10 городов, $1 млрд и талисман Осетренок. История первой заявки России на проведение чемпионата Европы

    Евро-2008 досталось Швейцарии и Австрии. Сборная России завоевала на нем бронзу
    Евро-2008 не стал для сборной России домашним, но пока остается самым успешным турниром в ее истории. На фото — полузащитник сборной России Андрей Аршавин во время четвертьфинала с Нидерландами /СПОРТ-ЭКСПРЕСС / ИТАР-ТАСС

    На прошлой неделе Российский футбольный союз (РФС) направил в Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) декларацию на проведение чемпионата Европы в 2028 или 2032 г., которая в случае утверждения может превратиться в заявку. Первенство континента частично уже проходило в России в 2021 г., когда семь матчей принял Санкт-Петербург. Первая же в истории масштабная заявка на организацию турнира такого уровня в нашей стране была подана 20 лет назад. Тогда РФС контактировал с УЕФА на тему проведения Евро-2008.

    Шесть конкурентов и проблемы с инфраструктурой

    После московской Олимпиады СССР, а потом и Россия пять раз претендовали на масштабные спортивные мероприятия: Ташкент, Санкт-Петербург и дважды Сочи — на Олимпийские игры, СССР — на чемпионат мира по футболу 1990 г. В итоге Санкт-Петербург в 2000 г. принял хоккейный чемпионат мира, а Россия продолжила попытки получить крупный футбольный форум в новом тысячелетии.

    Несмотря на то, что общенациональной кампании по продвижению Евро-2008 в России не было, предпосылки к подаче заявки на проведение турнира взялись не на пустом месте. Во-первых, крупный российский бизнес начал вкладываться в команды Премьер-лиги (от ЮКОСа, пришедшего в «Динамо», до «Норильского никеля», взявшего под крыло «Торпедо-ЗИЛ»). Во-вторых, летом 2002 г. в стране открылся чисто футбольный (без беговых дорожек) стадион «Локомотив», рассчитанный на 30 000 зрителей и отвечавший всем современным стандартам.

    Стадион «Локомотив», открывшийся в 2002 г., был одной из двух готовых арен в российской заявке на проведение Евро-2008 /Wikimedia

    Всего в УЕФА на начало 2002 г. поступило семь заявок на проведение Евро-2008. Помимо России, только Венгрия была готова организовать турнир единолично. Остальные пять предложений были совместными. В четырех случаях речь шла о проведении турнира на территории двух стран: такие заявки представили Австрия/Швейцария, Босния и Герцеговина/Хорватия, Греция/Турция, Ирландия/Шотландия. Кроме того, заявка под названием Nordic 2008 была подана Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией при поддержке федераций футбола Исландии и Фарерских островов.

    В заявку России вошли десять городов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Саратов, Воронеж, Ярославль, Краснодар.

    Ситуация со стадионами, гостиницами и аэропортами была сложной. К декабрю 2002 г., когда УЕФА должен был назвать хозяина Евро-2008, в стране были лишь два готовых действующих стадиона: «Лужники» и «Локомотив». В Саратове, Воронеже и Ярославле отсутствовали международные аэропорты. Лишь две действующих гостиницы, сертифицированные как «четыре звезды», приходились не на Москву с Петербургом.

    Гостям России обещали упрощенный таможенный и визовый режим, но даже на это преимущество накладывались объективные проблемы с расстояниями. Самое далекое расстояние между швейцарскими городами меньше, чем самое ближнее между российскими.

    «Это лучший способ показать, что мы выходим из кризиса и способны организовать важные футбольные мероприятия. Москва — один из лучших городов в Европе по уровню обслуживания. Наши гостиницы, рестораны — тоже на уровне. Так что столица может служить для остальных городов примером. А те просто обязаны подтянуться: прием туристов со всего мира станет ключевым импульсом к развитию инфраструктуры», — говорил полузащитник сборной России Сергей Семак.

    Миллиард нашелся не сразу

    Для одобрения в УЕФА заявка должна была сопровождаться поддержкой правительства РФ. У РФС на тот момент еще не было настолько мощного политического лобби, какое появилось при Виталии Мутко. Продвижению заявки способствовал Валерий Драганов, который занимал должность вице-президента РФС и возглавлял подкомитет Госдумы по внешнеэкономической деятельности и таможенно-тарифному регулированию.

    «Сначала был предварительный разговор в правительстве и Олимпийском комитете России, администрации президента. Только после этого мы начали проводить консультации с УЕФА. А первым импульсом при принятии решения о подаче заявки стало неофициальное одобрение высшего руководства страны в 2001 г. на одной из встреч», — рассказывал функционер.

    Драганов заручился поддержкой 258 депутатов Госдумы, после чего внес вопрос о поддержке заявки РФС в повестку одного из правительственных заседаний в марте 2002 г. Официального одобрительного письма от правительства РФС в нужные сроки он не дождался и представлял предварительный проект на конгрессе УЕФА в Стокгольме (25 апреля) без него. Позицию правительства разъяснила вице-премьер Валентина Матвиенко.

    «К сожалению, у нас нет стадионов, отвечающих мировому уровню. Нужны как минимум $800 млн, чтобы построить их или реконструировать уже существующие. У нас таких финансовых ресурсов нет, поскольку есть более острые первоочередные расходы», — поясняла Матвиенко.

    Вячеслав Колосков возглавлял РФС с 1992-го по 2005-й гг. /СПОРТ-ЭКСПРЕСС / ИТАР-ТАСС

    — Что вы конкретно собираетесь сделать, ведь времени почти не осталось? — спросили президента РФС Вячеслава Колоскова на форуме в Стокгольме по поводу прохладного отношения правительства РФ к проведению Евро.

    — Буду говорить с Владимиром Путиным и [председателем правительства] Михаилом Касьяновым.

    — Президент вас примет?

    — Если не примет, попытаюсь встретиться с ним в Бору (подмосковная база сборной России до 2006 г. – «Ведомости Спорт»), куда он обещал приехать, когда наша команда соберется на сбор перед чемпионатом мира.

    В результате Россия предоставила государственные гарантии на проведение Евро, и 19 июня 2002 г. РФС направил официальную заявку в УЕФА. Бюджет на организацию чемпионата составил $1 млрд. Четверть от этой суммы предполагалось выделить из федерального бюджета, остальное — привлечь за счет инвестиций, а также из муниципальных и региональных бюджетов. «Кроме того, возможно привлечение средств от крупных частных компаний, которые выразят готовность профинансировать строительство некоторых объектов», — отмечал в разговоре со «Спорт-Экспрессом» замминистра Минэкономразвития Аркадий Дворкович.

    На создание комитета по выдвижению российской заявки и его работу было потрачено $3 млн. Несмотря на отсутствие промо-кампаний, города, где планировалось провести матчи турнира, осенью 2002 г. вовсю принимали делегатов УЕФА. В Санкт-Петербурге им показали стадионы «Петровский» и Кирова, в Волгограде — только спортбазу местного «Ротора», в Самаре — макет 50-тысячной арены (губернатор Константин Титов заверял, что стадион построят в любом случае, но его возвели только под ЧМ-2018), наконец, в Ростове-на-Дону гостей посвятили в казаки — c шашками и папахами.

    Делегаты отметили поддержку центральной и региональной власти, а также невысокие цены в регионах, но обнаружили существенный минус — $50 млн как показатель планируемой прибыли. Для сравнения: у скандинавской заявки планируемая прибыль составляла $240 млн, а у британской — $700-800 млн.

    Согласовать видеообращение Путина не удалось

    Заявка России перед финалом уложилась в 15 минут. Четыре с половиной из них занимал презентационный ролик. К нему прилагалось письмо председателя правительства РФ Михаила Касьянова членам исполкома УЕФА. Письмо Касьянова стало составляющей частью российского проекта вместо видеообращения Владимира Путина.

    «Найти время и формат для записи выступления президента России довольно проблематично. Кроме того, слова первого лица государства, сказанные публично, могут быть неправильно истолкованы», — рассказывал «Спорт-Экспрессу» руководитель проекта «Евро-2008» Александр Чернов.

    Талисманами крупных соревнований в СССР и России успели побывать знаменитый олимпийский Мишка (на Играх-1980) и лосенок (символ хоккейного чемпионата мира-2000). В 2018-м гостей чемпионата мира встречал волк Забивака. Под Евро-2008 был изобретен, возможно, самый оригинальный талисман — Осетренок. Правда, поскольку Россию не выбрали страной хозяйкой первенства континента, никто не увидел, как выглядит рыба, играющая в мяч, хотя бы на бумаге. Нарисовать эскиз планировалось только после победы российской заявки.

    Президент РФ Владимир Путин в 2002 г. /Владимир Родионов и Сергей Величкин / ИТАР-ТАСС

    В итоге ее не оказалось даже в финале, куда прошла Венгрия, а также две совместные заявки — Австрия/Швейцария и Босния/Хорватия. Голоса в пользу России отдали лишь два из 14 членов исполкома — люксембуржец Анри Ремер и будущий президент УЕФА Мишель Платини.

    12 декабря 2002 г. право на проведение Евро-2008 получили Австрия и Швейцария. Для сборной России этот турнир стал выездным. Зато, благодаря выходу в полуфинал и завоеванной бронзе, самым успешным в ее новейшей истории.