Съемка в 6К, контекстная аналитика и нейросеть: у РПЛ новый поставщик статистики

    Ради нового продукта объединились «Яндекс» и компания VSporte
    Для качественной трансляции требуется несколько камер с операторами, для сбора статистики достаточно один раз откалибровать цифровые камеры по линиям на поле – дальше человек на месте не нужен /Сергей Фадеичев / ТАСС

    С начала сезона 2023/24 все клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) получают продвинутую статистику от нового игрока на этом рынке – поставщик появился благодаря объединению возможностей компании VSporte, которая изначально занималась производством трансляций, и «Яндекса».

    Адаптация под интересы

    В аналитическую платформу VSporte стала превращаться задолго до ухода из России сервисов, с которыми российские футбольные клубы привыкли работать по теме статистических данных (InStat, WyScout и др.). Еще как производитель трансляций с матчей низших лиг, компания стала собирать базовую статистику – удары по воротам, угловые, фолы, – чтобы отображать эту информацию во время прямого эфира и снабжать ею комментаторов.

    Триггером для того, чтобы оформить это направление в самостоятельный продукт, стали новости об уходе из России лидеров рынка.

    Сразу фокусировались на том, чтобы не просто заменить их и повторить функционал, а предоставить инструмент, соответствующий и всем новым запросам, обратил внимание руководитель платформы Александр Куршаков, выступая на форуме Taneco-2023 в Казани.

    «Например, отчеты по технико-тактическим действиям 10 лет назад казались прорывными, но теперь постепенно устаревают, – отметил он. – Тренеры и аналитики используют их все меньше и меньше, соответственно, и ценность их падает».

    Новую платформу принципиально позиционируют с двойным названием: «Яндекс Плюс х VSporte». Подчеркивая таким образом сочетание мощностей IT-гиганта с компетенциями компании, которая 12 лет занимается спортивными проектами, в том числе сама организовывает мероприятия.

    Куршаков рассказывает, что ради максимальной актуальности решений компания опросила больше 300 профильных специалистов и зафиксировала их реальные ежедневные потребности, а также выяснила, что не устраивало в работе прежних провайдеров.

    Он выделяет как одно из ключевых преимуществ в сравнении с InStat, WyScout и другими ведущими платформами то, что у нового российского продукта есть возможность быстро реагировать на запросы, добавлять функции и необходимые инструменты.

    «Раньше клубы могли обращаться с новыми и новыми запросами, но продукт все равно не менялся, – говорит Куршаков. – И это понятно, ведь рынок у компаний был большой, адаптироваться под интересы каждого в таких обстоятельствах невозможно. А мы не только можем себе это позволить, но и делаем на этом акцент. Аналитики в клубах должны сами решать, какие инструменты им нужны, потому что подходы отличаются. К тому же сразу стараемся предугадать развитие рынка и потребностей».

    Аналитика в контексте

    Платформе чуть больше полугода, разработку продукта начали в январе 2023 г. Весной «Яндекс Плюс х VSporte» конкурировала с проектом «Рустат», созданным бывшими сотрудниками InStat, за право быть единым поставщиком для всех команд РПЛ. По итогам тестовых весенних месяцев летом, в межсезонье, клубы сделали свой выбор.

    Лига сообщала, что поставщик предложил установить и обслуживать на всех стадионах камеры с разрешением 6K, передавать в онлайн-режиме фитнес-данные (о пробеге футболистов, их максимальной и средней скорости и т. д.), а также предоставлять продвинутые данные на основе этой статистики.

    Куршаков поясняет, что самих по себе цифр недостаточно, поэтому сразу внедрили контекстную аналитику – чтобы, например, любой показатель конкретного игрока сразу обрастал сравнительными подробностями о том, какой это результат на фоне партнеров по команде, конкурентов по позиции в лиге или вообще среди всех футболистов РПЛ.

    «Один из самых востребованных продуктов – разметка матчей по типам эпизодов, – продолжает он. – Аналитикам в любом случае приходилось бы готовить конкретные нарезки по аутам в атаке, стандартным положениям, действиям на определенных участках поля. А мы делаем это сами. К тому же добавляем всем данным деталей: недостаточно знать, точная ли была передача, важно еще, отдавал ли игрок ее из центра поля на фланг, со своей половины на чужую».

    Возможность настроить сервис под собственную манеру работы и запросы конкретного клуба – важнейший плюс, подтверждает руководитель научно-аналитического отдела «Краснодара» Максим Кронфельд.

    На конференции «Футбольная аналитика 2.0» он для сравнения показал различия между разными трекинг-системами, из которых клуб выбирал постоянного партнера для обработки в том числе тренировок (в «Краснодаре» остановились на трекерах Catapult из-за точности данных) – «Яндекс Плюс х VSporte» среди прочего предоставляет данные в таком виде, чтобы их можно было совмещать с собранными во время подготовительного процесса.

    Кроме того, Кронфельд акцентировал внимание на том, что технологии InStat, которыми привыкли пользоваться в том числе в России, за последнее время (как минимум до ухода с российского рынка и покупки компании американскими инвесторами) заметно устарели. По его словам, получить объективную картину с данными, где при визуализации игрок перемещается по полю не плавно, а прыгает на несколько метров каждую секунду, при современных требованиях уже невозможно.

    «Продукт от «Яндекса» и VSporte по техническим характеристикам и методологии намного ближе к решению компании Second Spectrum, которая сотрудничает с Английской премьер-лигой», – резюмирует сотрудник «Краснодара».

    Справляется нейросеть

    «Яндекс» и VSporte объединились ради этого продукта, потому что в спортивном проекте сразу поняли: только собственных ресурсов для реализации задуманного не хватит.

    Куршаков рассказывает, что на разных этапах проработки идеи возникали разные варианты того, кто мог бы быть техническим партнером – в том числе обсуждали «Ростелеком». Но затем VSporte узнали, что «Яндекс» уже разрабатывает свой статистический проект, и объединение усилий стало логичным итогом.

    Теперь на каждом стадионе РПЛ по четыре 6K-камеры: две из них установлены на центральной трибуне, изображение с них склеивается в панорамный общий план всего поля, еще по одной – за воротами, они покрывают все поле.

    Записи доступны клубам в разрешении 4K, но эти же камеры дают возможность для оптического трекинга игроков на поле и получения фитнес-данных после обработки нейросетью.

    Система фиксирует каждого игрока, обводит прямоугольником, чтобы затем отслеживать все перемещения и действия за счет точных координат на поле, которые постоянно обновляются.

    Нейросеть справляется без помощи человека почти со всеми игровыми моментами, объясняют в компании, риск возникает только при массовом скоплении футболистов в одном месте – например, при подаче углового, когда большинство игроков оказывается на небольшом участке поля. Только тогда для проверки и корректировок данных в работу включается человек.

    На стыке интересов «Яндекса»

    Для «Яндекса» новая активность в спорте (кроме этого партнерства, с сезона 2023/24 компания приобрела онлайн-права для трансляции КХЛ по подписке «Яндекс Плюс», в том числе на «Кинопоиске», и стала партнером футбольных «Зенита» со «Спартаком») – следование интересам пользователей, подчеркивает в разговоре с «Ведомости. Спортом» директор по развитию спортивного направления «Яндекс Плюса» Сергей Бархударьян.

    «В «Яндекс Плюсе» уже 25 млн подписчиков, и, конечно, существенная их часть интересуется спортивными событиями, – говорит он. – Для них мы создали раздел «Спорт» на «Кинопоиске» и планируем дальше развивать другие спортивные сценарии в «Яндекс Афише», «Еде», «Маркете» и других сервисах».

    Технологическая составляющая спорта в «Яндексе» появилась, потому что после ухода ведущих игроков с российского рынка образовался пробел в этой нише, а компании важно, чтобы российский футбол не отставал от мировых трендов, поясняет Бархударьян.

    И добавляет, что в мире спорт как развлекательный контент развивается одновременно с совершенствованием технологий в нем: оцифровка тренировочного процесса, трансляции, VAR, офсайдные линии, система автоматической фиксации голов. Поэтому, взявшись за спорт как контентное направление, «Яндекс» начал инвестировать и в профессиональную аналитику, и в развитие спортивных технологий.

    Коллаборация «Яндекс Плюс» и VSporte – самостоятельный бизнес-проект с прописанным планом развития на несколько лет, акцентирует внимание Бархударьян.

    «Считаем важным, чтобы в России появились свои технологии, позволяющие постоянно совершенствовать показ спорта и тренировочный процесс. Мы оптимизируем сбор данных, стоимость решения для клубов и лиг, улучшаем технологическую базу и планируем в скором времени прийти к анализу физических показателей игроков в реальном времени», – анонсирует Бархударьян в разговоре с «Ведомости. Спортом».

    Он отмечает, что «Яндекс» традиционно строит свои продукты на обработке данных и машинном обучении, этот же подход помогает в разработке спортивных продуктов.

    «Мы используем как существующие на рынке технологии, так и ведем разработку с нуля в разрезе компьютерного зрения, трекинга и разметки поля, – резюмирует он. – Это многосоставный проект, в котором участвуют технологические команды «Яндекса», футбольные аналитики компании VSporte, а также команда, работающая над спортом в «Яндекс Плюсе» и на «Кинопоиске».