Олимпиада-2020 – выставка достижений японской робототехники. Механические помощники там повсюду

    Еще никогда искусственный интеллект так не увлекался спортом
    Dan Mullan / Getty

    Однотипные операции

    Одна из неочевидных для телезрителя особенностей Токио-2020 – роботы-помощники, во множестве задействованные на Играх. Изначальным планам активно использовать искусственный интеллект на Олимпиаде не помешал ни ее перенос на год вперед, ни почти полный отказ от болельщиков на трибунах.

    Япония хотела воспользоваться вниманием всего мира, чтобы похвастаться достижениями робототехники – и успешно делает это.

    Исходя из специфических условий проведения Олимпиады, всех роботов, используемых в Токио, можно разделить на два блока: запланированные изначально (активная фаза проекта Tokyo 2020 Robot Project стартовала за несколько лет до события, а в марте 2019 г. были представлены основные типы олимпийских роботов) и добавленные в обстоятельствах, когда на первый план вышла чистота и дезинфекция.

    Не случайно даже у маскотов Олимпиады сразу появились физические воплощения в виде роботов: они установлены при входах на олимпийские объекты, где нужно проверить личность, указать дорогу или просто поприветствовать. Роботы управляются оператором, но оснащены камерами с распознаванием лиц, а также умеют совершать ключевые человеческие движения: протягивать руку, кивать и моргать. Это модель T-HR3, которая была в разработке с 2017 г.

    Роботы такого типа часто используются для однотипных сервисных операций в кинотеатрах, гостиницах, торговых центрах, музеях и других местах массового скопления людей, уточняет в разговоре с «Ведомости. Спортом» сооснователь и директор по развитию российской компании Promobot Олег Кивокурцев.

    «Такие роботы выполняют задачи хостес, консультантов, гидов, продавцов, отельеров и т. д. Только у нашей компании есть более десятка разновидностей, наши роботы работают даже охранниками в структурах МВД разных стран», – добавляет Кивокурцев.

    Витрина разработок

    В условиях пандемии оказались особенно важны роботы, обеспечивающие эффект присутствия: устройством со встроенной камерой можно дистанционно управлять, чтобы перемещаться по объекту и видеть происходящее с разных ракурсов. Таким образом собирались вовлечь в олимпийскую жизнь маломобильное население, но в период пандемии сервис стал востребованным для всех в равной степени. При этом не пригодились роботы, которые были рассчитаны на доставку еды и напитков к зрительским местам, и роботы-гиды, указывающие путь к обозначенному в билете месту.

    Из-за новой волны пандемии пришлось расширить линейку роботов, которые помогают снизить риски распространения коронавируса. Например, оргкомитет сократил в пользу роботов количество работников в сфере клининга и доставки, а также задействовал больше продвинутой техники для обеззараживания помещений.

    Разработкой роботов для Олимпиады занималась корпорация Toyota. В массовом сознании она четко ассоциируется с автомобилями, но на самом деле у компании более широкий спектр интересов и производств.

    «Игры-2020 для нас – уникальная возможность продемонстрировать достижения японской робототехники, – говорил на презентации Tokyo 2020 Robot Project глава проекта Хирохиса Хирукава. – Мы ведь говорим не просто об использовании роботов в конкретных обстоятельствах, в первую очередь наша цель – показать возможности для применения такой техники в обычной жизни, чтобы помочь людям. Роботы Токио-2020 нужны не только для проведения спортивного события, мы хотим таким образом познакомить с ними людей и активировать более массовое использование».

    Один из самых заметных для телезрителей примеров роботизации рутинных процессов – перемещение спортивных снарядов на легкоатлетическом стадионе. Диск, копье, молот или ядро возвращают с места приземления к стартовой точке с помощью специальной машинки – она напоминает беспилотники, которые продвинутые службы доставки пробуют в роли курьеров. Раньше для таких целей на аренах использовали машинку на пульте управления, теперь человек не задействован: робот сам строит кратчайший маршрут до точки, откуда бы ни стартовал.

    /Getty

    Роботы или рабочая сила

    Индустрию робототехники в Японии оценивают в $9,95 млрд – такие данные приводили в оргкомитете Токио-2020. Кандидат технических наук, декан факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО и прогрессор робономики Александр Капитонов подчеркивает, что Япония наряду с Китаем и США входит в число мировых лидеров по автоматизации.

    «Основные сферы, где по всему миру внедряются роботы, – это автомобильная промышленность, электротехника и металлургия. В России первые два направления развиты слабо, а металлургическая промышленность пока берет не автоматизацией, повышает эффективность за счет традиционной рабочей силы», – объясняет Капитонов «Ведомости. Спорту». Он считает, что российской индустрии не хватает стимулов для внедрения роботов.

    В России активнее других автоматизируется сфера грузоперевозок, полагает Капитонов. Беспилотные такси, эксперименты с беспилотной доставкой и другие проекты говорят о том, что робототехнологии интересны крупным компаниям для решения своих задач. В этом направлении работают «Яндекс», «Камаз», группа ГАЗ и др. В то же время собеседник «Ведомости. Спорта» обращает внимание, что ключевым становится вопрос законодательного регулирования беспилотного транспорта. На его взгляд, в благоприятных юридических обстоятельствах заметные сдвиги могут быть очевидны в течение 4–5 лет.

    Массовое использование роботов может трансформировать привычную действительность, утверждает Капитонов. И приводит в пример обновление подходов к дизайну квартир в связи с широким распространением роботов-пылесосов. «В современных интерьерах стало гораздо меньше полностью закрытой мебели, все делают на ножках, чтобы устранить места скопления пыли, а робот-пылесос мог проехать везде», – поясняет Капитонов.

    Кивокурцев уточняет, что восприятие роботизации напрямую зависит от масштабов распространения устройств. Он отмечает, что телевизоры перестали удивлять, когда появились в каждом пятом доме, а роботы-пылесосы стали привычными, появившись в каждом десятом. Кивокурцев предполагает: когда каждый пятый спортивный объект будет оснащен роботами, это станет обыденностью – на его взгляд, этот процесс займет 5–7 лет.

    Компания Promobot уже реализовала несколько проектов в спорте. Первым был робот-помощник в тренерском штабе пермского баскетбольного клуба «Парма» – он отвечал за сбор и переработку статистики.

    «Стоит признать, что основной задачей того проекта было все же привлечение внимания и развлечение гостей матча – с этим робот справился отлично, – оценивает Кивокурцев. – Еще наш робот работал на матчах команды НХЛ «Нью-Джерси Девилс»: там помимо развлечений он помогал гостям найти нужный сектор стадиона и сообщал о деталях матча. Технологией уже заинтересовались представители ФК «Спартак» – думаю, в ближайшем будущем есть шансы увидеть полноценного робота-консультанта и в российском футболе».

    Другие материалы в сюжете