Мирное соглашение: у РПЛ появился новый титульный спонсор — седьмой в истории

    Когда-то чемпионат России поддерживали Stimorol и Pepsi
    Два года назад РПЛ представила новый кубок и нового спонсора. На старте этого сезона спонсор меняется — теперь это платежная система «Мир» /Валентина Певцова / ТАСС

    В это межсезонье у РПЛ появился беттинг-партнер — им стал Winline, заключивший соглашение с лигой на четыре года общей стоимостью 11,04 млрд руб. А за несколько часов до Суперкубка лига назвала нового титульного спонсора. Им стала платежная система «Мир».  

    В истории чемпионатов России это будет седьмой титульный спонсор. «Ведомости. Спорт» восстановили хронику этих взаимоотношений.  

    Чемпионат России и Stimorol  

    Годы сотрудничества: 1995-1997 гг. 

    Датский бренд жевательной резинки пришел в Россию в 1992 г. и довольно быстро завоевал рынок. Dandy/Dansk Tuggegummi Fabrik A/S (именно им принадлежит Stimorol) было интересно осваивать новые территории. Когда к компании пришли с предложением из футбола, руководство согласилось — такая идея продвижения казалась очень перспективной.  

    Переговоры с датчанами организовало американское маркетинговое агентство IMG, которое в 1994 г. совместно с Национальным фондом спорта (НФС) взялось за российский футбол. Компания пришла в Россию благодаря братьям Вайнштейн, которые со временем возглавили местное представительство.  

    Изучив особенности местного рынка, эксперты IMG составили целую программу по развитию лиги. Одной из главных стала задача по поиску спонсоров — титульного и не только. Ее решение агентство предложило взять на себя. В итоге договор о сотрудничестве был составлен таким образом, что IMG выплачивало лиге фиксированную сумму, а взамен получало возможность продажи контрактов и статус продюсера по маркетинговым делам. Агентство гарантировало лиге $3 млн с ежегодным повышением на 12%. За все время действия договора российский футбол должен был получить $10,1 млн.   

    За три года титульного партнерства Stimorol заплатил агентству чуть больше $2 млн. Такой была плата за нейминг, изображение торговой марки на логотипе чемпионата России, рекламные щиты на всех матчах, нашивки на футболках, льготы для заказа рекламы на ТВ, а также обещание, что все без исключения будут называть лигу «Стиморол Чемпионат России». Николай Толстых, который тогда возглавлял ПФЛ, больше полугода тянул с подписанием контракта, а первую подпись поставил карандашом — до последнего противился приходу западного титульного спонсора.  

    Соглашение с датским концерном было подписано уже после того, как IMG дал гарантии лиге, поэтому для выплаты оставшихся по контракту сумм нужно было искать других спонсоров. В 1995 таковых не было, но и тогда, и в дальнейшем IMG помогал НФС. Само же агентство на сделках почти не зарабатывало: компания рассматривала российский рынок как стратегически привлекательный, поэтому планировала остаться в России и выходить за пределы футбола. Однако расшириться помешал кризис 1998 г.  

    Датчане же, имея возможность пролонгации соглашения, не стали активировать эту опцию и отказались от дальнейшего сотрудничества с чемпионатом России. К тому моменту компания не просто выполнила, а, скорее, перевыполнила свою задачу по повышению узнаваемости бренда. Процент продаж рос колоссальными темпами, поэтому Stimorol не стал продлевать контракт с IMG еще на два года.  

    Чемпионат России и Pepsi 

    Годы сотрудничества: 1998‒1999 гг. 

    К моменту ухода Stimorol Pepsi был коспонсором чемпионата России и курировал ряд футбольных проектов. IMG предложило компании стать титульным спонсором, и стороны договорились — сумма соглашения составила около $1,5 млн в год. Но в 1998 г. грянул кризис, поэтому в 1999-м IMG приняло решение снизить выплаты ПФЛ на миллион: подобный пункт был оговорен контрактом, но лиге такой ход сильно не понравился. В итоге чемпионат России остался и без титульного спонсора, и без маркетингового продюсера — в новых кризисных реалиях российскому футболу он был не нужен.   

    Чемпионат России и «Росгосстрах»  

    Годы сотрудничества: 2006-2010 гг.  

    Титульный спонсор снова появился у чемпионата России только в 2006 г.: в российский футбол решила вложиться крупнейшая страховая компания. Соглашение было подписано на пять сезонов на общую сумму $50 млн. По условиям договора, «Росгосстрах» получил право на размещение своего логотипа рядом с названием лиги, на футболках игроков и на стадионах. Кроме того, в контракте был пункт, согласно которому перед началом каждого матча должен был звучать гимн компании.  

    «Помимо «Росгосстраха» мы планируем привлечь еще около пяти крупных партнеров, — рассказывал тогдашний президент РФС Виталий Мутко «Ведомостям». — В основном доходы от сотрудничества с ними пойдут на развитие футбольной системы России, например на детско-юношеский футбол. В РФС мы планируем оставлять не больше 10-20% этих поступлений».  

    В итоге утвердили такую схему: 85% выплат распределялось между командами чемпионата России и ФНЛ, а 15% перечислялось на развитие детско-юношеского футбола. Сумма, которую выплачивал «Росгосстрах» РФПЛ была неслыханной — так дорого футбол в нашей стране еще никто не оценивал. Правда, результаты сотрудничества не удовлетворяли компанию. Дошло до того, что весной 2011 г. бывший партнер подал на РФПЛ в суд.  

    Претензий накопилось немало. Во-первых, некоторые клубы, вопреки соглашению, сотрудничали с другими страховыми компаниями. Например, партнером «Зенита» был СОГАЗ, чьи баннеры висели на стадионе. Во-вторых, вещатель в полной мере не выполнял рекламные обязательства. «Росгосстрах» потребовал от лиги 593,4 млн руб. По словам представителей компании, сумма исчислялась в строгом соответствии с условиями договора и касалась лишь 2010 г. Проблемы возникали и раньше, но их удавалось решить в досудебном порядке. В этот раз дошло до суда, однако там стороны заключили мировое соглашение.  

    Чемпионат России и СОГАЗ 

    Годы сотрудничества: 2011-2015 гг. 

    Несмотря на конфликт, «Росгосстрах» выходил к РФПЛ с новым предложением, однако лига отказалась его рассматривать. Сергей Прядкин объяснял это тем, что соглашение о передаче коммерческих прав РФПЛ РФС закончилось в 2010 г., поэтому устроить тендер было невозможно. При этом еще летом президент РФС Сергей Фурсенко сообщал о предложении от страховой компании СОГАЗ, которое оказалось выгоднее того, что лига могла получить от «Росгосстраха».  

    «Мы вводим механизмы, позволяющие футболу зарабатывать больше, — цитировал Фурсенко «СЭ». — Например, СОГАЗ появился не в противовес «Росгосстраху», а как его конкурент. В настоящее время рассматриваются предложения от обеих сторон: СОГАЗ сформулировал условия, серьезно превышающие то, что предлагал «Росгосстрах». Окончательное решение примем в сентябре — соглашение, скорее всего, оформим на четыре года».  

    Стороны действительно подписали соглашение на этот срок на общую сумму $60 млн.  

    Чемпионат России и «Росгосстрах» 

    Годы сотрудничества: 2015-2018 гг. 

    В 2015 г. «Росгосстрах» снова вернулся к РФПЛ в 2015 г. «Сегодня замечательный день для российского футбола, — объявил тогда на пресс-конференции президент РФПЛ Сергей Прядкин. — Мы подписали соглашение с «Росгосстрахом». Это наш давний партнер, отношения с которыми были заморожены, хотя все эти годы мы продолжали сотрудничество с «Росгосстрах банком» в том числе в области судейства. Рады, что нам удалось найти точки соприкосновения и к нам вернулся рыночный партнер. Это очень важно».  

    «Росгосстрах» был спонсором лиги дольше всех: с 2006 по 2010 гг. и с 2015 по 2018 гг. /Антон Ваганов / ТАСС

    Страховщик и РФПЛ не раскрывали стоимость контракта, однако топ-менеджер одного из российских футбольных клубов говорил, что она может составлять 600-700 млн рублей в год.  

    «Деньги деньгами, но, учитывая сложнейшую ситуацию с санкциями и курсами валют, мы с радостью откликнулись на предложение нашего давнего партнера, — комментировал тогда финансовую сторону Прядкин. — В этот момент не думали о деньгах. Сумма устраивает клубы лиги. Но если экономическая ситуация улучшится, то сядем за стол переговоров и обсудим увеличение контракта».  

    Когда действие контракта подходило к концу, «Росгосстрах» принял решение прекратить сотрудничество с РФПЛ. Генеральный директор компании Николаус Фрай рассказывал «Ведомостям», что на это было две причины. Во-первых, изменился статус компании. Акционером группы банка «Открытие», в которую входит компания, стал Центробанк, потому решения о ее расходах фактически перешли в зону ответственности государства. Во-вторых, РФПЛ отказалась от института титульного спонсорства в пользу нескольких генеральных партнеров. Объявляя об этом решении, Прядкин приводил в пример контракт с «Лигой ставок», который по сумме превосходил соглашение с титульным партнером. «Считаем, что так будет гораздо эффективнее для лиги», — говорил он.  

    Российская Премьер-лига и «Тинькофф» 

    Годы сотрудничества: 2020-2022 гг. 

    В середине сезона-2019/20 стало известно, что новым титульным спонсором РПЛ станет «Тинькофф Банк». Соглашение с банком было подписано на три сезона, его общая стоимость составила более 300 млн руб. Этим летом контракт заканчивается: «Тинькофф», недавно вошедший в группу компаний «Интеррос», не стал активировать опцию пролонгации.  

    Российская Премьер-лига и «Мир»  

    Годы сотрудничества: 2022-2026 гг. 

    Экс-президент РФПЛ Ашот Хачатурянц собирался покинуть свой пост еще весной, однако задержался на несколько месяцев, чтобы довести до конца все переговоры с потенциальными спонсорами лиги. По информации «Ведомости. Спорта», именно он курировал переговоры с НСПК «Мир». И они прошли достаточно успешно. Изначально компания предложила лиге около 500 млн руб. в год. Хачатурянц смог договориться о повышении до 800 млн руб. Соглашение рассчитано на четыре года.