Больше 180 команд, инвесторы из США и будущее «Челси»: мировой футбол опутывают мультиклубные сети

    За пять лет число команд, чьи хозяева владеют и другими клубами, выросло на 700%
    В 2021 г. доходы City Football Group составили 624,6 млн фунтов стерлингов, правда, расходы пока превышают выручку — 785,1 млн фунтов /Manchester City FC

    Новый владелец «Челси» американец Тодд Боэли на сентябрьской конференции Salt в Нью-Йорке много рассуждал об экономике футбола. Например, предложил Английской премьер-лиге проводить Матч звезд – в формате «Север vs. Юг». Кроме того, бизнесмен озвучил новую концепцию развития «Челси». Боэли планирует создать футбольную империю – по образцу City Football Group (CFG) и Red Bull – и, по сообщениям британских СМИ, уже присматривается к покупке клубов в Португалии и Бразилии. 

    Американский опыт

    Создание мультиклубного холдинга не самая новаторская идея. Такой формат давно популярен в Северной Америке, напоминает руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA Кирилл Кулаков и приводит в пример коммерчески успешные Madison Square Garden Sports (MSGS: «Нью-Йорк Никс» в НБА, «Нью-Йорк Рейнджерс» в НХЛ и др.) и Maple Leaf Sport & Entertainment (MLSE: «Торонто Рэпторс» в НБА, «Торонто Мэйпл Лифс» в НХЛ и др.). Компаниям принадлежат не только клубы, но и арены, где они выступают, что позволяет выстраивать эффективную экономику. Так, в 2017 г. MLSE продала название домашней арены одному из крупнейших банков Канады – Scotiabank на 20 лет за 800 млн канадских долларов. Собственно, сам Боэли в Америке является совладельцем нескольких спортивных франшиз.

    В футболе мультиклубный формат практикуют уже несколько десятилетий. И тренд набирает обороты. Осенью 2021 г. платформа Play the Game Датского института изучения спорта представила результаты исследования, согласно которому 60 компаний по всему миру владеют активами в двух или более клубах (суммарно это 156 команд). Наибольшее количество клубов, вовлеченных в сетевую систему владения, приходится на Англию (15). Даже «Челси» при Абрамовиче пытался выстроить подобную схему – с голландским «Витессом». 

    Новый владелец «Челси» мыслит масштабнее. По его мнению, расширение бизнеса поможет оздоровить экономику флагманского клуба, в том числе за счет оптимизации трансферных процессов и продвижения бренда на мировом рынке.

    Впрочем, собирать команды по разным странам вынуждает не только желание осваивать новые территории, но и строгие правила УЕФА. В каждом регламенте, посвященном конкретному клубному турниру под эгидой организации (Лига чемпионов, Лига Европы и Лига конференций), есть статья об участии в соревновании команд одного владельца, напоминает старший юрист юридической компании Sila Юрий Яхно. Ее суть проста: если права сыграть в турнирах УЕФА добилось два или больше клубов одного владельца, в розыгрыш допускается только одна команда. Приоритет у более престижного соревнования, у более высокого места в национальном чемпионате и у страны с более высоким рейтингом УЕФА. 

    «По смыслу регламентов УЕФА владелец – это лицо, которому число акций, долей участия или иного влияния позволяет единолично принимать решения по управлению клубом, назначать менеджеров и т. д., – поясняет «Ведомости. Спорту» Яхно. – Для клубов, у которых есть общий, но миноритарный акционер/держатель долей, проблем с одновременным допуском в турниры УЕФА не будет».

    Появлению ограничений предшествовало целое судебное разбирательство, случившееся еще в 1999 г. Тогда English National Investment Company (ENIC) владела долями в лондонском «Тоттенхэме», пражской «Спарте», афинском АЕК и других клубах. Когда АЕК и «Спарта» прошли квалификацию в Кубок УЕФА, в отношении ENIC инициировали расследование. В итоге Международный спортивный арбитраж (CAS) разрешил клубам участвовать в розыгрыше, но решил, что повторение подобной ситуации общественность может воспринять как «конфликт интересов, влияющий на достоверность спортивных результатов». 

    Свои ограничения по мультиклубности есть и в национальных чемпионатах. Итальянская федерация футбола (FIGC) недавно запретила владельцам иметь не только контрольный, но и миноритарный пакет акций нескольких клубов, выступающих в Сериях А, В, С. Регл амент пришлось редактировать, так как по итогам сезона 2021/22 в Серию А вышла «Салернитана», хозяин которой Клаудио Лотито также управляет «Лацио». FIGC вынудила предпринимателя в короткий срок продать свою долю в «Салернитане», чтобы обеспечить справедливую конкуренцию в лиге. Во избежание подобных ситуаций в будущем правило ужесточили. Но у семьи Де Лаурентис (управляет «Наполи» и «Бари») и Маурицио Сетти («Эллас Верона» из Серии А и «Мантова» из Серии С) есть время до начала сезона 2024/25, чтобы решить, какой клуб оставить. 

    Оптимизация или философия?

    Мультиклубная система продолжает стремительно расти: в марте 2022 г. аналитики издания Off the Pitch насчитали 181 команду, в которой владелец или крупные акционеры имеют доли в других клубах. С 2017 г. рост составил 700%.  

    Популярность мультиклубного формата обусловлена его очевидными преимуществами, особенно в контексте трансферной политики. «Все входящие в CFG команды выстроены в единую структуру, – объясняет Кулаков. – Они ориентируются на игровой и тренировочный стили, которые исповедует в «Манчестер Сити» Хосеп Гвардиола, пользуются едиными методиками восстановления игроков, часто командируют представителей тренерского и технического персонала из одного клуба в другой и отслеживают молодых футболистов своих академий, чтобы вовремя привлечь лучших из них в главную команду холдинга».

    И хотя Международный профсоюз футболистов (FIFPRO) не раз подчеркивал, что любые пункты контрактов, вынуждающие игроков переходить в другую команду сети против их воли, будут «оскорбительными», подобные трансферы широко практикуются. Внутри холдинга, где есть команды разного уровня и возможность игровой практики, молодые футболисты быстрее развиваются и растут в цене, а затем пополняют либо состав топ-клуба, либо его бюджет благодаря удачной продаже. Отличный пример трансферной эффективности – семейство клубов «Ред Булл», добавляет Кулаков: с начала активности на футбольном рынке в 2006 г. ни одна входящая в холдинг команда не заплатила за игрока больше 20 млн евро, зато по состоянию на 2020 г. его суммарная прибыль от перепродажи футболистов составила 240 млн евро.

    Глобализация бизнеса оказывает положительный эффект не только на спортивные результаты, но и на финансовые показатели. Расширение географии – это новая аудитория для маркетинга и мерчандайзинга. «Одна из приоритетных задач CFG – развитие туризма в Объединенных Арабских Эмиратах в целом и эмирате Абу-Даби, членом правящей династии которого является владелец холдинга Шейх Мансур, в частности, – говорит Кулаков. – Не случайно титульным спонсором трех ключевых клубов холдинга является авиакомпания Etihad, второй по величине авиаперевозчик ОАЭ».

    Альтернативой для команд, которые стремятся воспользоваться преимуществами мультиклубной модели, но хотят сохранить независимость, могут стать партнерские отношения с существующими сетями. Так, летом 2022 г. «Эвертон» (Ливерпуль) договорился о сотрудничестве с мексиканской Grupo Pachua, владеющей старинным чилийским клубом «Эвертон де Винья-дель-Мар». 

    Главный актив CFG — «Манчестер Сити» – оценивается Forbes в $4,25 млрд. Это шестое место в рейтинге самых дорогих футбольных клубов мира /Manchester City FC

    Гиганты мультиклубного рынка

    По подсчетам Off the Pitch, 71 компания владеет двумя и более клубами, но лишь 21 из них принадлежат доли в трех и более командах. Крупных игроков действительно не так много. Кроме CFG и «Ред Булл», это New City Capital (английский «Барнсли», швейцарский «Тун», французский «Нанси» и др.), 777 Partners LLC (испанская «Севилья», бразильский «Васку да Гама», итальянский «Дженоа» и др.), Bolt Football Holdings (английский «Кристал Пэлас», немецкий «Аугсбург», голландский «АДО Ден Хааг» и др.) и проч. 

    Очевидный лидер и ориентир для остальных – CFG, куда входит 11 клубов и вот-вот добавится 12-й, «Баия» из второго дивизиона Бразилии. В 2021 г. четыре команды «Сити» взяли титулы – в Индии, Англии, Австралии и США. В 2020 г. доходы CFG cоставили 544,4 млн фунтов стерлингов, в 2021 г. – 624,6 млн. Операционные расходы пока превышают выручку: 764,4 млн и 785,1 млн фунтов в 2020 и 2021 гг. соответственно. Зато главный актив компании – «Манчестер Сити» – Forbes оценивает в $4,25 млрд (№ 6 в рейтинге самых дорогих футбол ьных клубов мира).

    К уровню CFG многие стремятся, но зачастую терпят неудачу, утверждает бизнесмен Джордан Гарднер, владевший долями в датском клубе «Хельсин», английском «Суонси Сити» и ирландском «Дандолке».

    «Чем больше у вас клубов, тем сложнее внедрить успешную модель, – объяснял он в интервью Off The Pitch. – За исключением институциональных групп, таких как CFG и Red Bull, я не видел, чтобы кто-то успешно реализовал модель с несколькими клубами. Это очень, очень сложно. Если вы собираетесь запустить модель с несколькими клубами, я бы посоветовал начать с двух и убедиться, что они оба работают эффективно и хорошо взаимодействуют, прежде чем расширяться дальше».

    Но инвесторы верят в перспективы мультиклубной модели и продолжают плодить конгломераты. Особенно усердствуют американцы. Инвесторам из США сейчас принадлежит минимум 54 клуба в Европе, при этом у большинства есть спортивные активы и на родине (в МЛС, НФЛ, НХЛ). Интерес к европейскому футболу объясняют несколько причин. Первая – относительно низкий порог входа на рынок. Так, приобрести команду НФЛ (американский футбол) в среднем стоит порядка $3,5 млрд, НБА – $2,4 млрд, МЛС (соккер) – $500 млн (данные Forbes). Покупка не топ-клуба в Европе обойдется сильно дешевле, тем более пандемия негативно повлияла на экономику большинства команд и снизила их стоимость. Тенденция отлично прослеживается на примере Италии: в 2020 г. четыре команды были приобретены американскими бизнесменами, в 2021 г. – еще шесть. 

    Вторая причина интереса к европейскому футболу у инвесторов из США – более свободные, чем в Америке, финансовые правила лиг, в рамках которых проще строить бизнес.

    Именно поэтому среди мультиклубных гигантов немало американских концернов: 777 Partners LLC, Fenway Sports Group (FSG: «Ливерпуль», «Тулуза», бейсбольная команда «Бостон Ред Сокс») и др. Список готова продолжить инвестиционная компания RedBird Capital Partners (акционер FSG), которая к осени 2022 г. закрыла сделку по покупке контрольной доли «Милана» за 1,2 млрд евро у американского хедж-фонда Elliott Management Corp.  

    CFG и «Спартак» 

    География CFG могла расшириться за счет России: представители компании интересовались сначала казанским «Рубином», а позже, более предметно, «Спартаком». Концерн планировал стартовать с покупки 20%-ной доли московского клуба.  

    «CFG давно хотел зайти в Россию – для них это был привлекательный рынок, – сообщил «Ведомости. Спорту» источник, знакомый с ходом переговоров. – В диалоге участвовал в том числе Ашот Хачатурянц (экс-глава РПЛ. – «Ведомости. Спорт»). Англичане не вылезали из клубного офиса несколько месяцев: собирали аналитику, проводили аудит, с которым в том числе помогал Сбербанк. Но в феврале всю эту историю пришлось свернуть, хотя CFG был серьезно настроен».

    Зато благодаря контакту с CFG у «Спартака» появился новый спортивный директор – англичанина Пола Эшуорта рекомендовал старший вице-президент Сбербанка Александр Базаров. При этом, как утверждает гендиректор клуба Евгений Мележиков, контакт с CFG не потерян. «Периодически созваниваемся, переписываемся, – говорил он журналистам в августе. – Общаемся на уровне личностного характера, а не делового. Отношения и общение есть, а дальше посмотрим».