Овечкин — уже лучший снайпер в истории НХЛ. Цифры говорят другое, но они ошибаются

    Пять причин, почему российский снайпер победил всех и даже Гретцки
    Овечкин и Гретцки /instagram.com/aleksandrovechkinofficial

    Один из главных сюжетов следующих пяти-шести лет в НХЛ — марафон, который бежит Александр Овечкин, пытаясь превзойти Уэйна Гретцки по количеству голов в регулярных чемпионатах. Прямо сейчас россиянин — шестой в списке снайперов в истории лиги. Лидерство Гретцки кажется непререкаемым, но капитан «Вашингтона» намерен сдвинуть легендарного канадца с этой позиции. Для этого ему нужно еще 166 шайб. Впрочем, если отвлечься от статистики и посмотреть на хоккей в ретроспективе нескольких десятилетий, становится понятно, что Александр уже опередил Гретцки и всех остальных. Цифры здесь — лишь формальность.

    Большую часть карьеры Гретцки провел в невероятно сильных командах с невероятно сильными партнерами. В промежутке между 1980 и 1990 гг. 9 из 11 кубков Стэнли между собой разделили две команды: «Нью-Йорк Айлендерс» и «Эдмонтон», фронтменом которого являлся Гретцки. Главный регулятор сил в сегодняшней НХЛ — потолок зарплат — в то время еще не действовал. Поэтому побеждали, собирая звезд, те, кто мог им платить. В результате Гретцки в «Ойлерз» помогали будущие члены Зала славы лиги — Яри Курри, Марк Мессье, Пол Коффи, Гленн Андерсон, Грант Фюр...

    Игроки «Эдмонтона» с Кубком Стэнли /Bruce Bennett Studios / Getty

    Вторая причина. Раньше забивать было значительно легче. И дело не только в том, что банда Гретцки чаще играла со слабыми соперниками. Повышенной результативности способствовали в первую очередь правила. Голкиперы носили узкие щитки, менее крепкие шлемы и игровые, а не вратарские, как сейчас, коньки. Видеоповторы в лиге ввели только в 1991 г., когда Гретцки уже перешел экватор своей карьеры и перестал забивать шайбы автоматными очередями. В 1993 г. изменили нормы игры высоко поднятой клюшкой — запретили поднимать ее выше перекладины, а раньше позволяли замахиваться до плеча. В 1996 г., когда Гретцки оставалось три года до ухода из спорта, ввели трапецию — очертили участок льда, на котором полевым было запрещено контактировать с вратарями.

    Легендарный вратарь «Эдмонтона» Грант Фюр /Jason Franson / TASS

    Третье. В хоккее почти не было тактики. Игра строилась в основном на индивидуальном мастерстве звезд, и тренер выполнял скорее роль физрука. Хороший наставник определялся по тому, как быстро бегут и как сильно бьют его подопечные. Схемы, за исключением примитивных и базовых, в НХЛ никто не изобретал, аналитики не существовало как вида, а для скаутов стоило создавать отдельную красную книгу. В таких условиях хоккей превращался в соревнование лидеров, а лучшим способом нейтрализовать их становилась агрессивные, силовые, подчас грязные приемы. Правда, на этот случай в каждой команде при каждой большой звезде работал тафгай — просто большой парень, который мог лишь слегка уметь кататься на коньках, но при это обладал поставленным ударом и даже без него, одним своим присутствием, отбивал у соперника желание травмировать лидера. В «Эдмонтоне» охранником Гретцки работал Дэйв Семенко.

    Четвертое. И тогда, и сейчас НХЛ была лучшей хоккейной лигой мира. Но теперь в Северной Америке выступают вообще все лучшие игроки планеты. Отправиться за океан — мечта любого человека, серьезно занимающегося хоккеем. В эпоху Гретцки в НХЛ почти не было европейцев. В сезоне 1983/84 гг. по ту сторону Атлантики играли лишь 50 иностранцев. Первый россиянин в лиге появился в 1989 г. — им был Александр Могильный, которому пришлось буквально бежать из Советского союза. Три десятилетия спустя НХЛ даже считает число иностранцев с трудом, но их точно не менее 690-та.

    Пятая причина. Уэйн Гретцки закончил с хоккеем в 38 лет. С 1994 г., за пять лет до ухода, его результативность стала заметно падать, а в последнем сезоне рухнула до минимума — 9 голов, 53 передачи в 62 матчах при обескураживающем показателе полезности «-23». Овечкин — по крайней мере пока — переживает хоккейную старость заметно активнее. Через пять месяцев ему 36-ть, но в последние годы россиянин не сбавляет, а набирает темп: 87 очков в 2018 г., 89 — в 2019 г., 67 очков в 68 матчах — в 2020 г.

    Александр Овечкин /instagram.com/capitals

    Было бы больше, но концовку предыдущего чемпионата россиянину больше других смазал коронавирус. Александр приближался к полтиннику шайб за сезон и мог бы забить еще 8-10 голов до того, как энхаэловцев отправили на карантин. Еще восемь лет назад Овечкину серьезно помешал локаут. Гретцки с таким не сталкивался, а Ови в сезоне 2012/13 гг. провел 48 матчей вместо положенных 82-х. Тогда он шел по устрашающему графику 0,6666 шайбы за игру и, исходя из него, недосчитался 22 голов.