Японцы научили весь мир находить дорогу в уборную и другие спортивные объекты

    «Ведомости. Спорт» вспоминают эволюцию олимпийских пиктограмм
    Cameron Spencer / Getty

    Утилитарный символ

    Один из эпизодов церемонии открытия Игр-2020 оживил пиктограммы всех 33 олимпийских видов спорта, напомнив телезрителям, что такой способ визуализации придумали именно в Токио на Олимпиаде-1964. Но прообразы пиктограмм появились еще на Играх-1912 в Стокгольме, хотя они мало напоминали привычные теперь схематичные иконки – это были прямоугольные изображения с пышной окантовкой и подробной прорисовкой спортсменов.

    На Играх в Лондоне в 1948 г. каждый вид спорта получил свой «герб» – в рамку в виде щита вписали символы дисциплины. Но иногда рисунка было недостаточно, чтобы понять, к какому событию он относится. Например, на билетах на церемонию закрытия Олимпиады поместили изображение с развевающимся олимпийским флагом, а современное пятиборье символизировал оливковый венок. Впрочем, футбол, баскетбол, велоспорт и многие другие виды угадывались легко.

    Полноценной частью олимпийских гайдлайнов пиктограммы стали спустя 16 лет в Японии. В 1964 г. Игры впервые доверили государству из Азии, а число странучастниц превысило 90 (в Лондоне их было 59). Добавились и новые виды спорта – волейбол и дзюдо, и всего их стало 19.

    Организаторы стремились показать миру открытую и гостеприимную страну. Но ситуацию осложнял языковой барьер. Затейливые иероглифы, которые мало кто понимает за пределами Японии, могли сделать пребывание иностранцев не таким комфортным. К тому же по островам были установлены непривычные для остального мира дорожные знаки – с незнакомыми символами и нередко иероглифами: страна отказалась принимать единый мировой стандарт, разработанный еще в конце 1940-х.

    Можно было продублировать надписи на самых распространенных языках, но это перегрузило бы и без того сложную навигацию на улицах и стадионах. К тому же такая избыточность противоречила лаконизму общей эстетической концепции Олимпиады. Так, на логотип японцы поместили только четыре элемента: красный круг с флага страны, олимпийские кольца, название города и цифру «1964».

    В итоге к Олимпиаде в Токио группа художников под руководством Юсаки Камэкуры (автора логотипов Nikon и TDK) разработала пиктограммы для всего: от транспортных объектов до туалетных кабинок – так появился в том числе символ уборной, понятный в любой части света. Естественно, виды спорта тоже получили свои значки. Одного такого изображения со стрелочкой было достаточно, чтобы отличить футбольный стадион от легкоатлетической арены. Символика стала понятна всем: спортсменам, болельщикам, журналистам, официальным лицам – причем из любой страны.

    Олимпиада — это стильно

    Если на Играх-1964 пиктограммы выполняли утилитарную функцию, то уже на следующей Олимпиаде, в Мехико, они стали объектом дизайнерских экспериментов. Мотивы визуальных решений, появившихся в конце 1960-х, прослеживались в олимпийской символике вплоть до начала 1990-х. Скажем, стиль Москвы-80 – это тоже переосмысленное наследие Игр в Мексике.

    Новый яркий образ Олимпиады возник благодаря американскому графическому дизайнеру Лэнсу Вайману. Его немного психоделические орнаменты соответствовали духу эпохи хиппи и отсылали к древним культурам коренных народов Северной Америки. Обратиться к истокам Ваймана подтолкнул Педро Рамирес Васкес – мексиканский архитектор, возглавлявший оргкомитет Олимпиады-1968.

    Если в Токио-1964 единый стиль затронул лишь ключевые элементы символики, то Вайман разработал общий дизайн-код для всего: от баннеров на стадионах и уличной рекламы до предметов одежды и почтовых марок. Узнаваемый логотип, эффектные цвета и легендарный шрифт – результаты работы американца были повсюду.

    Благодаря Вайману была переосмыслена и функция пиктограмм. Теперь они не только помогали в навигации, но и стали важным элементом декора. На них не всегда изображали атлетов – даже наоборот: баскетбол символизировало кольцо с мячом, гребной спорт – весла, фехтование – рапиры и т. д. Изначально за каждой дисциплиной закрепили определенный цвет, чтобы символы лучше читались. Но это создало путаницу: похожие оттенки было сложно различить.

    Подход Ваймана подхватил Отл Айхер, работавший над фирменным стилем Игр-1972 в Мюнхене. Еще в 1969 г. немец разработал узнаваемый и по сей день логотип авиакомпании Lufthansa и считался одним из самых известных дизайнеров ФРГ. Одной из задач организаторов Олимпиады было изменить образ страны, ведь в последний раз Германия принимала Игры в 1936 г., когда флаг с пятью кольцами соседствовал со свастикой.

    Перед Играми в Мюнхене Айхер вместе со своим помощником, художником-карикатуристом Герхардом Йокшем, консультировался с японскими дизайнерами, разработавшими пиктограммы для Токио. Но в 1972 г. значки стали еще более лаконичными – например, пропала цветовая идентификация. Зато появились силуэты спортсменов. Сотни часов ушли на то, чтобы в небольшом квадрате буквально несколькими линиями объяснить, какому виду спорта посвящена пиктограмма.

    /Getty

    Древние греки и аборигены

    Результат работы немецких художников оказался настолько хорош, что следующие 20 лет олимпийские пиктограммы практически не менялись. Но перед Играми-1992 в Барселоне были представлены совершенно новые символы. Их разработал художник Хосеп Мария Триас. Он отказался от прежних геометрических принципов: спортсменам добавили схематичности, иногда без оглядки на анатомию. Хватало лишь нескольких линий, чтобы изобразить лучника, шпажиста или футболиста. Наверное, самый простой символ был посвящен водному поло: волна, дуга-руки и две точки, обозначающие голову и мяч.

    В Атланте-1996 дизайн стал более реалистичным. Черные атлетичные силуэты напоминали сюжеты древнегреческой керамики, особенно на оранжевом фоне. Образы все еще оставались схематичными, но местами были хорошо проработаны – вплоть до пальцев на руках. Согласно задумке авторов это было возвращение к истокам, ведь в 1996 г. исполнилось ровно 100 лет первым современным Олимпийским играм.

    Организаторы соревнований в Сиднее-2000 освежили дизайн местным колоритом. На всех пиктограммах фигурировал бумеранг. Древнее оружие австралийских аборигенов проглядывалось в изображении ног спортсменов, что, с одной стороны, выглядело немного комично, а с другой – добавляло фигурам динамики.

    В дизайне пиктограмм для Афин-2004 вновь эксплуатировались образы Древней Греции. Красно-оранжевый фон – как на античных вазах, а внешний вид спортсменов отсылал к кикладским статуэткам – наследию цивилизации, которая проживала на островах Эгейского моря в третьем тысячелетии до нашей эры. На Играх-2008 в Пекине символы вновь напоминали о древних произведениях искусства (на этот раз китайского), а также использовали элементы восточной каллиграфии.

    Моду на старину прервали Игры в Лондоне. К 2012 г. подготовили два вида пиктограмм – классическую силуэтную версия и динамичную контурную. На вторую дизайнеров вдохновила схема лондонского метрополитена с ее запутанными и изогнутыми разноцветными линиями.