Как доска на колесах стала олимпийской дисциплиной

    В новом виде спорта побеждают несовершеннолетние
    Zuma / TASS

    Скейтбординг не слишком напрашивался в олимпийскую программу. Но его дебют в Токио-2020 стоит признать удачным: МОК получил юных чемпионов и молодую аудиторию зрителей, а скейтбординг – новые перспективы развития

    В начале 2020-х скейтбординг переживает новый виток популярности. По оценкам экспертов, к 2025 г. только в США годовой оборот рынка скейтбординга может превысить $2,4 млрд. Среди главных причин роста показателей – пандемия, которая заставила людей соскучиться по активному образу жизни, продвижение скейтбординга в TikTok (в приложении 12 млрд видео с хэштегом #skateboarding) и олимпийский дебют вида спорта в Токио-2020.

    Изобретение колеса

    Прототип скейта в середине 1950-х придумали калифорнийские серферы, прикрутив к своим доскам колесики – так было удобнее добираться до побережья. Первый профессиональный скейтборд в 1962 г. сделал Ларри Стивенсон, основатель компании Makaha. Именно она дала старт популярности скейтбординга, организовав в 1965 г. первый чемпионат США – соревнования транслировали по телеканалу ABC, а скейт попал на обложку популярного журнала. Правда, до современных моделей было еще далеко: железные колеса и узкая дека не позволяли совершать трюки, на досках просто катались и устраивали слаломные гонки. Революцию в 1972 г. устроила компания Cadillac Wheels, которая приделала к скейтам полиуретановые колеса. Тогда стали появляться скейт-парки и соревнования, а чуть позже скейтбординг вышел на улицы города с его лестницами, перилами, памятниками и лавочками. Поэтому на Играх-2020 скейтбордингу выделили два комплекта наград – в дисциплинах «парк» и «стрит».

    Золотая эра скейтбординга пришлась на конец тысячелетия, когда скейтеры атаковали массовую культуру: видеоклипы певицы Аврил Лавин, эпизоды «Симпсонов», шоу «Чудаки» на MTV, компьютерная игра Tony Hawk’s Pro Skater. Благодаря распространенности (в 2002 г. на скейтах каталось 18,5 млн человек во всем мире) и медийности скейтбординг привлек внимание крупных брендов.

    Но поначалу обособленный мир скейтбординга крайне настороженно принимал глобальные компании. Nike и Adidas было сложно попасть на рынок специальной обуви, где царили скейтерские бренды (DC, Emerica, eS Footwear). И все же Nike удалось освоиться в этой нише: компания создала подразделение экшн-видов спорта и переманила к себе звездного райдера Пола Родригеса. К 2011 г. годовой доход Action Sports Nike составлял $390 млн, в 2015 г. уже $736 млн.

    Альтернативная олимпиада

    Важным этапом в развитии скейтбординга как профессионального спорта стал запуск медиакомпанией ESPN Всемирных экстремальных игр (X Games). С 1995 г. эти соревнования ежегодно собирают лучших экстремалов (в том числе и скейтеров) планеты. Выступить там – мечта любого фаната скейтбординга. «На X Games можно попасть только по приглашению организаторов, – объясняет «Ведомости. Спорту» Ксения Маричева, член сборной России по скейтбордингу и команды Red Bull. – Чтобы его получить, нужно быть интересным, узнаваемым райдером. Те же спортсмены могут выступать и на Олимпиаде. Но Олимпиада – это перспектива, статус, популярность. А X Games – для души и для тех, кто разбирается». 

    В 1990-х X Games привлекали «ребят с улиц» призовыми (в 1995 г. разыграли $400 000), трансляцией по ТВ (первые Игры посмотрело 65,5 млн домовладений в США) и аншлагом на трибунах (рекордные 275 000 случились в 1999 г.). «X Games стали таким же обычным явлением, как и НБА. Это был другой взгляд на катание. У скейтбординга начала расти фан-база», – резюмировал в одном из интервью Тони Хоук, один из победителей первых X Games.

    Игровое преимущество

    Именно Хоук стал первой глобальной звездой скейтбординга. Во многом благодаря видеоигре Tony Hawk’s Pro Skater. «Это сейчас в интернете огромное количество скейтерского видео, но в начале нулевых YouTube еще не придумали, – комментирует Маричева. – А в игре, как рассказывали мне друзья, бонусом за пройденный уровень могли быть стрит-видео, обучалки трюкам или что-то еще. И, конечно, это был разрыв башки». Запуская проект в 1999 г., компания Activision предлагала Хоуку выкупить его долю прав за $500 000, но райдер отказался – и не прогадал. Первую версию игры в 1999–2000 гг. купили 1,3 млн раз, а в 2020 г. вышла 21-я серия. Лицензионная сделка Хоука и Activision завершилась в 2015 г., общая сумма продаж к тому времени составила $1,4 млрд.

    Войдя в массовую культуру, скейтбординг стал привлекать внимание не только профильных брендов (производителей досок, одежды и обуви), но и компаний потребительского сектора. Особую активность проявляют производители энергетических напитков. С 2011 по 2014 г. главным спонсором X Games была компания Red Bull, затем ее сменил бренд Monster Energy – и к 2020 г. увеличил чистую прибыль на 400%. Еще одна компания того же сегмента, Mountain Dew, с 2005 г. проводит собственные соревнования – в мае 2021 г. они стали финальным отборочным этапом на Олимпийские игры.

    При этом глобальных событий в скейтбординге не так много. Кроме X Games, которые до пандемии проводили по 3–4 мероприятия в год в разных точках планеты, есть еще чемпионат мира. В стрит-дисциплине существует престижная серия Street League Skateboarding, где победитель финала может заработать $150 000.

    Молодежное направление

    Скейтбординг мог дебютировать на Олимпиаде еще в Рио-2016 – в Бразилии скейт очень популярен. Но скейтерское сообщество отнеслось к олимпийским перспективам неоднозначно. Противники создавали онлайн-петиции в адрес главы МОК Томаса Баха, утверждая, что скейтбординг – это творческая активность, которую нельзя загонять в стандарты олимпийского движения. «Даже среди моих друзей есть те, кто абсолютно «за», и те, кто категорически «против», – говорит Маричева. – Лично мне кажется, что это круто. Олимпиада не заменяет ни одну из существующих сфер скейтборда, но привлекает в индустрию дополнительные средства – от государства, от спонсоров. И направление может развиваться». Так посчитали и боссы скейтбординга. Ради олимпийских амбиций пришлось консолидировать управление – вместо нескольких организаций появилась большая федерация World Skate, объединившая ролики, самокаты и скейт.

    В скейтбординге было заинтересовано и само олимпийское движение. Летом 2016 г., комментируя решение очередной сессии МОК, Бах заявил: «Мы хотим дать спорт молодежи. У молодых людей столько возможностей, и мы не можем дальше ожидать, что они придут к нам сами. Мы должны пойти к ним». Появление скейтбординга в программе Игр – взаимовыгодная сделка для МОК и вида спорта, считает директор по стратегическим коммуникациям ESforce Ярослав Мешалкин. «Для Олимпиады очень важна новая, молодая аудитория, – говорит он. – С точки зрения медиа МОК точно получит больше от этого союза, зато Олимпиада добавит скейтбордингу престижа, что должно привлечь более консервативные бренды. Думаю, с киберспортом возможна та же история, но не в ближайшие годы».

    Юные звезды

    На первой для скейтбординга Олимпиаде были представлены две дисциплины: парк и улица. Соревнования проходили в Ariake Urban Sports Park на специально построенных временных площадках. Автор проекта – компания California Skateparks, которая уже 20 лет конструирует скейт-парки по всему миру. Дизайнер объекта Джейсон Стейзел обещал «шоу, которого мир еще не видел». Маричева соглашается – скейт-парк действительно крутой, смотреть соревнования было очень интересно. «Все пошло максимально не по плану, – добавляет спортсменка. – Олимпиада требует особой психологической устойчивости, которая воспитывается с детства. Поэтому скейтбордистам, которые впервые попали на такие соревнования после 20, было сложно. Видно было, что ребята многое умеют, что они более высокого уровня, чем победители, но они не смогли справиться с эмоциональным давлением и ответственностью». 

    В Играх-2020 приняли участие 80 скейтеров из 25 стран (России в их числе не оказалось). Но медали достались лишь представителям Японии, Бразилии, США, Австралии и Великобритании. Средний возраст райдеров составил 22,5 года, а возрастной диапазон – от 12 до 46 лет. Самой молодой участницей стала японка Кокона Хираки (12 лет и 11 месяцев) – она выиграла серебро в дисциплине «парк». На счету японской команды всего пять медалей (3-1-1) и самая юная чемпионка Олимпиады-2020 – Момидзи Нисия (13 лет и 11 месяцев). Рекорд могла побить другая спортсменка – одна из лидеров в дисциплине «парк» британка Скай Браун (13 лет и 1 месяц). Она тоже родилась в Японии, но в 2019 г. решила выступать за Великобританию, где на нее обещали не давить. В итоге Скай заняла на Играх-2020 лишь третье место. Средний возраст призеров-скейтеров среди девушек составил 14 лет.

    Это во многом обусловлено появлением скейтборда в олимпийской программе, считает Маричева. «В Бразилии, Японии и Китае теперь подходят к скейтбордингу со стопроцентно спортивным пониманием, – объясняет она. – У райдеров жесткий режим, строгие тренировки – такое раньше не практиковалось. За счет упорной работы они в юном возрасте достигают того, чего другие еще не могут. Уверена, что девочки, которые выигрывают сейчас, в 20 будут показывать еще более крутые штуки».

    Разочарованием Игр стало выступление суперпопулярного (4,7 млн подписчиков в Instagram) американского райдера Найджи Хьюстона. В его резюме 18 медалей X Games и четыре золота в итоговых чемпионатах мира. Он рекордсмен по заработанным призовым, обладатель солидного спонсорского портфолио (NikeSB, часы MVMT, пиво Black Plague, солнцезащитные очки Prive Revaux, Monster Energy) и восьмизначного долларового состояния. Но в Токио-2020 он провалил четыре попытки исполнить «лучший трюк» и остался без медалей.

    Планы на будущее

    Скейтбординг пока не получил постоянной олимпийской прописки, но в Париже-2024 скейтеров точно ждут. А учитывая уровень телевизионного интереса – соревнования в Токио-2020 только в США собрали аудиторию в 15,3 млн зрителей, – у скейтбординга есть все шансы закрепиться в программе Игр.

    Интеграция в олимпийское движение уже изменила вид спорта. В России, к примеру, появилась Федерация скейтбординга, которая обеспечивает членам сборной страховку, тренировочные сборы и участие в соревнованиях, а значит – возможность прогрессировать. Да и мировой скейтбординг немного сместил акценты – стало больше стартов и больше возможностей для райдеров попасть на престижные соревнования не по приглашению, а за счет своего уровня катания. А вот расклад по призовым пока не поменялся. «Победитель топ-турнира может заработать максимум 5 млн руб., – говорит Маричева. – Но статус, который дает даже попадание в финал на крупных соревнованиях, стоит дороже денег».