«Девочка, в которой слишком много таланта». История Камилы Валиевой

    Побила все рекорды в фигурном катании в олимпийском сезоне
    Камила Валиева во время проката короткой программы /Петр Ковалев/ТАСС

    Выбирала между балетом, художественной гимнастикой и фигурным катанием

    Камила Валиева родилась 26 апреля 2006 г. в Казани. И с самого детства была очень активным ребенком. Как это часто бывает, родители решили направить энергию в правильное русло. Так в жизни будущей чемпионки появились балет, художественная гимнастика и фигурное катание. Солидный набор для трехлетней девочки. Когда Камиле исполнилось 5 лет, мама посоветовала выбрать что-то одно. Сделать выбор было непросто, но фигурное катание в итоге победило.  

    Правда, занятия художественной гимнастикой и балетом все же не прошли даром. В интервью «Бизнес Online» Камила отмечала, что, благодаря гимнастике, уже в четыре года обрела необходимую растяжку. Влияние балета Валиева видит в разнообразии своего катания:

    «У меня были балетные пачки. В программы вставляли переводы ног, как в балете, затяжки — хотели разнообразить мое катание», — вспоминала Камила.

    Но не только балет и художественная гимнастика определяют космический уровень Валиевой. Бывший хореограф чемпионки России Мария Касумова не раз говорила, что все дело в трудолюбии и в том, что Камила доверяет тренерам. 

    С этим мнением согласна и вице-чемпионка мира по фигурному катанию 2012 г. Алена Леонова.

    «Она сделала себя такой сама, это все ее трудолюбие. Конечно, Камила очень талантливая, такие дети рождаются раз в сто лет. Но плюсом к этому идет, что она трудолюбивая и целеустремленная. Поэтому у нее такой успех», — рассказала Леонова «Ведомости. Спорту».

    Не сразу выдержала темп в «Хрустальном», но катала любимую программу Тутберидзе и внучки Пикассо 

    Когда Камиле было шесть лет, родители решили, что она должна тренироваться в Москве. Но в группу Тутберидзе Валиева попала не сразу. Сначала она работала с Игорем Лютиковым, Мариной Кудрявцевой, Станиславой Ковалевой и Натальей Дубинской в школе «Москвич», откуда в свое время выпустились олимпийские чемпионы Татьяна Навка, Никита Кацалапов, Елена Ильиных и др. И только 2018 г. фигуристка перешла в «Самбо-70».

    На отборе в «Хрустальном» короткую и произвольную программы Валиевой сначала видел только Даниил Глейхенгауз. По рассказам самой Камилы, Этери Тутберидзе познакомилась с ней уже после выступления, попросила показать прыжки и вращения, а затем пригласила на тренировки.

    Первре время 12-летней Камиле было сложно справиться с нагрузками в «Хрустальном». Но, с другой стороны, это стало мощной мотивацией — очень не хотелось быть хуже других фигуристок.

    В группе Тутберидзе в Камилу верили. В первом же совместном сезоне ей поставили сложную и довольно оригинальную программу — «Девочка на шаре», по мотивам одноименной картины испанского художника Пабло Пикассо.

    Этери Тутберидзе назвала эту программу самой любимой в сезоне, а слухи о талантливой фигуристке дошли даже до Дианы Пикассо — внучки основателя кубизма. Она назвала катание россиянки «благословлением» и предложила Камиле втсретиться в Париже. Планы нарушила только пандемия коронавируса.

    С «Девочкой на шаре» Камила побила мировой рекорд на юниорском чемпионате мира в марте 2020 г., набрав 74,92 балла. И выиграла турнир с преимуществом почти в 20 баллов над серебряным призером, другой россиянкой Дарьей Усачевой. Мировые рекорды во взрослом катании сейчас тоже принадлежат Валиевой. В олимпийском сезоне это важное свидетельство благосклонности судей.

    Еще одна знаковая программа Валиевой — «Болеро» под музыку Мориса Равеля. Ее поставили в прошлом сезоне, но эксперты не раз проговаривали, что эта постановка могла бы стать олимпийской. В «Хрустальном» решили прислушаться и оставили программу.

    «Фишка «Болеро» — в гипнотическом эффекте. Телевизионная картинка не смотрится так же, как вживую. Это правда захватывающее зрелище. Образ Камиле безумно подходит, — объяснила «Ведомости.Спорту» чемпионка Универсиады в танцах на льду Бетина Попова. — И эта музыка, которая постоянно нагнетает и не отпускает зрителя, разумеется — лучшее, что может быть для олимпийского сезона. И для Камилы этот образ выглядит победным, потому что она поняла, как «продавать» эту программу».

    В конце своего первого победного сезона Камила раскрыла один из главных секретов работы над программами: «Нужно повторять и повторять программу каждый день. А еще… Нужен такой тренер как Этери Георгиевна. Она не успокаивается даже тогда, когда программа придумана, уже готова и выкатывается. Она будто эту программу катает со мной каждую тренировку, она знает каждый поворот головы, каждый взмах рукой, мне кажется, что она даже знает, как я дышу в программе, что я чувствую, исполняя тот или иной элемент. И я уже не я. Я — это она. Этери Георгиевна чувствует и понимает каждую программу и помогает мне понять, принять, почувствовать каждое движение».

    Делает ставку не только на ультрасложные прыжки

    Российские фигуристки быстро приучили судей и болельщиков к технической сложности. Это не значит, что четверные прыжки Трусовой и Щербаковой, когда они получаются без ошибок, все стали воспринимать как должное. Просто с нетерпением ждали следующий шаг. И его сделала Камила Валиева, объединив в своих программах ультрасложные прыжки (тройной аксель и четверные тулуп и сальхов), удивительное скольжение и эстетику в каждом движении. Аккурат в тот момент, когда в мире фигурного катания сформировался запрос на художественную ценность и целостность.

    Бесконечные разговоры про зрелое женское катание, реформа ISU, в которой прыжки (четверные и те, что стоят в конце программы) потеряли в стоимости, странные предложения повысить возрастной ценз у девушек — важные показатели того, как сильно все устали просто считать, а не наслаждаться.

    «Все спортсменки Этери Георгиевны чем-то талантливы. Но Камила отличается тем, что у нее есть все. Она и хорошо прыгает, и хорошо скользит, и вторая оценка есть, и вращения туда же. Очень важно, что у нее есть все качества, которые нужны в наше время. Это и женственность катания, и прыжки сложные — ультра-си. Когда она катает программу, она следит за всем. Бывает такое, что есть хорошие прыжки, но на вращениях спортсмен, как говорится, «отдыхает». А Камила отличается тем, что к ней не к чему придраться. Все сделано «с иголочки». Это очень подкупает и судей, и зрителей. Сейчас Камила — самая уникальная и универсальная фигуристка», — считает Алена Леонова.

    Но универсальность Камилы не только в сочетании техники и хореографии. Прямо сейча она едва ли не единственная фигуристка, которая может усложняться, несмотря на активный рост. В 2020 Камила рассказывала, что по ходу сезона выросла сразу на 5 сантиметров — со 150 до 155. В фигурном катании такая прибавка может расстроить все прыжки. Но Камила адаптировалась к новым условиям и продолжает делать это по ходу олимпийского сезона, в котором выросла еще на 5 сантиметров.

    «Девочка, в которой слишком много таланта», — важная оценка от Этери Тутберидзе. В недавнем интервью «Первому каналу» тренер подробно рассказала про сильные и слабые стороны своих учениц. Характеристика Камилы оказалась самой лаконичной. Но услышать такие слова от Тутберидзе мечтают многие.

    Любит рисовать и задумывалась о карьере психолога

    Если в напряженном тренировочном графике появляется свободное время, Камила берется за кисти.

    «Когда была маленькой, любила рисовать, — вспоминала Валиева в одном из интервью. — И получалось хорошо. Не то чтобы прям точно и правильно, но для шестилетнего ребенка выходило красиво. Не каракули в стиле "палка, палка, огуречик", а как-то чуть-чуть помасштабнее».

    Интерес к живописи и вообще к искусству активно поддерживают в группе Тутберидзе. В компании тренеров фигуристки нередко посещают «Большой театр». А во время работы над «Девочкой на шаре» Камила была частым гостем Пушкинского музея.

    О будущем без фигурного катания Камила пока не задумывается. И лишь однажды призналась, что хотела бы изучать психологию, чтобы помогать людям.