«У него слишком много должностей». Как глава ПСЖ превратился из слабого теннисиста во влиятельного футбольного менеджера

    Играл в паре с Черкасовым и построил масштабную ТВ-сеть
    Нассер Аль-Хелайфи уже 12 лет руководит ПСЖ /Blondet Eliot / ABACA

    Подходит к концу главная трансферная сага этого лета. Главный тренер «Реала» Карло Анчелотти исключил подписание Килиана Мбаппе в нынешнее окно. По информации Sky Sports, ПСЖ ведет активные переговоры о продлении контракта с 24-летним форвардом, который ранее отказывался от нового соглашения и не скрывал желания уехать в Мадрид. Теперь ситуация изменилась – похоже, чемпион мира-2018 останется в столице Франции еще как минимум на год.

    Как отмечает The Times, на позицию Мбаппе сильно повлияли несколько устных разговоров с президентом ПСЖ Нассером Аль-Хелайфи. Стороны решили продлить действующий до июня 2024 г. договор хотя бы на сезон, чтобы клуб мог получить деньги в случае трансфера нападающего в другую команду (ранее Килиан хотел уйти в «Реал» в статусе свободного агента летом 2024-го). Более того, Мбаппе и ПСЖ могут заключить долгосрочное соглашение. Аль-Хелайфи убедил нападающего, что тот должен помочь клубу добыть победу в Лиге чемпионов.

    Сын рыбака и спарринг-партнера эмира

    История с Мбаппе еще раз подтвердила уровень авторитета Аль-Хелайфи. В 2020-м журнал France Football назвал президента ПСЖ самым влиятельным человеком в футболе. Аль-Хелайфи является председателем фонда Qatar Sports Investments (QSI), который с мая 2011 г. владеет французским клубом. До прихода катарских владельцев ПСЖ только дважды выигрывал чемпионат, а после – девять раз. Парижан часто обвиняют в больших тратах (при Аль-Хелайфи клуб купил игроков на сумму более 1,5 млрд евро), но с фактами спорить трудно – благодаря катарским инвестициям команда вышла на первое место в истории французского футбола по числу чемпионских титулов.

    Личный путь самого Аль-Хелайфи уникален. Он никогда не играл в футбол на профессиональном уровне, при этом всегда был близок к спорту – сначала стал самым успешным теннисистом в истории Катара, а затем построил крупный спортивный холдинг.

    Нассер появился на свет в семье обычного рыбака. Дедушка Аль-Хелайфи был ловцом жемчуга, но с годами натуральный жемчуг стал вытесняться на рынке синтетическим, так что семья сменила бизнес, сделав акцент на традиционном рыболовстве. «Я человек моря. Когда я был маленьким, я часами сидел на песке и смотрел на воду. Я все еще делаю это время от времени», – рассказывал глава ПСЖ.

    Насcер и его семья жили в Дохе напротив единственного в стране теннисного комплекса. Когда мальчику исполнилось 11 лет, он устроился в этот центр болл-боем, чтобы заработать немного денег. Однажды американский тренер Майк Райс, тренировавший в местной академии детей из богатых семей, пригласил болл-боев поиграть в теннис. Аль-Хелайфи настолько понравилось, что он решил стать теннисистом. «Когда Нассер был маленьким, его амбициям не было предела. Он хотел выигрывать самые крупные турниры», – отмечал отец будущего президента ПСЖ Ганим.

    Аль-Хелайфи остается самым успешным катарским теннисистом. Лучшая его позиция в рейтинге ATP – 995-я строчка /Abaca Press

    Аль-Хелайфи тренировался ежедневно и вскоре стал побеждать на немногочисленных катарских турнирах. Причем играл как в одиночном разряде, так и в парном. В 1990-е Нассер начал выступать за рубежом. Денег было минимум, так что теннисист ночевал в гостиницах, где были тараканы, а в целях экономии перемещался между городами на собственном автомобиле. «Когда он выигрывал, он тратил немного денег, чтобы переночевать в отеле. Если проигрывал, то проводил ночь в отеле, а утром ехал играть на какой-нибудь другой турнир», – рассказывал младший брат Аль-Хелайфи Халед.

    Несмотря на любовь к теннису, больших успехов в этом виде спорта Нассер не добился. За свою карьеру, которая продолжалась до 2003 г., Аль-Хелайфи выиграл лишь 12 из 43 матчей на профессиональном уровне и провел только две встречи на турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP). Его лучшим местом в рейтинге была 995-я позиция. Однажды Нассер сыграл в паре с российским теннисистом – это случилось на турнире в Дохе в 1993-м. В дуэте с двукратным победителем Кубка Кремля Андреем Черкасовым Аль-Хелайфи уступил в первом круге (3:6, 3:6) британцу Джереми Бейтсу и южноафриканцу Гэри Мюллеру.

    Именно теннис помог Аль-Хелайфи получить влиятельного друга – Тамима бен Хамада Аль Тани, который в июне 2013 г. стал восьмым эмиром Катара. Нынешний глава государства с детства обожал выходить на корт и, еще будучи принцем, спарринговался с Аль-Хелайфи. После завершения карьеры и получения высшего экономического образования в университете Катара в 2008 г. Нассера назначили на пост президента Федерации тенниса Катара. Эту должность он занимает по сей день.

    Босс крупного спортивного холдинга и друг президента УЕФА

    В 2010-м Катар получил право на проведение чемпионата мира по футболу-2022, после чего ближневосточное государство начало наращивать влияние за рубежом. Одной из основных задач являлась диверсификация экономики – власти Катара хотели, чтобы доходы в бюджет приносил не только экспорт нефти.

    Помимо должности в федерации тенниса, Аль-Хелайфи доверили роль главы QSI. Вскоре фонд приобрел за $2 млрд ПСЖ, также инвестировал во французскую нефтяную компанию Total и в англо-голландскую фирму Shell. Кроме того, арабское государство вложило $5 млрд в китайский фондовый рынок.

    Катарцы начали строить и спортивную медиасеть. Телеканал Al Jazeera прославился в 2011 г. при освещении «арабской весны», а в 2012 г. вышел на европейский спортивный рынок, купив права на трансляции Лиги 1 совместно с Canal+ за 90 млн евро. Постепенно канал приобрел права на показ внутри Франции матчей Лиги чемпионов, Лиги Европы, а также Евро-2012 и Евро-2016.

    Стало понятно, что для спортивных трансляций нужна отдельная сеть каналов, поэтому в декабре 2013 г. руководство Al Jazeera создало холдинг bein Sports. Руководить компанией поставили Аль-Хелайфи – на тот момент самого влиятельного спортивного функционера в стране. Вдобавок от своего друга и начальника эмира Аль Тани Нассер получил пост министра без портфеля.

    Постепенно bein Sports расширил свое вещание на 24 страны Ближнего Востока и Северной Африки. Также канал появился в Европе, попав, в частности, в кабельные сети в Англии и Испании. Точное число подписчиков холдинг не раскрывает, но известно, что во время ЧМ-2022 трансляции на bein Sports посмотрело более 5,4 млрд зрителей, а ежегодные доходы сети превышают $800 млн.

    Аль-Хелайфи был одним из инициаторов самого дорогого трансфера в истории футбола. Летом 2017-го Неймар перебрался из «Барселоны» в ПСЖ за 222 млн евро /Liewig Christian / ABACA

    После того, как ПСЖ начал стабильно выступать в Лиге чемпионов, а bein Sports стал оперировать сотнями миллионов, Аль-Хелайфи сблизился с президентом Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Александром Чеферином. В 2019-м бывшего катарского теннисиста пригласили в Ассоциацию европейских клубов (ЕСА). Назначение вышло неоднозначным, поскольку ПСЖ подозревали в нарушении финансового фэйр-плей. Как отмечала The New York Times, УЕФА выгораживал ПСЖ, намеренно скрывая факт нарушения финансовых правил. По итогам расследования все обвинения с парижского клуба были сняты.

    В 2021-м, тогда Аль-Хелайфи уже входил в исполком УЕФА, удачную сделку провернул и bein Sports. Компания продлила на три года контракт на показ еврокубков на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По данным Bloomberg, сделка обошлась в 600 млн евро, что на 25% ниже стоимости прав по предыдущему контракту холдинга с УЕФА. С чем связана такая скидка, ни в bein Sports, ни в УЕФА не объяснили.

    Дополнительно укрепила дружбу Аль-Хелайфи и Чеферина история с Суперлигой, которая в 2021-м была создана 16 топ-клубами в качестве замены традиционным еврокубкам. Проект вызвал массовые протесты болельщиков, в итоге его заморозили, а участники Суперлиги получили штрафы. ПСЖ оказался единственным топ-клубом, который сразу выступил против создания турнира. «Что касается псевдо-Суперлиги, ее не существует. Ни первой версии, ни второй. Все против нее», – жестко критиковал проект Аль-Хелайфи. Чеферин не мог не оценить такую лояльность – в результате Аль-Хелайфи занял должность главы ECА, на которой до этого работал один из идеологов Суперлиги экс-президент «Ювентуса» Андреа Аньелли.

    Плотное сотрудничество ПСЖ и УЕФА нравится далеко не всем. Одним из главных критиков парижского клуба выступает глава испанской Ла Лиги Хавьер Тебас. «У Аль-Хелайфи слишком много должностей. Его работа в УЕФА и ПСЖ является явным конфликтом интересов, – заявил Тебас в интервью ESPN в мае 2022-го. – Такого просто не должно быть в современном футболе, когда один человек может возглавлять и клуб, и телеканал, и сообщество команд. Действия Аль-Хелайфи не защищают европейский футбол, ставя под угрозу всю его экономическую экосистему».

    Как бы ни возмущался Тебас, пока ограничить власть Аль-Хелайфи ни у кого не получается. Ко всему прочему, президент ПСЖ невероятно богат – многочисленные проекты принесли Нассеру, по оценкам портала Exact Net Worth, состояние в $8 млрд. Аль-Хелайфи остается одной из самых влиятельных персон в футболе прямо сейчас, а ПСЖ традиционно относится к числу главных фаворитов нового сезона Лиги чемпионов.