«Будет бюджет — будет и переход». Почему в КХЛ никто не смог заменить «Йокерит» и рижское «Динамо»

    Замену финскому и латвийскому клубам пытались найти в Высшей лиге
    Хоккеисты «Лады» /hclada.ru

    В конце февраля Континентальная хоккейная лига (КХЛ) лишилась двух последних команд из Евросоюза — лигу покинули финский «Йокерит» и рижское «Динамо». Теперь за Кубок Гагарина борются только российские команды, а также минское «Динамо» и «Барыс» из Нур-Султана. В следующем сезоне ситуация не изменится – сегодня Совет директоров КХЛ утвердил окончательный состав участников. В лиге сыграют 22 клуба, новичков вместо выбывших «Йокерита» и «Динамо» не будет. 

    При этом еще пару дней назад в СМИ активно обсуждалось, что в чемпионат могут вернуться ханты-мансийская «Югра» и тольяттинская «Лада», которые уже выступали в КХЛ, но из-за проблем с финансами ушли на уровень ниже — в Высшую лигу. А также еще один клуб Высшей лиги с опытом выступления в КХЛ — новокузнецкий «Металлург». «Ведомости. Спорт» — о том, почему возвращение не состоялось.  

    «Лада»: есть желание, но нет возможностей

    «Лада» — самый титулованный российский клуб за пределами КХЛ. В 90-е тольяттинцы были одним из грандов Межнациональной хоккейной лиги, пришедшей на смену чемпионату СССР по хоккею. 

    С помощью мощнейшего спонсора — Волжского автозавода — «Лада» собрала сильный состав и дважды выиграла чемпионат МХЛ в 1994 и 1996 гг. Помимо этого, до середины нулевых тольяттинцы четыре раза выигрывали серебряные медали чемпионата России и еще два раза становились бронзовыми призерами. Были успехи и на международном уровне — в 1997 г. «Лада» стала обладателем Кубка Европы (на тот момент это был главный клубный трофей Старого света), а в 2006 г. клуб завоевал Континентальный кубок.  

    Однако во второй половине нулевых у автозавода начались финансовые проблемы и результаты «Лады» пошли на спад. Остро стоял и вопрос инфраструктуры — домашние матчи команда проводила в старом дворце спорта «Волгарь», вмещавшем меньше 3000 зрителей.  

    Проблемы с ареной стали причиной первого расставания с КХЛ. В 2010 г. «Лада» покинула хоккейную элиту из-за того, что ее стадион не соответствовал требованиям КХЛ.  

    К 2013 г. в Тольятти построили современную «Лада-Арену» на 6000 мест и это позволило волжанам на время вернуться в КХЛ. Правда провести в Континентальной лиге удалось всего четыре сезона. В этих чемпионатах «Лада» ни разу не попадала в плей-офф. После сезона 2017/18 совет директоров лиги исключил волжан, а также «Югру» из состава КХЛ. 

    Матч «Лада» — «Рубин» /hclada.ru

    «Лада» и «Югра» заняли последние места в рейтинге, который оценивал соответствие клубов уровню Континентальной лиги. Вот как комментировали исключение двух клубов в КХЛ весной 2018 г.: «Югра» и «Лада» замыкают рейтинг, что обусловлено низкими спортивными результатами, высокой долей государственного бюджетного финансирования — 70% («Лада») и 82% («Югра»). Кроме того, оба клуба пользовались небольшим спросом у ТВ-аудитории. По параметру ТВ-спроса «Лада» заняла 25-е место, а «Югра» — 27-е. У клубов также наблюдается самый низкий уровень расходов на оплату труда хоккеистов, что снижает их конкурентоспособность на рынке игроков. 

    С тех пор команда из Тольятти выступает в Высшей лиге, куда помимо «Лады» входят еще 26 команд. Даже на этом уровне волжане ни разу не проходили дальше четвертьфинала плей-офф.  

    Генеральный директор «Лады» Александр Чеботарев в комментарии «Ведомости. Спорту» признал, что пока зарплатный бюджет клуба не соответствует нижней планке в 315 млн, установленной в КХЛ, но в Тольятти готовы работать над возвращением в хоккейную элиту. 

    «Желание «Лады» вернуться в элиту российского хоккея сильное, но желания должны совпадать с возможностями, — заявил Чеботарев. — Инфраструктура клуба соответствует всем требованиям КХЛ, но в настоящий момент мы не обладаем таким бюджетом (который бы вписывался в пол заплат — «Ведомости.Спорт»). В ВХЛ такие деньги платить просто некому». 

    Отвечая на вопрос о соответствии нынешнего состава уровню КХЛ, Чеботарев отметил, что третье и четвертое звенья (хоккеисты, которые берут на себя в основном черновую работу) в «Ладе» уже есть.  

    «Югра»: хорошая инфраструктура, но мало болельщиков 

    Клуб из Ханты-Мансийска — один из традиционных грандов Высшей лиги. Созданная в 2006 г. «Югра» первых громких успехов добилась именно в этом турнире. В 2009 и 2010 гг. «мамонты» дважды стали чемпионами ВХЛ и после этого добились вступления в КХЛ. 

     У «Югры» отличная инфраструктура. Команда играет на построенной в 2008 г. «Арене-Югра» на 5500 зрителей. Чемпион мира среди молодежи-1999 Кирилл Сафронов выступал за ханты-мансийский клуб в сезоне 2012/13 и сейчас он положительно отзывается о местной арене. 

    Матч «Югра» — «Динамо СПб» /ugra-hc.ru

    «Дворец в Ханты-Мансийске очень хороший, — рассказывает Сафронов. — Там созданы все условия, чтобы команда была. Они достаточно прилично выглядели в КХЛ, когда играли там, а сейчас в ВХЛ одни из лидеров. В том, что касается инфраструктуры — там есть и хорошая гостиница». 

    В первые сезоны в КХЛ «Югра» дважды выходила в плей-офф, но неизменно вылетала в первом раунде, а потом превратилась в главного аутсайдера лиги: за пять лет «мамонты» ни разу не поднялись выше 22 места в «регулярке» и, соответственно, не участвовали в борьбе за Кубок Гагарина. Это сказалось и на посещаемости. Даже небольшая арена почти никогда не бывала заполненной. 

    «Надо понимать, что Ханты-Мансийск — маленький труднодоступный городок: авиасообщение сложное, железнодорожного сообщения нет, автомобильная дорога только одна — на Сургут, — объясняет Сафронов. — На матчи там приходило 2,5–3000 человек. Там физически нет больше любителей хоккея. Тем не менее, там создана классная спортивная инфраструктура». 

    Летом 2018 г. «Югру» вместе с «Ладой» исключили из состава КХЛ, но в отличие от тольяттинцев «мамонты» достаточно успешно играют в Высшей лиге. В прошлом сезоне «Югра» выиграла Кубок Петрова — главный трофей ВХЛ.  

    «Все упирается в финансирование, — считает Сафронов. — Если оно будет достаточным для возвращения в КХЛ, это будет хорошим вариантом для «Югры». Разрыв между ВХЛ и КХЛ есть. В топовых командах Высшей лиги есть по паре игроков, которые могут играть в Континентальной лиге. Точно не вся команда. Значит, надо быть конкурентоспособными за счет чего-то другого. Если в следующем сезоне КХЛ не будет иностранцев, то уровень понизится, но это даст возможность игрокам из Высшей и Молодежной лиг попасть в КХЛ».  

    «Металлург»: затянувшаяся реконструкция и скромный бюджет 

    Новокузнецк славится мощнейшей хоккейной школой. Среди ее воспитанников — двукратный обладатель приза лучшему вратарю регулярного чемпионата НХЛ «Везина Трофи» Сергей Бобровский, еще один известный вратарь Илья Сорокин, выступающий за «Нью-Йорк Айлендерс», лидер «Миннесоты» нападающий Кирилл Капризов и обладатель Кубка Стэнли в составе «Вашингтона» защитник Дмитрий Орлов. 

    «Металлург» участвовал в первых девяти чемпионатах КХЛ, но ни разу не играл в плей-офф. В мае 2017 г. клуб из Новокузнецка был исключен из Континентальной лиги. Его активно критиковали не только за низкие спортивные результаты, но и за проблемную арену. Дворец кузнецких металлургов, рассчитанный на 7500 зрителей, был открыт в 1984 г. и давно требовал масштабной реконструкции. 

    Началась она уже после перехода «Металлурга» в Высшую лигу. С осени 2020-го во дворце идут работы и по состоянию на конец марта 2022 г. она до сих пор не завершилась, а в местной прессе пишут о срыве сроков реконструкции. 

    Леонид Вайсфельд был генеральным менеджером «Металлурга» до 2013 г. /khl.ru

    Бывший генеральный менеджер новокузнецкого «Металлурга» Леонид Вайсфельд считает, что после завершения работ проблема с ареной уйдет в прошлое.  

    «Раньше в Новокузнецке была проблема с ареной, но они начали масштабную реконструкцию, — говорит Вайсфельд. — Когда она будет закончена, то там появится очень хороший дворец для КХЛ. По вместимости там все хорошо». 

    На уровне ВХЛ «Металлург» выглядит вполне конкурентоспособно — в прошлом сезоне команда играла в финале Кубка Петрова. При этом Леонид Вайсфельд считает, что главным препятствием для возвращения в КХЛ является относительно скромный бюджет. 

    «Самый принципиальный момент для возвращения в КХЛ — соответствующий бюджет, — утверждает Вайсфельд. — Без этого нет никаких шансов. От финансов надо отталкиваться: какой бюджет — такие и игроки. Алгоритм следующий: у тебя есть какое-то количество хоккеистов с подписанными контрактами, с другими ты ведешь переговоры. Когда ты знаешь свой бюджет, то понимаешь, на что можешь рассчитывать. Если есть свободные деньги — смотришь по рынку и приглашаешь.  

    Если бюджет дают — может быть безболезненный переход из ВХЛ в КХЛ. Если бюджета нет, то и никакого перехода нет». 

    По данным «Ведомости. Спорта», лучшие игроки ВХЛ получают 400-500 000 руб. в месяц, у рядовых хоккеистов зарплаты гораздо скромнее. Претендующий на победу в Кубке Петрова клуб может потратить на зарплаты и премии до 150 млн руб. за сезон, но это более чем в два раза меньше пола зарплат, установленного в КХЛ.