Закон года. Введение паспорта болельщика в РПЛ

    С 1 декабря вход на все стадионы — только при наличии Fan ID
    Активные болельщики российских топ-клубов выступают против внедрения Fan ID /rbworld.org

    Российский футбол в 2022 г. изрядно потряхивало: в конце сезона 2021/22 клубы всерьез обсуждали мораторий на вылет и расширение, подсчитывали потерянные средства из-за санкций УЕФА, пытались удержать разбегающихся легионеров, а также готовились к новой жизни с Fan ID. Летом в силу вступил закон о доступе на спортивные соревнования только при наличии паспорта болельщика — несмотря на массовые бойкоты футбольных фанатов, отменить его так и не удалось.  

    История 

    Впервые паспорт болельщика появился в России на Олимпийских играх в Сочи — зрительские пропуска ввели по требованию МОК для обеспечения безопасности. Тогда данные о посетителях соревнований собирали в единую базу при покупке билетов. В мире подобные практики уже использовали: в 2010 г. систему идентификации болельщиков ввели в Серии А, но ее дебют на глобальном событии состоялся в Сочи-2014. Получение «паспорта болельщика» было бесплатным для всех, кто приобрел билет. Сам документ представлял из себя заламинированную карточку с паспортными данными и фотографией владельца.  

    Работу системы признали удачным опытом, поэтому на Кубке конфедераций-2017 и чемпионате мира-2018 оформление Fan ID также было обязательно для всех болельщиков — как российских, так и иностранных. Наличие паспорта болельщика позволяло въехать в Россию и находиться в стране без оформления визы, а также бесплатно пользоваться общественным транспортом. Такие преференции для посетителей матчей стали условием внедрения Fan ID на турниры под эгидой ФИФА: изначально организация выступала против системы, но в итоге пошла на уступки.  

    Для получения Fan ID болельщиков просили указать личные данные: ФИО, гражданство, дату рождения, паспортные данные. Кроме того, при оформлении требовалась фотография, электронный и почтовый адреса, а также номера брони билетов на матчи. Всю загруженную на специальный сайт информацию проверяли Минцифры, МВД и ФСБ. Процесс был отлажен: ответ обычно приходил через пару минут. При этом организаторы ЧМ сняли с себя ответственность за отказы — если болельщик получал неудовлетворительный ответ, значит, его «отсекли» соответствующие органы по соображениям безопасности. Отказы получали в основном те, у кого в прошлом были аресты за хулиганские действия на стадионе.  

    На ЧМ-2018 было выдано более 1,83 млн Fan ID, и ФИФА в итоге осталась довольна. Опыт паспорта болельщика на чемпионате мира в итоге перенял Катар: систему модернизировали, сделав полностью электронной. На ЧМ-2022 для болельщиков разработали отдельное приложение Hayya Card (так назывался катарский паспорт), в котором хранился сам документ, а также было множество гидов, внутренний навигатор и расписание всех мероприятий. По Hayya все болельщики смогли въехать в Катар без визы, бесплатно пользоваться общественным транспортом, посещать музеи и даже получать медицинскую помощь в местных госпиталях.  

    Fan ID будет использоваться на крупных турнирах и в дальнейшем — организаторы Олимпийских игр в Париже и ЧМ-2026 рассматривают внедрение аналогичной системы.  

    Процесс 

    В России паспорт болельщика активировали еще раз в 2021 г. на чемпионате Европы в Санкт-Петербурге, после чего начались активные обсуждения, что систему стоит ввести и внутренних турнирах, в том числе матчах Премьер-лиги. Инициативу продвигали в том числе и депутаты Госдумы РФ, близкие к спорту — Светлана Журова, Николай Валуев, Ирина Роднина и др. Необходимость введения паспорта болельщика чиновники мотивировали одинаково: ради безопасности зрителей. При этом никто не объяснял, что с ней именно не так — за последние годы на матчах РПЛ никаких криминальных инцидентов не было. На все аргументы в бессмысленности системы при множестве камер с функцией распознавания лиц и списком всех потенциально «опасных хулиганов» у правоохранительных органов, внятных ответов не было — лишь ссылки на позитивный опыт ЧМ-2018.  

    Законопроект поступил в Госдуму 17 июня 2021 г. и быстро прошел все необходимые уровни согласования: уже 17 декабря закон о введении персонифицированной карты болельщика был принят большинством (70,5%) голосов. За введение проголосовали фракции «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (317 голосов «за», четверо воздержавшихся), против выступили КПРФ и «Новые люди» (69 голосов «против»). 30 декабря 2021 г. закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. 

    Интересно, что еще до принятия закона Минфин выделил деньги на внедрение Fan ID в действующем бюджете и бюджете на 2022 г.: в середине ноября на заседании Госдумы заместитель министра спорта РФ Андрей Федоров заявил, что в 2021 г. и 2022 г. на оснащение стадионов системами контроля выделено 773,6 млн рублей. Как оказалось позднее, не все клубы получили финансирование на установку оборудования. «Четыре арены, которые переоборудовали в первую очередь, получили деньги из этих средств, — говорил генеральный директор «Оренбурга» Василий Еремякин в интервью «Ведомости. Спорту» в сентябре. — А все остальные стадионы РПЛ... У нас были совещания с подрядчиками, руководителями клубов, представителями Минцифры. Так как наш стадион принадлежит коммерческой структуре, то нам осторожно говорят: вы вкладывайтесь, а мы потом, может, вроде бы, возможно, компенсируем. Никакой конкретики».  

    При этом, как заявил министр спорта РФ Олег Матыцин на заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту в октябре, на 2023 г. и 2024 г. будут увеличены объемы финансирования на систему идентификации болельщиков.  

    Закон вступил в силу 1 июня 2022 г., но система сначала заработала только на пяти стадионах — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Сочи. Арены в этих городах были готовы принять болельщиков с идентификационными документами, так как нужное оборудование осталось там с чемпионата мира-2018. С декабря система заработала на всех стадионах РПЛ — теперь на футбол без паспорта болельщика не попасть.  

    Последствия 

    Позиция активной части болельщиков по теме Fan ID была категорично отрицательной с момента появления инициативы. Когда законопроект проскочил через одно чтение, а после и через второе, фанаты одного за другим клубом объявили о бойкоте матчей — из 16 команд РПЛ промолчали только болельщики «Ахмата». Требование оставлять паспортные и прочие данные силовым ведомствам нравится далеко не всем. Тем более нынешняя формулировка закона крайне туманно определяет причины отказа в выдаче Fan ID — например, если у проверяющих органов будут «данные о намерении совершить противоправные действия» заявителем.  

    На матче Суперкубка России между «Зенитом» и «Спартаком» фанаты клубов устроили перекличку, главный мотив — «Нам не нужен Fan ID» /Александр Демьянчук / ТАСС

    Другое существенное препятствие для зрителей — это процесс оформления паспорта. Он устроен крайне неудобно: после рассмотрения заявления, поданного через портал Госуслуг, нужно лично прийти в МФЦ для подтверждения личности. Минцифры обещает, что с марта 2023 г. будет доступно удаленное оформление, но пока такая опция не предусмотрена. 

    От введения системы пострадали не только болельщики, но и клубы: средняя посещаемость матчей РПЛ в первой части сезона составила 10 500 зрителей, тогда как в доковидном сезоне 2019/20 было 13 820 зрителей. 44 матча нынешнего чемпионата, которые прошли с системой идентификации болельщиков, посетили в среднем 5500 человек. Для клубов это не только неприглядная картина на трибунах, но и финансовые потери: «Зенит», например, оценил свой минус за сезон 2022/23 в 1-1,5 млрд руб., а всех клубов РПЛ — в «десятки миллиардов».  

    «Была надежда, что закон отменят или изменят, но сейчас понятно, что назад дороги нет, — сказал президент РПЛ Александр Алаев на встрече с журналистами в ноябре. — Есть данность, что закон есть — и с ним жить. Такая стадия принятия. Теперь надо сделать так, чтобы это было удобно. Мы все, клубы ведем диалог с правительством».  

    Другие материалы в сюжете