«Если лыжи работают, то у всех». Закулисные герои главных побед России в Пекине-2022

    Полторы тысячи пар лыж, швейная машинка и тренер-энтузиаст из акробатики
    шеф сервис-группы СБР Александр Печерский /Союз биатлонистов России

    Биатлон и лыжные гонки. Сервис-группы Александра Печерского и Виктора Головина: укрощение пекинского снега

    Работа сервис-группы СБР в Чжанцзякоу перед олимпийскими играми /Союз биатлонистов России

    «Наш сервис — просто красавцы» — такое сообщение получил шеф сервис-группы Союза биатлонистов России Александр Печерский от Ульяны Нигматуллиной после смешанной эстафеты, где команда ОКР взяла бронзу.

    Биатлонисты хвалили подготовку лыж и после следующих гонок. Печерский, схвативший ковид накануне Игр, смотрел соревнования по ТВ из Москвы, но работу бригады из семи человек координировал дистанционно, а в Пекине процессом руководил Михаил Колосков.

    К погодным условиям Чжанцзякоу биатлонный сервис подготовился основательно. Предолимпийский этап Кубка мира в сезоне 2020/21 отменили из-за коронавируса, но в декабре 2021 г. группа смазчиков во главе с Печерским и Александром Грушиным из инновационного центра ОКР провела неделю на олимпийской трассе, изучая местный снег («жесткий-жесткий, абразивный, грубый») и тестируя лыжи (возили 120 пар). Поездка обошлась ОКР примерно в 20 000–30 000 евро, но ее результаты пригодились не только биатлонистам, но и лыжникам. «Отчет мы получили и изучили», — рассказал «Ведомости. Спорту» руководитель сервис-группы лыжников Виктор Головин.

    Его команда (всего 12 человек) прибыла в Пекин чартером за пять дней до старта Игр. С собой привезли все необходимое оборудование, смазочные материалы и около 1500 пар лыж. ОКР помог доставить штайншлифт-машину (весом 750 кг), чтобы на месте можно было наносить на скользящую поверхность лыж структуры, подходящие под конкретную погоду и снег.

    Олимпиаду сервис отработал без выходных: как только заканчивалась одна гонка, начиналась подготовка к следующей. Зато и результат получился отменным. И Большунов, и другие спортсмены регулярно отмечали отличную работу инвентаря. «Считаю, мы справились с агрессивностью пекинского снега — нашли вариант смазки, который максимально долго сохранялся на лыжах, — говорит Головин. — Помогла и стабильно холодная погода. Да, было несколько дней, когда менялась влажность и приходилось искать новые составы, но в целом работать было удобнее, чем на Кубке мира. Старты — позже, спортсменов — меньше, поэтому больше времени на тесты, выше концентрация внимания».

    Кстати, внимание сервис-группы достается поровну всем лыжникам сборной. «У нас работает бригада и работает на всех, — объясняет Головин. — У нас нет такого, что Большунову положим один вариант, а Спицову — другой. Мы находим один вариант — лучший. И на нем бегут все. Если лыжи работают, то у всех. Если «залетели», то тоже все».

    Фристайл. Александр Понгильский: энтузиаст сделал сборную мировым лидером

    Александр Понгильский /Федерация фристайла России / Facebook

    Сборная России по лыжной акробатике ехала на Олимпиаду в статусе одного из фаворитов. Обстоятельства помешали собрать больше медалей, чем бронза Ильи Бурова, но тот факт, что во многих видах программы команда конкурентоспособна, — уже большое достижение.

    Лыжная акробатика никогда не была российским видом, но стала благодаря одному тренеру-энтузиасту. Александр Понгильский из Ярославля увлекся дисциплиной от безысходности. Он работал в зальной акробатике, без снега и лыж, но ради сохранения финансирования ему предложили перейти куда-то, где есть олимпийские перспективы.

    В деталях лыжной акробатики Понгильскому пришлось разбираться самостоятельно, строить трамплины — тоже. Помогали такие же увлеченные друзья-коллеги, родители юных спортсменов. Причем на старте Александр не забирал лучших из акробатической секции — приглашал перейти на лыжи середняков.

    Среди них был и Илья Буров — теперь двукратный призер Олимпиад.

    Прыжки на лыжах с трамплина. Василий Томилов и Роман Пашкин: ответственные за костюмы

    Сборная России по прыжкам с трамплина завоевала в Пекине серебро в смешанном командном турнире /Cameron Spencer / Getty Images

    Самая неожиданная медаль сборной России в Пекине — серебро в смешанном турнире у прыгунов с трамплина. После индивидуальных соревнований, где все четверо участников попали в топ-10 (Ирина Аввакумова и Ирма Махиня — на 7-м и 10-м, Евгений Климов и Даниил Садреев — на 5-м и 8-м), появилась надежда, что в командной смешанной дисциплине можно побороться и за более высокие места.

    И все же медаль стала сюрпризом, подтвердил в разговоре с «Ведомости. Спортом» глава Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья Дмитрий Дубровский. Помогла ее выиграть четкая работа с комбинезонами спортсменов. По ходу турнира несколько сборных-фаворитов получили штрафы: некоторые попытки девушек из Японии, Австрии, Германии и Норвегии аннулировали, компенсировать их другими хорошими результатами было невозможно — в зачет шли по восемь прыжков за два раунда, каждый участник совершал два.

    Наказания получали за несоответствующий размер экипировки: в прыжках с трамплина за этим следят, чтобы за счет более объемного комбинезона участники не получали дополнительного преимущества — лишний материал создает эффект паруса, помогает дольше держаться в воздухе. Дубровский рассказывает, что перед Олимпиадой организаторы предупредили о более строгом контроле, чем на этапах Кубка мира.

    «Мы понимали, что нет смысла рисковать и нарываться на наказания, поэтому решили тщательно проверить все перед началом соревнований, — говорит Дубровский. — У нас два человека отвечают именно за костюмы: Василий Томилов в мужской команде, Роман Пашкин — в женской. Мы обращаем особое внимание на эту тему с начала сезона, тогда и у нас возникали подобные проблемы. Когда на Олимпиаде начались штрафы, это не воспринималось как скандал: сотрудник Международной федерации, принимавший решение, получал в руки обезличенные результаты замеров и даже не знал, кого конкретно наказывает».

    Глава федерации предполагает, что другие команды отнеслись к ситуации не так скрупулезно — рискнули, но это сработало против них.

    «Наши специалисты всегда возят с собой швейную машинку, иногда подгонка костюмов идет прямо накануне старта, потому что прыгун может, например, немного похудеть — и его предельные параметры меняются, — продолжает Дубровский. — А, например, у японцев машинки не было — когда последовало первое наказание, их представитель вбежал к нам в кабину с просьбой одолжить машинку, чтобы поработать с комбинезонами других своих участниц».

    В итоге россияне прошли турнир без штрафов, показали достойные прыжки и забрали историческое серебро — медалей в прыжках с трамплина у России не было никогда, единственная советская награда — золото Валерия Белоусова на Олимпиаде-1968.

    Биатлон. Ирина Казакевич: серебро в честь ушедшего отца

    Ирина Казакевич /Сергей Бобылев / ТАСС

    Когда 24-летняя биатлонистка Ирина Казакевич, стоя на подиуме после серебра в женской эстафете, подняла глаза и посмотрела на небо, мало кто придал этому значение.

    А через сутки стало известно, что в день гонки, где Ирина надежно выступила на первом этапе, хоронили ее отца. Владимир Казакевич ушел из жизни в 46 лет, у него был рак.

    Оказалось, что кроме Ирины о смерти ее папы в команде знал только старший тренер Михаил Шашилов, но все же доверил спортсменке важнейший первый этап. О том, насколько трудно было Казакевич, все узнали только на следующий день из интервью ее мамы Ольги: она и рассказала, что Ирина посвятила серебро отцу.

    Позже Казакевич призналась, что на два дня перед гонкой, когда нужно было сконцентрироваться на подготовке, она постаралась убрать все чувства и эмоции — а позволила себе хоть как-то их проявить только после удачной эстафеты.

    Серебро женской команды — лучший результат российского биатлона в Пекине-2022.

    Другие материалы в сюжете