Ласицкене выстрадала золото Токио: помимо соперниц она победила время, чиновников и травму

    Путь к победе составил 2 метра 4 сантиметра и пять лет в неизвестности
    Мария Ласицкене /Валерий Шарифулин/ТАСС

    Сегодня Мария Ласицкене стала олимпийской чемпионкой, хотя по логике и справедливости это событие должно было произойти пять лет назад.

    1 июля 2016 г. Ласицкене (тогда еще незамужняя Кучина) запустила уникальную в современных прыжках победную серию. Россиянка оставалась непобедимой на протяжении 25 месяцев. Она выиграла 45 турниров подряд, но среди них не оказалось главного — Олимпиады в Рио, которая совпала с профессиональным пиком спортсменки.

    Выступить в Бразилии Ласицкене помешал шторм, который разверзнулся вокруг Всероссийской федерации легкой атлетики. В ноябре 2015 г. организацию лишили членства в Международной ассоциации, наказав за систематическое применение допинга при подготовке спортсменов.

    Ударной волной накрыло даже тех российских спортсменов, которые никогда не были уличены в употреблении запрещенных веществ и регулярно тестировались на международных стартах. Для начала им на неопределенное время закрыли путь на любые соревнования под эгидой World Athletics. В декабре Ласицкене еще надеялась отправиться в Рио: «Разочарования такого уж и не было. Я старалась быть на позитиве, думала о хорошем. Надеюсь, что все сложится, опускать руки не собираюсь, продолжу тренироваться. Даже еще упорнее – добавилось такой хорошей злости, может быть, бодрости».

    Но летом все надежды растаяли. За несколько десятков дней до старта Олимпиады появились новые, еще более подробные и разоблачительные показания информатора WADA Григория Родченкова, и World Athletics отказалась пускать в Бразилию вообще всех российских легкоатлетов, за исключением Дарьи Клишиной, которая жила, тренировалась и сдавала допинг-пробы в США.

    После Игр ничего не изменилось: руины старой версии ВФЛА продолжали разлагаться, а выстраивать новую вертикаль легкой атлетики никто будто и не собирался. В декабре 2016 г. Ласицкене, истощенная 13-месячной паузой, впервые вышла на тропу борьбы с российскими функционерами: «Мы уже немного устали от разговоров наших чиновников о том, что вот-вот все наладится. У них-то ничего и не менялось, а мы все еще вне стартов. Поэтому мне хочется просто прыгать и ни о чем больше не думать».

    Ласицкене надеялась получить от IAAF индивидуальный допуск к международным турнирам и 23 декабря предоставила организации соответствующие документы. Внутренняя ассоциация вместо помощи скорее вставляла палки в колеса: в январе 2017 г. тогдашний руководитель ВФЛА Дмитрий Шляхтин заявил, что россияне никакие заявки пока не подают.

    Из-за бюрократических проволочек вернуться на международную арену Ласицкене удалось только в августе 2017 г. Камбэк получился выдающимся: под нейтральным флагом спортсменка взяла золото чемпионата мира. Соотечественники тоже отличились: из 19 человек, приехавших в Лондон, шестеро взяли награды.

    Верхушка ВФЛА постаралсь превратить несколько локальных успехов в один глобальный и отрапортовала: победы легкоатлетов — демонстрация пути исправления, на который вышла российская легкая атлетика. Мария не оставила программное заявление незамеченным: «Уже два года не видно продвижения со стороны ВФЛА. Я очень хотела бы, чтобы это все поскорее закончилось. Но вопрос о восстановлении ВФЛА не ко мне, есть люди, которые должны отвечать на это и за это. Может, наше выступление на чемпионате мира скажется. Но не хочется, чтобы нашими результатами как-то прикрывались, говорили, что это шаг. Мы делаем свое, мы бы и так прыгали, а от федерации нужна немного другая работа».

    Летом 2018 г. российская легкая атлетка упала еще глубже. Даниил Лысенко, коллега Ласицкене из мужских прыжков, пропустил три допинг-теста подряд. Чиновники ВФЛА старались вытащить спортсмена своими методами и подделали документы. Мария не выдержала: «То, что мы сделали собственными руками с нашей легкой атлетикой за эти несколько лет, ни одна бумага не вытерпит. Надеюсь, у людей, причастных к этому нескончаемому позору, все-таки хватит мужества уйти. Самим».

    Против спортсменки публично выступили чиновники. Министр спорта Павел Колобков назвал ситуацию «неприятной», а Шляхтин заявил, что после таких слов Ласицкене может лишиться даже нейтрального статуса. Девушка не смутилась: «Шикарная фантазия на тему того, что у меня могут отозвать нейтральный статус, так как я не поддерживаю действия главы ВФЛА. Видимо, особенно я должна поддержать главное дело его команды – «дело Лысенко». Шляхтин, который общался с легкоатлеткой только через прессу, не ответил даже там.

    Дальше Ласицкене стала бороться с допингом. Она активно занялась ведением профиля в Instagram, первой вошла в созданный РУСАДА комитет спортсменов, принимала участие в образовательных мероприятиях.

    И конечно, готовилась к Играм в Токио.

    В японскую столицу всероссийской федерации позволили привезти десять спортсменов. Критерии для отбора ВФЛА выбирала самостоятельно. Процесс получился тягучим и за одно совещание не закончился. Первоначальная идея принадлежала главному тренеру сборной Юрию Борзаковскому: он предложил отправить на Игры тех, кто находится выше в международных листах топ-результатов текущего сезона. Чиновники ВФЛА посчитали схему недостаточно четкой и отправили на доработку — предлагали считать сумму лучших результатов или среднее значение.

    План в итоге все же был принят, но Мария свою путевку получила в обход критериев. Перед окончательным определением списка российских участников Токио-2020 она вступалась уже не только за себя: «Есть ощущение, что нам проще завершить карьеры, чтобы не мешать вам жить в выдуманном мире, где российские чистые атлеты – самые защищенные. Как можно быть довольным «десяткой для Токио» и не бороться за всех чистых атлетов? Огорчу Минспорт и ОКР, но в нашей стране чистых и достойных гораздо больше! И наши права все еще нарушаются».

    Помешать выступлению Марии в Токио могла еще и травма. В мае она повредила заднюю поверхность бедра, пропустила весь июль, а к соревнованиям вернулась лишь за две с небольшим недели перед Олимпиадой. В финале Игр Ласицкене раскрылась только после того, как планка оказалась на высоте 1,95 м. Дважды россиянка не справилась, была на грани вылета из борьбы за медали, но после собралась и единственной в секторе взяла 2,04. Для победы этого оказалось достаточно.