Войны, взятки и вирусы — Япония всегда проводила Олимпиады вопреки

    Обстоятельства победили страну восходящего солнца лишь однажды
    olympic.ru

    Землетрясение и война

    В 1930-х между спортом и политикой можно было смело ставить знак равенства. Победа сборной Италии на домашнем чемпионате мира по футболу в 1934 г. стала отличной PR-акцией для фашистского режима Бенито Муссолини. Гитлер считал Олимпиаду-1936 в Берлине символом превосходства арийской расы. В этом ряду спортивно-политических манифестов могли оказаться и Игры-1940, которые должны были пройти в милитаристской Японии.

    За право принять Олимпиаду Токио боролся с Барселоной, Хельсинки и Римом. После решения МОКа у японцев оставалось четыре года на подготовку. Правда, в середине 1930-х в Азии уже было неспокойно: Япония оккупировала северо-восток Китая, установила там марионеточное правительство, а в 1933 г. вышла из Лиги наций, организации – предшественницы ООН.

    При этом Япония уже имела опыт проведения крупных соревнований. В 1930 г. Осака приняла Дальневосточные игры (сейчас – Азиатские игры). Их, кстати, тоже пришлось отложить на год: в конце 1920-х страну охватил финансовый кризис, спровоцированный разрушительным землетрясением 1923 г. Особенно сильно пострадал Токио. Правительство выделило деньги на восстановление домов, но ущерб оказался слишком большим – и расходы выросли в 4 раза, что привело к обесцениванию иены. Дополнительным ударом стал мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г.

    На фоне финансовых проблем строительство инфраструктуры к Играм-1940 затягивалось: власти долго не могли определиться с местом будущей арены для церемонии открытия. Зато расходы на армию только росли. В 1937 г. началась полномасштабная война с Китаем, в связи с чем Япония сама отказалась принимать Олимпиаду. Это не стало неожиданностью для МОКа: секретные переговоры с Финляндией о переносе Игр в Хельсинки велись еще до первых крупных столкновений в Китае. Но в 1939 г. из-за начавшейся войны в Европе Олимпиаду пришлось перенести на неопределенный срок (ее принял Лондон в 1948 г.). А Хельсинки Игры достались только в 1952 г.

    Мусульмане и коммунисты

    Спустя почти четверть века после несостоявшихся Игр-1940 Токио все же стал столицей Олимпиады. Но праздник снова подпортила политика.

    В 1962 г., за два года до соревнований в Японии, в Джакарте прошли Азиатские игры. На тот момент у Индонезии не было дипломатических отношений с Израилем и Китайской Республикой (Тайванем). Спортсмены этих стран не получили визы и не смогли принять участие в Азиатских играх.

    Позиция по Израилю была продиктована мусульманским большинством Индонезии. Пятью годами ранее разразился Суэцкий кризис – очередной конфликт на Ближнем Востоке, в ходе которого Израиль оккупировал Синайский полуостров. Лига арабских государств призвала к солидарности организаторов Азиатских игр – и Индонезия откликнулась.

    В похожем положении оказались спортсмены из Китайской Республики (Тайваня). Коммунистический Китай должен был впервые выступить полноценной командой на крупном соревновании и продавил решение не пускать атлетов с мятежного Тайваня.

    МОК такую политику Индонезии осудил и исключил ее из числа участников Олимпиады-1964. В ответ Джакарта объявила о проведении собственных соревнований под эгидой новой организации – GANEFO (Games of the New Emerging Forces, в переводе – Игры новых развивающихся сил). Они должны были стать альтернативой Олимпиады и поначалу выглядели многообещающе.

    Открытие Игр новых развивающихся сил в 1963 г. /Indonesian Department of Information

    В 1963 г. в Индонезию прибыло 2500 атлетов из пяти десятков стран – в основном из рабочих спортивных организаций. Правда, национальные олимпийские комитеты их не поддержали из-за санкций МОКа: спортсменов, отправившихся в Джакарту, не допустили бы на Игры в Токио. В итоге в 1964 г. сборные Китая и Северной Кореи вообще отказались участвовать в японской Олимпиаде.

    К слову, у КНР в середине 1960-х была очень мощная сборная: в Джакарту приехал сильнейший состав и занял 1-е место в командном зачете. Среди советских атлетов (они стали вторыми) самой известной была Анна Дмитриева – тогда теннисистка, а позже спортивный комментатор.

    Кроме сборных СССР и КНР в альтернативных Играх 1963 г. участвовали команды Британии, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Италии, а также нескольких стран Азии, Африки и Латинской Америки. По числу участников соревнования GANEFO уступали Олимпиаде в Токио в 2 раза. Зато в Индонезии были представлены все ключевые виды спорта: легкая атлетика, волейбол, бокс, водное поло, футбол и даже хоккей на траве – всего 20 дисциплин.

    В 1966 г. состоялись вторые Игры новых развивающихся сил, но они были уже менее представительными – лишь 17 стран-участниц. Советский Союз отказался выставлять команду – риск получить бан от МОКа был вполне реальным. Третьи соревнования GANEFO так и не состоялись.

    Любители и канадцы

    Зимние Игры 1972 г. в Саппоро тоже запомнились скандалом. Накануне соревнований в Японии МОК вспомнил о главном принципе Олимпиады – участвовать могут только любители. Глава организации Эвери Брендедж предложил отстранить четыре десятка спортсменов-профессионалов.

    В этот список, например, попал австрийский горнолыжник Карл Шранц, у которого был рекламный контракт с производителем спортивной одежды. Для него решение МОКа стало особенно болезненным: Шранц надеялся выиграть личное олимпийское золото и завершить карьеру.

    Инициатива МОКа не понравилась и канадцам. Они лишались права приглашать в сборную игроков НХЛ, при этом СССР собирал команду из сильнейших хоккеистов страны. А в Канаде прекрасно понимали, что любительский статус советских игроков – видимость. Формально числясь на предприятиях и в вузах, они почти все время посвящали спорту и этим зарабатывали на жизнь.

    Требуя от Международной федерации хоккея допустить игроков НХЛ к участию в любительских соревнованиях, сборная Канады с 1969 г. игнорировала чемпионаты мира. И, не встретив понимания своей позиции в МОКе, канадцы отказались и от участия в Играх-1972. Впервые в истории олимпийский турнир прошел без Канады.

    Коррупция и поезда

    Олимпиада вернулась в Японию в 1998 г. Игры в Нагано получились одними из самых дорогих в истории – сумма затрат колеблется от $10 млрд до $15 млрд. Причем потратиться пришлось не только на инфраструктуру, но и на взятки для членов МОКа.

    Место проведения Игр определили в ходе голосования в 1991 г. Тогда на Олимпиаду претендовали Нагано и Солт-Лейк-Сити. Борьба получилась упорной: в решающем раунде перевес Японии составил всего четыре голоса. Уже после Игр выяснилось, что несколько десятков членов МОКа получили взятки – на каждого выделили по $22 000. В частности, восемь человек отправились первым классом в путешествие на японские курорты. Позже аналогичные нарушения вскрылись и при определении других столиц Игр – например, в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. В результате 10 членов МОКа лишились постов и еще к 10 применили другие санкции.

    Япония выбрала не лучшее время для проведения Олимпиады. Если в 1980-х ее экономика росла быстро, то 1990-е вошли в историю как «потерянное десятилетие». После краха банковского сектора торговля, промышленность и другие сферы восстанавливались очень медленно. Дополнительным ударом стал Азиатский финансовый кризис 1997 г., который затронул в первую очередь Южную Корею, Индонезию, Тайвань и другие страны региона, но вскоре потянул за собой и весь мир (дефолт в России в 1998 г. – одно из последствий кризиса).

    Тем не менее Япония не отказывалась от крупных транспортных проектов, запланированных к Олимпиаде. Самый дорогой предполагал строительство линии высокоскоростных поездов. Благодаря новой железной дороге путь из Токио до столицы Олимпиады сократился в 2 раза и занимал всего 80 минут. Это привело к неожиданному эффекту: отели в Нагано, построенные специально к Играм, оказались полупустыми, потому что болельщики предпочитали жить в Токио и ездить на соревнования на поезде.

    /Noriko Hayashi / Bloomberg via Getty Images

    Пандемия и панацея

    Четвертая в истории Японии Олимпиада стала самой драматичной еще до ее начала. За право принять Игры Токио боролся с Мадридом и Стамбулом. В 2013 г., когда прошло голосование, вряд ли кто-то мог представить, с какими трудностями столкнутся организаторы.

    Коронавирус вынудил перенести Олимпиаду на год: МОК принял решение в конце марта 2020 г., надеясь на улучшение ситуации. Но за несколько месяцев до новой даты открытия стало понятно: провести Игры так, как это было до пандемии, уже не получится.

    Весной оргкомитет объявил, что соревнования пройдут без иностранных болельщиков. Впрочем, местных любителей спорта на трибунах тоже особо не ждут: только 26 соревнований (из 724) пройдут со зрителями. Не помогают даже неплохие темпы вакцинации: сейчас в Японии привито 26% жителей, но, по мнению властей, для безопасного проведения Игр этого недостаточно.

    Да и не все японцы рады Олимпиаде. По данным майских опросов, 83% граждан считали, что Игры надо либо перенести, либо отменить вовсе. Жители беспокоились, что десятки тысяч приехавших на Олимпиаду ухудшат эпидемиологическую ситуацию. В первую неделю Игр Токио несколько раз обновил рекорды по суточной заболеваемости коронавирусом. Власти просят жителей не покидать дома без особой надобности.