Почти 7 000 евро на оборудование и 30 евро за тренировочный спуск. Как устроен скелетон
Изучаем экономику и логистику олимпийского видаСкелетон – сравнительно молодой вид спорта. Но сборной России есть чем похвастаться. На трех последних Олимпиадах российские спортсмены неизменно добывали медали. Александр Третьяков привез бронзу из Ванкувера и золото из Сочи. Елена Никитина завоевала там же бронзу, а Никита Трегубов стал вице-чемпионом в Пхенчхане. В Пекине тоже есть шансы на медали. «Ведомости. Спорт» поговорил с руководителем федерации бобслея и скелетона Красноярского края Сергеем Смирновым, чтобы узнать, сколько и на что тратят скелетонисты.
Инвентарь и экипировка
Профессиональный скелетон стоит как минимум 5 000 евро. Для членов сборной машины покупает федерация. Сам скелетон приобретается на несколько лет, а вот коньки для него – расходный материал. Цена одного комплекта коньков от 600 евро. За сезон уходит от двух комплектов.
В мире всего несколько производителей скелетонов: Вилли Шнайдер в Германии, в Дайнис Дукурс в Латвии и Кристэн Бромли в Великобритании. Они примерно равны по цене и качеству. Так, олимпийский чемпион Александр Третьяков раньше покупал гонял на скелетоне от Дукурса, а сейчас пользуется санями Вилли Шнайдера.
В экипировке самые дорогие и дефицитные предметы – туфли для разгона и шлемы. Раньше серийным производством обуви для бобслея и скелетона занимался Adidas, но из-за не слишком большого спроса отказался от этого. Стоимость пары обуви – 280 евро, шлем обойдется примерно в 380 евро. Начинающие спортсмены использует шлемы для парашютного спорта. Они дешевле и доступнее, но обеспечивают не самый хороший обзор.
Трассы
В России не так много мест, где можно проводить полноценные тренировки. Прежде всего, это олимпийская санно-бобслейная трасса в Сочи. Члены сборной команды проводят там централизованные сборы, которые оплачиваются федерацией. А вот региональным командам или спортсменам-одиночкам нужно будет заплатить за пользование трассой. На трассе в Сочи один спуск с верхней части мужской эстакады стоит 1000 рублей, с более низких точек – 700 рублей. Спуск на европейских трассах обойдется примерно в 30 евро. Как правило, за тренировочный день спортсмен делает три спуска.
Логистика
Отдельный вопрос, как доставлять оборудование на место тренировок и соревнований. Для поездок внутри России и по Европе у федерации есть специально оборудованные автомобили. За океан — только на самолете. Инвентарь помещается в специальные контейнеры. Скелетон или боб неподвижно закрепляется внутри контейнера так, чтобы не сбить настройки машины. Но в любом случае после перелета их снова проверяют.
Конечно, когда спортсмен и его инвентарь путешествуют раздельно, могут возникать непредвиденные ситуации. В 2000 г. женская сборная России по бобслею отправилась на свой первый чемпионат мира. Договорились с латышами, что те привезут им снаряд на трассу в германский Винтерберг. Но из-за задержек на польской границе боб прибыл только перед стартом. Девушки не смогли провести тренировочные заезды и выступили не очень хорошо.
Скелетонист Александр Мутовин пытался отобраться на Олимпиаду через Интерконтинентальный кубок, этапы которого проходили в Северной Америке. Спортсмен благополучно прибыл на место соревнований, а самолет со скелетоном задержался из-за снегопада в Великобритании. Пришлось арендовать скелетон у местных, срочно подгонять его, но высокое место занять не удалось.
В похожую ситуацию недавно угодил и саночник Семен Павличенко, оставшийся без своих саней на этапе Кубка мира в Китае. В итоге на соревнованиях он занял только седьмое место.
Значение техники
Было время, когда соревноваться с немецкими бобслеистами и саночниками было невозможно из-за их технического превосходства. В последнее время Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) заботится о том, чтобы спортсмены находились в равных условиях.
«Правила ужесточают: должны быть одинаковые коньки, есть регламент по строению скелетона, ввели жесткие ограничения по весу – сейчас вес спортсмена со скелетоном не должен превышать 120 кг, IBSF постоянно работает над уравниванием технических возможностей, – рассказал олимпийский чемпион Александр Третьяков. – Остаются небольшие нюансы: поострее коньки, потупее, нож, которым ты управляешь, – подлиннее, покороче. Каждый подбирает под себя оптимальный вариант. Скелетон – помягче управление, пожестче, чтобы на прямой ровнее ехал. Но это не то, что дает какое-то преимущество. Просто важно найти свои оптимальные характеристики. Так что все зависит от разгона (а здесь сейчас конкуренция очень выросла), от выбранных тобою настроек и собственно от прохождения трассы».