Ограничение на иностранцев, квота на воспитанников и налог на легионеров. Какой лимит нужен РПЛ

    РФС хочет ввести плату за иностранцев и поощрять клубы за воспитанников. Пригодится ли такая реформа?
    Матч «Москва»-»Динамо» в 2005 г. вошел в историю. Бразильский тренер бело-голубых выпустил в составе 11 легионеров /Спорт-Экспресс / ИТАР-ТАСС

    Англичане-россияне

    Впервые лимит на иностранцев появился в российском футболе в начале 1910-х. Тогда в командах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, играли преимущественно британцы. Всероссийский футбольный союз (ВФС) в сезоне-1913 ввел ограничение: не больше трех иностранцев в заявке. При этом легионерами не считались подданные других государств, которые не меньше двух лет жили и работали в Российской империи.

    Но правило не прижилось: после финальной игры чемпионата разгорелся скандал. Команда Санкт- Петербурга потребовала аннулировать результат из-за «лишнего» англичанина в составе сборной Одессы. ВФС протест по финалу отклонил – к дате мачта спорный легионер как раз потерял свой иностранный статус. Но в ходе разбирательства вскрылись другие подобные нарушения со стороны нескольких команд – и турнир остался без призеров. В сезоне-1914, прерванном из- за начала Первой мировой войны, ограничение на иностранцев сняли, оставив лишь условие, чтобы они представляли команды того региона, где проживают.

    До образования СССР чемпионаты не проводились – регулярный футбол вернулся лишь в 1923 г. Ни о каких иностранцах тогда речи не шло: командам хватало и советских футболистов. До 1989 г.: тогда Федерация футбола СССР разрешила клубам вносить в заявку двух иностранцев. Первым легионером в истории советского футбола стал 35-летний болгарин Теньо Минчев – он приехал играть в «Крылья Советов» за $500 в месяц. В тот же сезон в «Памир» (Душанбе) привезли трех игроков сборной Замбии, впечатлившие советских футбольных деятелей на Олимпиаде-1988. Пирсон Мванза, Винсдом Чанса и Дерби Макинка приехали в Таджикистан, но надолго там задержался только Мванза – он играл в СССР вплоть до его развала. Остальные уехали после шести игр.

    В российском чемпионате до сезона-1996 действовал лимит в формате «не больше трех легионеров на поле», при этом иностранцами считались все, у кого не было рос- сийского паспорта. В январе 1997 г. совет Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), который тогда был руководящим органом высшей лиги, совместно с исполкомом РФС принял решение снять ограничение на иностранцев. Лимит остался только во втором и третьем дивизионах: в 1999 г. количество легионеров на поле ограничили пятью и тремя соответственно.

    Липовый лимит

    В 2002 г. сборная России провалилась на чемпионате мира (не вышла из группы с Японией, Бельгией и Тунисом), после чего футбольное руководство вернулось к идее лимита. Аргументы звучали убедительно: российские игроки получали все меньше времени на поле, уровень их игры падал, и, как следствие, сокращался выбор футболистов для сборной.

    «За лимит выступают все, – говорил тогда президент РФС Вячеслав Колосков. – В том числе РФПЛ. У нас вряд ли возможна ситуация как в Англии, где для получения разрешения на работу необходимо определенное количество выступлений за сборную. Мы пойдем по пути численного лимита».

    После долгих обсуждений к 2004 г. одобрили вариант восемь иностранцев в заявке, не более пяти – на поле. Но под новое правило не попадали футболисты, которые провели минимум 10 матчей за свою сборную или имели действующий контракт с клубом РФПЛ, заключенный до 2001 г. При этом изначально в условии про национальную команду было важное уточнение про срок в два последних года, но до официальной версии оно не дошло.

    В итоге клубы сфокусировались на покупке футболистов, заигранных за сборные. Так в 2005 г. случился легендарный матч «Москва» – «Динамо», в котором бразильский тренер Иво Вортманн выпустил в составе бело-голубых 11 легионеров. Матч динамовцы проиграли, но ситуация стала катализатором перемен. Избранный в апреле 2005 г. новый президент РФС Виталий Мутко сердился тогда в интервью «Спорт-экспрессу»: «Не имею права вмешиваться в политику клуба – если в нем считают, что игрок сборной России проигрывает конкурентам, то так тому и быть [...] Возмущает другое. Что с молчаливого согласия РФС и при бездействии руководства премьер-лиги удалось протащить регламент с липовым лимитом на легионеров. На поле выходят 11 иностранцев – а оказывается, что они и не иностранцы вовсе».

    Мутко не мог объяснить, как в процессе согласования из регламента исчезла формулировка про «10 матчей за два последних года», но пообещал: к следующему сезону лимит приведут в порядок. «Нравится это кому-то или нет, заключены контракты или нет – мы будем действовать в интересах страны», – пригрозил президент РФС.

    Строгие ограничения

    Клубы надеялись, что реформа будет постепенной. Но РФС, вслед за высказываниями президента РФ Владимира Путина о том, что «избыточное количество легионеров подавляет рост молодых и талантливых игроков», утвердил жесткий лимит – семь иностранцев плюс четверо россиян. Кроме того, Мутко анонсировал, что к 2010 г. на поле одновременно смогут выходить не больше пяти легионеров.

    В 2009 г., после успеха сборной России на Евро-2008 (бронза) и победы «Зенита» в Кубке УЕФА, лимит решили ужесточить до 6 + 5 – для больших успехов в будущем.

    Но в 2012 г. россияне бесславно вылетели из группы (с Чехией, Польшей и Грецией) на Евро. Разговоры про смягчение или даже отмену лимита активизировались. И все же мало кто ожидал, что решение примут за несколько недель до начала нового сезона (РФПЛ к тому моменту уже перешла на систему «осень – весна»). «Лимитный переворот» случился в июле, пока РФС оставался без руководителя: Сергей Фурсенко подал в отставку, а нового президента еще не выбрали. По инициативе хозяина ЦСКА Евгения Гинера и владельца «Анжи» Сулеймана Керимова вернули и зафиксировали до 2017 г. формат 7 + 4.

    Мутко, тогда уже министр спорта, был в ярости. Он назвал это «неверным, безответственным и бесперспективным решением»: «Нужно было ужесточать лимит, а не смягчать его».

    Заявка на рассмотрении

    В 2014 г. исполком РФС утвердил новую схему – ограничивать количество иностранцев не на поле, а в заявке: 10 иностранцев и 15 россиян. Одобрили решение летом, а приняли в декабре. При этом тогдашний глава РФС Николай Толстых был против: он выступал за 5+6 или 6+5. Гинер тоже был не согласен: «Люди не должны играть только потому, что у них правильный паспорт».

    Реализовать новое правило помешал закон, подписанный президентом: все полномочия по регулированию вопроса о лимите на легионеров во всех видах спорта передали Минспорту.

    «Не нужно было спешить и принимать долгосрочные решения по лимиту, не посоветовавшись, – выступил в феврале 2015 г. Мутко. – В некоторых видах спорта – в частности, в футболе – не посоветовались. Зря они это сделали».

    Так за три дня до старта сезона приняли вариант 6 + 5. Причем «легионерами» стали и обладатели российских паспортов, которые по каким-либо причинам не могли играть за сборную России. Тогдашний тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш назвал такое решение «худшим из возможных»: «Этот лимит не поможет России нигде», – резюмировал он.

    Концептуальная смена подхода к лимиту случилась уже при нынешнем президенте РФС Александре Дюкове: с сезона 2020/21 ограничение касается только заявки – в ней может быть не больше восьми иностранцев.

    Новые реалии

    Летом 2021 г. сборная России не смогла выйти из группы (с Бельгией, Финляндией и Данией) на Евро – и о корректировке лимита заговорили с новой силой, но используя знакомые аргументы: ограничения на иностранцев завышают цены на российских игроков и деформируют их мотивацию, убеждая в незаменимости.

    Необходимость реформ признавали все участники процесса. Это подтвердило и исследование «Российский футбол: взгляд изнутри», опубликованное в конце 2021 г. на сайте РФС: более 85% респондентов признали, что лимит нужно менять.

    Обсуждались разные варианты, вплоть до его полной отмены, но идею не поддержал Владимир Путин: «С 1988 г. наша сборная не играет на Олимпийских играх. Ну, еще не будет 20 лет играть, если одни иностранцы у нас будут», – заявил президент РФ, отвечая на вопросы прямой линии.

    Четкое понимание нового формата лимита у клубов и РФС сложилось только к февралю 2022 г. На финальную стадию согласования вышло комплексное решение: количественное ограничение иностранцев, квота на воспитанников и финансовые санкции за использование легионеров. 

    Новая редакция лимита предусматривает 13 иностранных игроков в заявке и не больше восьми на поле. Кроме того, из 25 человек в заявке не меньше 12 должны быть воспитанниками российских футбольных школ (от трех лет в системе в возрасте с14 до 18 лет), в том числе четверо – подготовленных в клубной академии (для участия в еврокубках УЕФА требует 8/4). Если команда не выполняет это условие, ее заявка сокращается. 

    Больше всего споров вызвал финансовый пункт новой версии лимита. РФС планирует ввести «налог» на легионеров: 5000 руб. за каждую сыгранную минуту иностранного игрока до 23 лет, 10 000 – за минуту футболиста старше.

    Из полученных средств (ориентир – почти 1,7 млрд руб. за сезон) планируется создать фонд для целевого поощрения академий команд, где игровое время получают российские футболисты до 23 лет.

    Расчет должен происходить в конце сезона: пример – в таблице.

    Распределение выплат за иностранцев и воспитанников по предлагаемому РФС формату лимита на легионеров (по итогам 18 туров сезона 2021/22) /РФС

    «Зенит» и некоторые другие топ- клубы, нацеленные на еврокубки, такую бухгалтерию встретили без энтузиазма: поминутная оплата легионеров выглядит слишком обременительной. Их предложение – налог на «лишних» иностранцев в составе, как в НБА платят за превышение зарплатного потолка.

    Туманное будущее

    Финальное решение по лимиту должен принять исполком РФС, а затем утвердить Минспорт. Но в связи с событиями на Украине вопрос подвис.

    Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) обратилась к ФИФА, чтобы дать право всем иностранцам расторгнуть действующие контракты с российскими клубами без штрафных выплат. Но пока легионерам команд РПЛ разрешили только приостановить соглашения в одностороннем порядке. В этой связи «Краснодар», «Рубин» и другие клубы уже лишились многих иностранных игроков.

    ФИФА следит за развитием ситуации и может принять кардинальное решение в любой момент, мотивируя его чрезвычайностью обстоятельств, – так уже было в пиковый период пандемии. И тогда российским клубам будет гораздо сложнее сохранить нынешних легионеров или заполучить новых, а проблема лимита решится сама собой.