Хамство, бойкот и драки: как Канада боролась за право профессионалов из НХЛ выступать на турнирах сборных

    Канадцы всегда тяжело переживали хоккейные неудачи
    Чемпионат мира по хоккею в Вене в 1977 году /Вячеслав Ун Да-Син / Фотохроника ТАСС

    Главная новость недели пришла из НХЛ. Лига решила не отпускать своих игроков на Олимпийские игры в Пекин. Овечкин и компания пропустят вторую Олимпиаду подряд.

    У НХЛ вообще сложные отношения с турнирами сборных. Болельщики уже привыкли каждый год обсуждать, кто приедет в сборные из НХЛ на чемпионат мира. Турнир обычно проводят на финише весны, когда в Америке разгоняется Кубок Стэнли, — помочь национальным командам могут игроки лишь тех клубов, которые не вышли в плей-офф или вылетели из розыгрыша.

    Вряд ли кто-то из современных любителей хоккея вспомнит, что долгое время профессионалов из НХЛ вообще не допускали на чемпионаты мира. В 1970-х по этой причине канадская сборная бойкотировала несколько турниров подряд.  

    Демарш Канады случился в январе 1970 г. Предваряли его несколько месяцев закулисных интриг, затеянных канадскими чиновниками с целью вернуть утраченное страной лидерство в хоккее. С 1961 г. Канада не завоевала ни одного золота чемпионатов мира, с 1952 г. не побеждала на олимпиадах. Последней каплей стало фиаско в серии встреч с советской сборной в январе 1969 г. «Красная машина» катком проехалась по канадским каткам, выиграв 10 матчей из 10, в том числе девять – у национальной сборной Канады. Состоявшей, как и советская, из любителей.

    На ЧМ-69 в Стокгольме Канада проиграла шесть матчей из 10 и отстала от 3-го места на восемь очков. Сразу после завершения турнира представители канадской команды заявили, что на ближайшем конгрессе Международной федерации хоккея выступят с предложением открыть чемпионаты мира для профессионалов.

    Любители своей профессии

    Против допуска игроков НХЛ на турниры любителей категорически высказывался президент Международной федерации хоккея англичанин Джон Ахерн, а глава МОК, тоже британец, Эвери Брендедж вообще грозился исключить хоккей из олимпийской программы в связи с тем, что канадцы небрежно относились к любительскому статусу и нередко привозили на Игры бывших профи, что строжайше запрещала Олимпийская хартия. Сборная СССР, кстати, тоже была под подозрением: на Западе давно догадывались, что советские спортсмены лишь номинально числятся на предприятиях и в вузах, а на самом деле только тренируются и играют. Но у советских функционеров всегда был наготове оправдательный аргумент: зарплату игрокам выдают по месту работы, а не в хоккейных командах. Против этой логики иностранцам возразить было нечего.

    Весной 1969 г. намерение канадцев добиться допуска профессионалов к соревнованиям сборных никто всерьез не воспринял. Тем сенсационнее развивались события на конгрессе Международной федерации хоккея в июле того же года. В Швейцарию, где проходило заседание, приехала делегация из Канады в составе 15 человек. Среди них оказались не только руководители любительской ассоциации – президент Эрл Доусон («владелец всех химчисток Канады», добавлял еженедельник «Футбол-хоккей», ФХ) и генсек Гордон Джукс. «До переговоров с любителями снизошел» (снова цитата из ФХ) лично глава НХЛ Кларенс Кэмпбелл.

    Горячая инициативность канадцев объясняется просто. В 1970 г. чемпионат мира впервые должен был пройти на родине хоккея – в Монреале и Виннипеге. Проиграть в присутствии родной публики очень не хотелось, вот и засуетились все, кто имел отношение к формированию сборной Канады. Сразу по прилете в Швейцарию канадцы объявили, что их задача – любыми способами протащить через конгресс разрешение привлекать на ЧМ профессионалов.

    Изначально в кулуарах речь шла о допуске шестерых профи, а на конгрессе канадцы заявили число вдвое большее. После того как это предложение провалилось на голосовании (15 «за», 36 «против»), объявили перерыв и всех делегатов пригласили к столу, накрытому канадской делегацией. А когда фуршет закончился и на голосование была выставлена новая цифра – девять профессионалов, – счет голосов оказался 26:25 в пользу Канады.

    26-м проголосовавшим «за» был принципиальный прежде президент Ахерн.

    Жестокие игры

    Канадцам удалось продавить и еще одно важное для себя нововведение – в правилах игры. Отныне силовая борьба, как и в НХЛ, была разрешена по всей площадке, а не только в зоне защиты. Канада рассчитывала получить с этой опции максимальные дивиденды, прекрасно зная, что в Европе и СССР силовые приемы практикуются крайне редко.

    В декабре 1969 г. сборная Канады прибыла на III Московский международный хоккейный турнир (через год он станет «Призом «Известий», а сейчас называется Кубком «Первого канала»). Итоговая победа досталась сборной СССР, но в матче советских хоккеистов с канадцами случилась драка и ничья. После турнира «Футбол-хоккей» опубликовал занимательный диалог между канадским тренером Джеком Маклеодом и советским специалистом Анатолием Тарасовым. «В Москве мы ставили задачу попробовать один припасенный тактический вариант (специально для сборной СССР). Эксперимент удался, и это вселяет в нас уверенность в наших силах», – хорохорился Маклеод. «Ваше удовольствие как тренера мне понятно, но я должен сказать о вашем «секретном оружии». Это профессиональные правила, точнее, игра в хоккей без правил, – парировал Тарасов. – Да, после введения новых правил нас поставили перед необходимостью играть в жестокий хоккей <...> Вам дана большая фора: и профессиональные правила, и профессиональные игроки. Я слышал, что канадцы предложили свой проект календаря, удобный лишь для хозяев льда <...> Конечно, мы не собираемся пасовать перед всеми такими трудностями. Но мы стояли и будем стоять за хоккей, где главным является не подавление соперника грубой силой, а соревнование умов, техники и тактики».

    Упомянутый Тарасовым календарь ЧМ-1970 был действительно составлен странно. Для Канады он предусматривал выходные накануне сложных матчей, а сборной СССР на это время были назначены игры. Международная федерация забраковала это расписание, но в январе 1970 г. на заседании исполкома канадцы снова предъявили тот же календарь без единой поправки. Более того, Доусон и Джукс откровенно хамили Ахерну и советской делегации: «Вы же привыкли делать раскатку перед важными матчами. Вот и проведете ее против сборной ГДР. Расписание уже утверждено телевидением, изменения исключены».

    Конструктивного диалога на встрече не получилось. В итоге исполком федерации запретил использовать на чемпионатах мира любых профессионалов (даже из младших лиг), в ответ канадская делегация объявила, что турнир в Канаде не состоится, а сборная отказывается от участия в чемпионатах мира.

    На этом история, собственно, и закончилась. ЧМ-1970 оперативно перенесли в Стокгольм, а Доусона вскоре изгнали с поста президента канадской любительской ассоциации. Уже в 1972 г. наладились тесные контакты советского и канадского профессионального хоккея. А в 1977 г., когда Международную федерацию уже возглавлял немец Гюнтер Сабецки, игроков из НХЛ после долгих переговоров все-таки допустили на чемпионаты мира. И сборная Канады сразу же на них вернулась.

    Период адаптации

    Матч между командами сборной СССР и сборной Канады, счет11:1. Хоккеист сборной СССР В. Петров и канадец Г. Смит в борьбе за шайбу. /Вячеслав Ун Да-Син / Фотохроника ТАСС

    Возвращение Канады на международную хоккейную арену произвело фурор во всех отношениях. Во-первых, выяснилось, что из-за Кубка Стэнли лучшие игроки сезона не могут выступать на чемпионате мира. Международной федерации снова пришлось искать компромисс: в итоге ЧМ перенесли на конец апреля – начало мая, чтобы в сборную Канады успевали войти хотя бы те хоккеисты, кто вылетит после первого раунда плей-офф. Во-вторых, первое же серьезное испытание на ЧМ-1977 канадцы провалили: несмотря на звездные имена – Фил и Тони Эспозито, Род Жильбер, Рон Эллис, Эрик Вэйл, команда проиграла сборной СССР со счетом 1:11. Сказались и проблемы акклиматизации в Европе, и большие по меркам НХЛ площадки (плюс 5 м в длину, плюс 4 м в ширину): канадцы не понимали, как противодействовать широким комбинациям советских хоккеистов. На втором этапе турнира история повторилась – 1:8 в пользу советской команды. При этом шведов Канада разгромила – 7:0!

    А заключительный тур чемпионата-1977 вообще получился эпическим. Лидировала на тот момент Чехословакия – 15 очков. У СССР было 14, у шведов – 12, у канадцев – 11. То есть Канада в лучшем случае могла занять 3-е место – если побеждала чехословаков, а шведы не выигрывали у советской команды. Но Канада настолько разыгралась на финише, что уничтожила действующих чемпионов мира из ЧССР – 8:2! И надо же было такому случиться, что сборная СССР в последнем матче сенсационно проиграла шведам – 1:5. В итоге канадцы остались без бронзы, а Чехословакия стала единственным чемпионом мира в истории спорта, разгромно проигравшим «золотой матч».