Хоккей без Лукашенко: что будет с чемпионатом мира

    Кто продавил Рене Фазеля и справится ли Латвия с хоккейным форумом в одиночку
    Артем Коротаев / ТАСС

    Международная федерация хоккея (IIHF) приняла очень сложное, но, похоже, неизбежное решение: чемпионат мира по хоккею – 2021 перенесен из Белоруссии. Организация столкнулась с беспрецедентным давлением, а также угрозами бойкота со стороны участников и спонсоров из-за политической обстановки в стране – теперь за четыре месяца до турнира IIHF срочно нужно найти новый вариант проведения чемпионата мира.

    Проблемы после выборов

    Белоруссия и Латвия получили хоккейный чемпионат мира еще весной 2017 г. До этого страны-соседи по разу принимали турнир отдельно (латвийцы – в 2006 г., белорусы – в 2014 г.), а схема с двумя аренами в столицах выглядела оптимально с точки зрения экономической эффективности, но вмешались обстоятельства.

    Еще осенью 2020 г., когда в Белоруссии продолжались протесты несогласных с результатами президентских выборов, отдельные представители хоккейного сообщества открыто говорили, что Минску турнир в такой обстановке доверять нельзя. Одним из самых авторитетных критиков был вице-президент IIHF финн Калерво Куммола – он жестко выступил против белорусской части турнира. Позже в интервью ТАСС глава IIHF швейцарец Рене Фазель назвал Куммолу оппозицией внутри организации.

    Но именно точка зрения Куммолы постепенно получила поддержку хоккейной общественности, пока максимально дипломатичный Фазель уходил от ответов и просил ждать. Латвия сразу заняла принципиальную позицию: власти страны не признали победу Александра Лукашенко на выборах, осудили жестокость в отношении протестующих и еще в начале сентября обратились в IIHF с просьбой найти другой вариант совместного проведения чемпионата мира – пригрозили, что сотрудничать с Белоруссией не станут и, если к ним не прислушаются, отзовут собственные гарантии на проведение ЧМ-2021.

    Несмотря на резолюцию Европарламента, который тоже призвал не привозить турнир в Белоруссию, пока там нарушают права человека, и обсуждение бойкота со стороны нескольких сборных (Чехии, Дании и др.), до конца 2020 г. Фазель настаивал, что главная цель – провести чемпионат мира по изначальному плану. В начале 2021 г. сменилась и его позиция.

    Угрозы бойкота

    11 января глава IIHF встретился в Минске с Александром Лукашенко. Там Фазель сдержанно улыбался, предлагал не смешивать спорт с политикой и ничего конкретного о переносе турнира не говорил. Но по возвращении из Белоруссии оказалось, что Фазель считал целью визита урегулирование конфликта между Лукашенко и оппозицией. По итогам поездки босс IIHF признал: в текущей политической ситуации чемпионат мира в Белоруссии невозможен.

    «Политическое давление на IIHF идет отовсюду, – уточнил Фазель в интервью «Р-Спорту» после поездки в Минск. – Прежде всего от Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Германии. Правительства этих стран призывают к бойкоту чемпионата мира. Еще идет давление со стороны спонсоров <...> Это очень опасно, поскольку люди просто начнут бойкотировать продукцию этих фирм, если они останутся спонсорами турнира в Белоруссии».

    Сам Фазель отрицает прямую взаимосвязь, но IIHF озвучил свое решение практически сразу после заявлений ключевых спонсоров об отказе от партнерства с чемпионатом мира, если он останется в Белоруссии.

    /Михаил Климентьев / ТАСС

    16 января синхронно выступили компании Nivea (партнер IIHF с 2007 г.) и Skoda – традиционный генеральный спонсор турнира, сотрудничающий с организацией 28 лет. Следом отказаться от сотрудничества пригрозил немецкий производитель моторных масел Liqui Moly (в пуле партнеров с 2017 г.), а часовой бренд Tissot выразил IIHF озабоченность ситуацией.

    Смысл всех заявлений схож: непрозрачность президентских выборов в Белоруссии, которая заставила людей выйти на улицы, и жестокое обращение с протестующими противоречат ценностям компаний, поэтому они бы не хотели ассоциироваться с такими событиями.

    Вечером 18 января IIHF объявила, что ЧМ-2021 в Минске не будет. «Мы пытались способствовать тому, чтобы чемпионат мира стал инструментом примирения и помог решить социально-политические проблемы в Белоруссии, – говорится в официальном заявлении Фазеля. – Совет нашей организации считает, что чемпионат мира не должен использоваться для политической пропаганды какой-либо стороны. Но проведение турнира в Минске было бы неуместным, когда есть более серьезные проблемы, требующие решения».

    Справится ли Латвия

    Теперь главный вопрос – кому достанется вторая часть чемпионата мира. Это решение IIHF пока отложила.

    Традиционная практика большого спорта – определять хозяев за несколько лет до турнира. Часто страны используют топ-соревнования как повод для строительства новой инфраструктуры (например, в России к ЧМ-2000 открыли петербургский Ледовый дворец, а к ЧМ-2023 там же строят новую «СКА арену»). Но сейчас необходимы экстренные меры.

    Важно сохранить чемпионат мира и при этом организовать его разумно с точки зрения экономики. Особенно учитывая, что заработать на зрителях не получится – в условиях пандемии матчи пройдут на пустых аренах. Логистически идеально было бы провести весь турнир в Латвии – представители страны уже подтверждали готовность к такому сценарию, но с расчетом на финансовую поддержку IIHF. Изначально латвийцы планировали вложить в подготовку к турниру 8 млн евро, но тогда они рассчитывали принимать у себя восемь сборных-участниц и задействовать только «Арену Рига». Теперь речь идет о 16 командах и необходимости подготовить еще одну ледовую площадку, а также обеспечить эпидемиологически безопасное размещение более 600 спортсменов, тренеров и персонала.

    При этом важна не вместимость арен – публики все равно не будет, а условия для организации качественных трансляций: на маленьких катках нет нужного света, невозможно установить камеры на оптимальной высоте и разместить достаточное их количество. Поэтому пока как основной обсуждается вариант возвести временное сооружение и разобрать его по окончании турнира.

    Бюджет хоккейного чемпионата мира сильно зависит от места проведения – например, Словакия в 2019 г. потратила 18 млн евро, а Швейцария в 2020 г. планировала уложиться в 37 млн евро. Турнир в итоге отменили из-за коронавируса, IIHF получила от страховой компании около 30 млн евро; какую сумму компенсировали стране-организатору, не известно.

    У IIHF еще есть время подобрать Латвии страну-партнера. Но, во-первых, это повлечет за собой многомиллионные издержки, ведь подготовка пройдет в ускоренном режиме. Кроме того, при выборе придется учитывать логистические ковид-ограничения. И все же в IIHF обсуждают возможность провести минскую часть чемпионата в Дании или Словакии, но точно не в России.