Бразилия и Чехословакия, стоил $4. Учитывая темпы инфляции доллара (3,77% в год), $1 тогда эквивалентен по покупательной способности примерно $9,23 сегодня. Получается, что в 1962 г. финал ЧМ можно было посетить за 37 нынешних долларов. Самый дешевый билет на финал ЧМ-2022 стоит $604, что, кстати, на 32,7% выше, чем на турнире-2018 России.

В среднем с 1990 г. стоимость билетов на финал чемпионата мира выросла на 572%, при этом совокупный рост цен на потребительские товары составил 113,31% при уровне мировой инфляции в 2,40% в год. Это означает, что сегодняшние цены в 2,13 раза выше средних цен 1990 г., согласно индексу потребительских цен Бюро статистики труда. Сегодня за $1 можно купить только 46,95% того, что можно было купить тогда.