«Бренд «Барселоны» имел, имеет и будет иметь высокую стоимость». Клуб заработал 700+ млн евро за лето

    Реализует медиаактивы, чтобы укрепить состав
    У «Барселоны» накопилось много долгов — чтобы справиться с ними, пришлось задействовать разные экономические рычаги /FC Barcelona

    Возрождение «Барселоны» после трудных сезонов, когда команда была далека от борьбы за титул в чемпионате Испании и рано вылетала из Лиги чемпионов, сильно осложняют экономические проблемы. Жоан Лапорта выиграл президентские выборы в марте 2021 г., начал с полноценного аудита и только нынешним летом подошел к решению накопившихся проблем.

    А они действительно масштабные.

    Об итогах внутренних проверок Лапорта объявил в феврале: долг клуба – 1,35 млрд евро, хотя прежний руководитель Жозеп Бартомеу признавал только 500 млн евро задолженности.

    Вице-президент «Барселоны» по экономическим вопросам Эдуард Ромеу подчеркивал: за два года пандемии долг вырос на 600 млн евро, а потери, связанные с коронавирусом, он оценил всего в 135 млн.

    Кроме того, Ромеу обвинил прежнюю власть в завышении зарплат (фонд был на 40% больше, чем у конкурентов), бездействии относительно инфраструктуры (сравнивал с «Реалом», который в отсутствие болельщиков ускорил обновление стадиона) и в целом неэффективном использовании обширных ресурсов.

    А юрист «Барселоны» Жауме Кампанер прямо обвинил Бартомеу в экономических преступлениях. Например, аудит выявил следы махинаций с комиссионными выплатами при переходах игроков – иногда посредникам отдавали до трети от трансферной суммы вместо стандартных 5–10%.

    Ущерб от незаконных операций новые управленцы оценили примерно в 30 млн евро, а остальные долги накопились из-за ошибочных и неграмотных бизнес-решений.

    Последствия настигли «Барселону» трансферным летом – 2022.

    Деньги на перестройку

    По ходу сезона 2021/22 команду возглавил Хави, местная легенда. Он сразу анонсировал большую перестройку, что совпадало с планами нового руководства по возвращению клуба на лидерские позиции. Обновление состава при таком сценарии – обязательный пункт программы.

    «Барселона» оформила три трансфера суммарно на 153 млн евро, подписала двоих игроков как свободных агентов и перезаключила закончившиеся контракты еще с двумя.

    Но чтобы Хави смог использовать Роберта Левандовского (45 млн евро, из «Баварии»), Жюля Кунде (50 млн евро, из «Севильи»), Рафинью (58 млн евро, из «Лидса»), Франка Кессиэ с Андреасом Кристенсеном (в прошлом сезоне играли за «Милан» и «Челси» соответственно), а также Усмана Дембеле и Сержи Роберто (формально успели стать свободными агентами, затем подписали новые контракты), клубу пришлось срочно привлекать инвестиции.

    К бизнес-активности «Барселону» вынуждают правила внутреннего финансового контроля, установленные в Ла Лиге. Их суть в том, что для каждого клуба рассчитывается потолок зарплатных трат и при приглашении новых футболистов за него выходить нельзя. Лига таким образом контролирует, чтобы команды не тратили на игроков больше, чем могут себе позволить, и не подрывали финансовую устойчивость – свою и турнира в целом.

    Эта мера не распространяется на тех, у кого действуют контракты, – это не потолок зарплат в чистом виде, как он работает в североамериканских лигах, но возможность подписывать новичков (в том числе перезаключать соглашения с теми, чьи контракты закончились, – то же самое было год назад с Лионелем Месси) лимитирована для тех, кто показывает неудовлетворительный финансовый результат. А это еще в начале августа точно относилось к «Барселоне».

    За лето с клубом стало четко ассоциироваться понятие «экономический рычаг» – так сама «Барселона» называла экстренные меры, направленные на улучшение экономической ситуации. Это то, что потребовалось сверх крупной спонсорской сделки, по которой ключевым спонсором клуба стал музыкальный стриминг-сервис Spotify (сотрудничество оценивают в 300 млн евро за четыре сезона, включает в том числе нейминг стадиона). Чтобы разобраться с самыми актуальными проблемами, понадобилось активировать четыре рычага.

    Первый и второй шли в связке. Сначала «Барселона» продала американской инвестиционной компании Sixth Street 10% доходов от телеправ в течение 25 лет, а затем добавила в сделку еще 15%. Итого клуб будет отдавать компании четверть телевизионных доходов до 2047 г., а ему за это прямо сейчас выплатили 667 млн евро.

    Известно, что в сезоне 2020/21 «Барселона» заработала на телеправах Ла Лиги 166 млн евро. Если бы доходы оставались на этом уровне все 25 лет, инвесторы получили бы за это время 1,035 млрд евро.

    Незачет на 150 млн

    Первых двух рычагов «Барселоне» не хватило, в том числе из-за того что органы финансового контроля посчитали рыночными только 517 млн евро. Суть – в особенностях сделки: формально Sixth Street завладела правами не сама, продажу оформили через дочернюю компанию Logksley Investments, а ее вместе создали Sixth Street и сама «Барселона». При этом предполагается, что 150 млн евро на покупку прав новой структуре передал сам клуб в статусе соучредителя новой компании. По сути, эти деньги прошли круг и вернулись к «Барселоне» – но лига разобралась в деталях и не засчитала 150 млн евро как релевантный доход.

    Это говорит скорее не о наивности «Барселоны», а о четкой работе финансового контроля Ла Лиги, считает спортивный юрист, партнер испанского офиса компании Sila International Lawyers Иван Быковский.

    «По регламенту клубы предоставляют лиге всю информацию о сделках с компаниями своей группы или зависимыми компаниями, – поясняет он для «Ведомости. Спорта». – Если в уставном капитале компании-прокладки значительный процент от «Барселоны», она была обязана сообщить о появлении своей новой дочерней компании. Можно предположить, что они предоставили эти сведения не сразу, но Ла Лига наверняка заинтересовалась происхождением компании, запросила сведения по сделке и легко выяснила, что она относится к зависимым».

    Другая версия, почему «Барселоне» зачли меньшую сумму, которую видит Быковский, – внутренняя оценка стоимости контракта со стороны Ла Лиги. Органы финансового контроля там обладают теми же полномочиями, какими пользовался УЕФА при прежней системе финансового фэйр-плей: они могут оценивать справедливость стоимости договора и, если в этом возникают сомнения, срезать сумму до соответствующей рынку.

    Дополнительная оговорка: «Барселона» пошла по своему пути в части телеправ, хотя у нее был вариант присоединиться к общему соглашению Ла Лиги: еще год назад там договорились с инвестиционным фондом CVC о продаже 10% доходов от прав в следующие 50 лет. Представители «Барсы» публично критиковали это решение за слишком продолжительный срок, в итоге подписали аналогичное соглашение с инвестором (Лапорта признавал, что не хотел, но был вынужден) – отдадут более весомую долю, но на срок в два раза короче.

    Третий рычаг – продажа 24,5% бизнеса подразделения Barca Studios, которое производит весь медиаконтент «Барселоны». За 100 млн евро эту долю приобрела компания Socios.com – теперь уже крупный игрок на спортивном рынке, в том числе рекламном. Это платформа фанатских токенов, созданных на базе собственной криптовалютной системы. Socios сотрудничают с десятками футбольных клубов и других спортивных организаций как рекламодатели, а статус отношений с «Барселоной» они повысили до инвестора.

    Четвертый рычаг – почти четверть Barca Studios отошла инвестиционной компании GDA Luma, по той же цене.

    «Барселона» привлекла средства, реализовав наиболее ликвидный актив, считает основатель венчурной компании Disruptive.vc Дмитрий Масленников.

    «Монетизация бренда через дистрибуцию контента лояльной аудитории с широким охватом – очевидный ход, когда ограничено время и есть острая потребность в финансировании, как сейчас у «Барселоны», – поясняет он «Ведомости. Спорту».

    С учетом того что публично недоступна вся информация о деталях инвестиционных сделок, Масленников предполагает такую логику: покупатель верит в стабильно высокий уровень интереса к клубу и его звездам, а продавец в условиях нестабильного экономического положения стремится к стабильности в одном из ключевых финансовых потоков – дистрибуции медиаправ.

    В ответ на вопрос о том, могут ли нынешние сложности повлиять на инвестиционную привлекательность «Барселоны» в дальнейшем, Масленников предлагает разделять силу и стоимость бренда, привлекательность которого обеспечивает база фанатов, ключевые звезды, географическая принадлежность и т. д., и общую инвестиционную привлекательность клуба как бизнеса, где его бренд играет важнейшую, но не единственную роль.

    «В этой парадигме бренд «Барселоны» имел, имеет и будет иметь высокую силу и стоимость, – уверен Масленников. – А если посмотреть на футбольный клуб как на объект инвестиций, будь передо мной такой выбор, я бы вкладывал в португальские или голландские клубы – «Бенфику» или «Аякс», славящиеся способностью воспитывать и коммерциализировать талантливых игроков, на чем во многом строят свою успешную экономику».

    Давление долгов

    Таким образом «Барселона» привлекла более 700 млн евро релевантного дохода и благодаря этому смогла зарегистрировать шестерых новичков из списка – Ла Лига объявила об этом вечером 12 августа, за сутки до первого матча команды в чемпионате (сыграли дома 0:0 со скромным «Райо Вальекано», на поле вышли все шесть только что оформленных игроков).

    Единственным, кто пока так и не может играть за «Барселону», остался защитник Жюль Кунде. Борьбу за подписание 32-летнего француза выиграли у «Челси», но, чтобы его смог задействовать Хави, клубу нужно улучшить финансовый баланс примерно на 60 млн евро.

    Новых экономических рычагов не запланировано, до конца августа собираются решить вопрос другим путем: либо за счет трансферов на выход, либо сокращением текущих расходов на зарплаты.

    Второй пункт плана выглядел бы более заманчиво, если бы «Барселона» уже не была должна своим футболистам почти 400 млн евро. Эту сумму накопили старые и новые руководители.

    Началось еще в начале пандемии, когда при резком падении доходов и приостановке турниров все игроки согласились на отсрочку 12% от зарплаты.

    В конце 2020 г., когда кризис затянулся, временное руководство клуба в период между двумя президентами договорилось о значительных отсрочках по окладам и бонусам – получилось отложить выплат примерно на 170 млн евро. А год назад, когда стояла задача урезать расходы ради регистрации новичков, от внушительной доли зарплат отказались многолетние лидеры Жерар Пике, Серхио Бускетс и Жорди Альба. При обнародовании итогов аудита вице-президент Ромеу назвал конкретную сумму отложенных зарплатных платежей – 389 млн евро.

    Теперь это мешает. И договариваться о новых снижениях с отсрочками, когда самым высокооплачиваемым футболистам и так уже много должны, и вести переговоры о продажах. Например, Френки де Йонгом интересуется «Манчестер Юнайтед», но продвижению переговоров мешает то, что в «Барселоне» ему должны около 20 млн евро – футболист хочет получить эти деньги перед переходом, клуб в нынешнем положении не готов их платить, потенциальный покупатель наверняка тоже не намерен покрывать эту задолженность. Ситуация для рынка нетипичная, готовых сценариев на такой случай, судя по всему, нет.

    Как отсутствует и четкий план, каким образом ужаться или дозаработать еще. «Барселона»-2022 – это клубок экономических проблем, который предстоит распутывать еще не один год.