Большая победа Team Spirit поможет всему киберспорту в России. Бренды-партнеры будут смелее, выручка – выше

    Резонанс от сенсационного успеха на The International всколыхнет индустрию в целом.
    Евгений Разумный / Ведомости

    Команда из России впервые выиграла The International – главный в мире турнир по Dota 2 – и забрала рекордные призовые. Резонансная победа должна повысить внимание брендов к российскому киберспорту.

    По $2,5 млн на каждого

    17 октября в Бухаресте российская команда Team Spirit выиграла The International, главный в мире турнир по Dota 2 (популярная онлайнигра в жанре боевой стратегии), одолев в финале одного из фаворитов – китайский клуб PSG.LGD. «Это в хорошем смысле спортивное чудо. Как победа «Лестера» в АПЛ в 2016 г. или чемпионство Греции на Евро-2004», – комментирует «Ведомости. Спорту» результат Роман Дворянкин, генеральный менеджер киберспортивной организации Virtus.pro в 2016-2020 гг.

    The International проводится ежегодно с 2011 г. (до 2016 г. было 16 участников, после стало 18), и команды из России ни разу не побеждали на турнире – максимум топ-6, куда несколько раз забирался российский коллектив Virtus.pro. В 2020 г. The International пришлось отменить из-за пандемии, но это обстоятельство увеличило призовой фонд турнира-2021. В 2019 г. разыгрывали $34 млн, в 2021 г. – $40 млн. Дело в том, что организатор соревнований – американская компания Valve, издатель Dota 2, – напрямую вкладывает в призовой фонд лишь $1,6 млн, остальную сумму добавляют за счет 25% отчислений с продаж пользователям специального «боевого пропуска». Обычно его можно купить в течение нескольких месяцев перед The International, а перенос мероприятия на год вперед увеличил срок продаж (плюс 29 дней в 2021 г.) – соответственно вырос и призовой фонд.

    Team Spirit, как победитель турнира, заработала 45,5% от общей суммы призовых, т. е. $18,2 млн. Около 16% останется в Румынии, где проходил турнир, – это подоходный налог. 10–20% получит клуб, остальное – так принято в киберспорте – достанется игрокам. На турнире в Бухаресте за Team Spirit играли Илья Yatoro Мулярчук, Александр TORONTOTOKYO Хертек, Магомед Collapse Халилов, Мирослав Mira Колпаков и Ярослав Miposhka Найденов. Мулярчук и Колпаков – граждане Украины, остальные россияне. Самому старшему – Найденову – 23 года, моложе всех Мулярчук – ему 18.

    Команда подводников

    Состав, выступавший на The International 2021, Team Spirit представила под своим брендом лишь в декабре 2020 г. До этого парни вполне бодро играли на турнирах как Yellow Submarine. «У Team Spirit такая бизнес-модель, – объясняет Дворянкин. – Они берут готовые составы, которые добились каких-то успехов. Это частная команда, без крупного якорного инвестора вроде МТС у Gambit или VK у Virtus.pro. Из-за ограниченности бюджета у Team Spirit нет денег на дорогие трансферы». Киберспортивная организация Team Spirit существует с 2015 г. и представлена командами в трех дисциплинах: Dota 2, Hearthstone и CS:GO. О владельцах проекта практически ничего не известно. «Знаю, что их несколько и что они начинали бизнес с онлайн-бирж для торговли предметами из Dota и СS, – рассказывает Дворянкин. – Еще несколько лет назад это была суперприбыльная история, потому что биржами пользовались нелегальные казино в США, где можно было делать ставки не деньгами, а игровыми предметами. Но после нескольких судебных разбирательств в Америке, где очень сложное законодательство в сфере азартных игр, Valve стала бороться с подобными сервисами».

    Публичное лицо из менеджмента Team Spirit только CEO Никита Чукалин. С момента запуска проекта он дал лишь одно обстоятельное интервью – весной 2021 г. оно вышло на Cyber.Sports.ru. Чукалин рассказал, что увлекся компьютерными играми в ранней юности, а в 17 лет устроился новостником на портал DotaVideo.ru (сейчас Dota2Net – новости, видео и биржи предметов из популярных игр), где за полтора года дорос до главного редактора. Играя в Dota 2 сам, Чукалин обзавелся кругом знакомых игроков и постепенно переключился на менеджерскую работу. Инвестором его первых составов были владельцы DotaVideo.

    Судя по всему, они и стали основателями Team Spirit. По данным «СПАРК-Интерфакса», Чукалин – генеральный директор ООО «Киберхаб» с годовой выручкой в районе 8 млн руб. (2020 г.). Основными владельцами этой компании значатся Дмитрий Кусков и Святослав Лобанов (у них доли по 40%). Им же пополам принадлежит ООО «Онмун» с выручкой под 278 млн руб. И это уже больше похоже на цифры, которые озвучивал Чукалин, рассказывая про бюджет Team Spirit: больше $2 млн в год. На компанию «Онмун» зарегистрировано несколько доменов, в том числе teamspirit.ru и, например, skinpay.ru (платежная система с использованием игровых предметов).

    Период молчания

    В первые пять лет Team Spirit практически не проявляла медиаактивности за пределами игрового сообщества. 2021-й с лихвой компенсировал прежнюю тишину. В начале года организация представила ребрендинг и партнерство с Nike, в апреле – сотрудничество с Red Bull, летом – с HyperX. При этом основным денежным спонсором Team Spirit остается букмекерская компания «Париматч». Сотрудничество стартовало еще в 2019 г., а в феврале 2021 г. контракт продлили еще на год.

    «На момент начала отношений в составе организации были перспективные киберспортсмены в дисциплине CS, – объясняет «Ведомости. Спорту» Степан Шульга, глава киберспортивного направления Parimatch Tech. – Сейчас они в топ-20 команд мира и продолжают расти. Нам был интересен подход руководства к работе. Team Spirit прежде всего думает об инфраструктуре, управленческом составе и комфорте команды. Они не совершают громких трансферов, подбирают молодых игроков и развивают собственную академию».

    Сумму соглашения стороны не раскрывают, но несколько экспертов рынка оценивают ее в диапазоне $0,5–1 млн. «Текущий контракт Virtus.pro и «Париматч» стоит дороже, чем та же категория у футбольных «Крыльев Советов», – говорит Дворянкин. – Партнерство букмекеров с топ-организациями в российском киберспорте – это уже уровень середняков РПЛ и больше, чем у большинства команд КХЛ». Дворянкин соглашается, что с учетом более скромной фан-базы Team Spirit их спонсорский пакет стоит дешевле, чем у Virtus.pro, но в этом эксперт видит позитив: «У них соотношение цена/качество для потенциальных партнеров просто потрясающее».

    Всплеск медийной активности, вызванный победой на The International, должен помочь Team Spirit сократить разницу между расходами и доходами – по словам Чукалина, в 2020 г. организация впервые на 40% окупила себя. «Team Spirit – вполне эффективный проект, а победа в The International перевела его в категорию элиты, – комментирует Дворянкин. – Как футбольный «Лестер» в 2016 г. Теперь вопрос в том, чтобы закрепиться в новом статусе. У «Лестера» пока более-менее получается. А вот у победителей The International 2016 г. – китайской команды Wings – не вышло. Состав распался через семь-восемь месяцев, многие игроки ушли в никуда».

    Партнерская сеть

    Кроме Team Spirit, в топ-6 главного киберспортивного турнира оказалась еще одна команда из России – Virtus.pro. И эксперты считают такой результат вполне закономерным. «Две команды в топ-6 отражают силу региона», – говорит Дворянкин. Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Ярослав Мешалкин добавляет, что теперь два российских клуба входят еще и в мировой топ-5 по выигранным призовым за всю историю.

    Российская кибериндустрия растет. В 2020 г. PwC более чем в 2 раза подняла свою оценку российского рынка: $28,6 млн против $18 млн в 2019 г. Аудитория киберспорта в России, по данным Nielsen Sports, в 2018 г. составляла 10,2 млн человек старше 13 лет, в 2019 г. – 12,1 млн, в 2020 г. – уже 15,4 млн.

    Победа Team Spirit на The International вряд ли изменит отношение российской публики к киберспорту, считает Мешалкин. «Оно уже скорее нейтральное и будет меняться только к лучшему, – объясняет он. – Но происходит это не внезапно, а через планомерную работу с имиджем соревновательных видеоигр». Но столь резонансное достижение, на которое отреагировали даже поздравлением из Кремля, должно помочь российскому киберспорту в работе со спонсорами, говорит Мешалкин. «Думаю, это станет заметным сигналом для тех брендов, которые либо сомневались в необходимости коммуницировать с аудиторией через киберспорт, либо имели ранее неудачный опыт захода на эту территорию», – резюмирует эксперт.