Не могла держать палку в руке, но выиграла бронзу Игр на горнолыжном склоне. История Евгении Сидоровой

    Ее медаль была первой и единственной олимпийской для советских горнолыжников
    Евгения Сидорова стала олимпийским призером в 26 лет /ullstein bild Dtl. / Contributor

    История советского/ российского горнолыжного спорта не знает олимпийских побед. Почти 40 лет главным отечественным достижением в этом виде была бронза Игр-1956: Евгения Сидорова выиграла медаль, несмотря на травму руки и падение на трассе.

    Чужой среди своих

    Парадокс первый. Советские/российские спортсмены часто с ходу улавливали суть незнакомых видов спорта и во многих из них быстро начинали побеждать. И речь не только об игровых дисциплинах вроде хоккея с шайбой, мини-футбола или керлинга, но и о таких экзотических забавах, как скелетон, шорт-трек, могул или слалом на сноубордах. А вот в горнолыжном спорте, где международные соревнования проходят с 1930-х, почти ничего не получается.

    Парадокс второй. В 1980-е новости спорта программы «Время» с декабря по март регулярно показывали горнолыжные этапы Кубка мира – редакторы с удовольствием использовали живую, яркую картинку с заснеженных склонов. В результате вся спортивная страна знала, кто такие Ингемар Стен- марк, Пирмин Цурбригген, Марк Жирарделли и Микаэла Фиджини. Но свои звезды в СССР так и не появились, хотя на тот момент в горнолыжных секциях занималось более 30 000 человек.

    Парадокс третий. В стране, зацикленной на олимпийских успехах и фасующей дисциплины на медалеемкие и неурожайные, горные лыжи, в которых традиционно делят с десяток наградных комплектов Игр, даже в беспрекословную советскую эпоху не получили ни одного «госзаказа на производство» олимпийских медалей. Горнолыжная инфраструктура и экипировка международного стандарта в СССР так и не появились.

    Поначалу, на заре выступлений советской сборной на Олимпиадах, этот дефицит отчасти нивелировался энтузиазмом. Но уровень конкуренции на соревнованиях был так высок, что бронза зимних Игр 1956 г. – первых с участием советской сборной – осталась единственной олимпийской медалью СССР в горнолыжном спорте.

    У российской команды тоже одна медаль, серебряная, – с первой для России Олимпиады-1994. Даже когда в нулевых ОКР возглавлял горнолыжник Леонид Тягачев, а первое лицо государства имело явную склонность к склонам, на результаты это никак не повлияло.

    Большие надежды

    В отличие от других олимпийских зимних дисциплин горные лыжи в СССР были долго лишены масштабной государственной поддержки. Слаломистов не выпускали на соревнования за рубеж, мотивируя запрет тем, что у них нет шансов на успех. А откуда им взяться, если на родине не было трасс, позволяющих повышать мастерство, а на тех, что имелись, отсутствовали подъемники?!

    Лишь в 1954 г., после того как партия и правительство решили отправить сборную команду на Игры-1956 в Кортина-д’Ампеццо, удалось выбить и за счет послевоенных репараций установить два подъемника – в Бакуриани (Грузия) и на Чимбулаке в Алма-Ате. Благодаря модернизированному спуску в Кавказских горах тренировочный сезон стал почти круглогодичным.

    Это сразу принесло плоды. Зимой 1955 г. советские спортсмены отправились на традиционные Холменколленские игры и произвели там настоящий фурор. Сидорова победила в слаломе и стала второй последовательно выиграв одну дистанцию гигантского слалома и две – обычного, Тальянов же на слаломной трассе привез секунду с лишним вице-чемпиону мира немцу Бени Обермюллеру.

    Но затем что-то пошло не так. Предолимпийскую подготовку горнолыжники вели на Эльбрусе, но плохая погода и сильный ветер постоянно вмешивались в распорядок занятий, да и с каверзами высокогорья советский спорт был еще плохо знаком. Наверстать упущенное не удалось ни на Чимбулаке, ни в Европе, куда сборная выдвинулась за месяц до Олимпиады.

    К старту сезона более или менее в форме оказалась только Сидорова, сбор на Эльбрусе пропустившая по болезни. Она замечательно выступила в швейцарском Гриндельвальде, выиграв первую попытку в коронном слаломе, затем в австрийском Кицбюэле финишировала второй. Но за четыре дня до открытия Игр на тренировке Евгения упала и травмировала плечо – до такой степени, что не могла держать палку. Руководители советской делегации, не желая рисковать, не хотели выпускать ее на старт. Но спортсменка все же уговорила дать ей шанс – не туристом же приехала на Олимпиаду!

    Характер Сидоровой сформировало трудное военное детство. Когда началась Великая Отечественная, ей было 10. Отец погиб на фронте, мать в одиночку воспитывала пятерых детей. Все они стали мастерами спорта и выступали за различные сборные СССР. Правда, олимпийскую медаль завоевала только Женя.

    Женский вид

    Варвара Зеленская (в центре) 13 раз в карьере поднималась на подиум этапов Кубка мира /Роман Денисов / Фотохроника ТАСС

    Олимпийские соревнования начались с гигантского слалома у женщин. И тут-то выяснилось, как сильно советские спортсмены отстают от иностранных горнолыжников. Показатели Сидоровой – 40-е место в 34,8 секунды от лидера – еще можно было списать на травму плеча. А вот ее коллега по команде Александра Артеменко выступила катастрофически, несколько раз упав. В итоге последнее место и отставание на две с лишним минуты. Следом примерно так же прокатились мужчины, расположившись в итоговом протоколе в районе 50-х мест. В том числе Тальянов, восхитивший всех перед Олимпиадой.

    Дальше – слалом. Еще неделю назад сборная СССР вписывала его в свои расчеты как медальный вид. Но после первых неудачных стартов вдохновение улетучилось. Мужчины подтвердили безрадостную тенденцию: Тальянов добрался до финиша 24-м, Александр Филатов – 30-м, остальных вовсе дисквалифицировали за неправильное прохождение трассы. Но Сидорова воспользовалась шансом.

    Палку к ее руке привязали, чтобы не выпала. И она помчалась с горы, забыв про боль. В первой попытке – 56,9, третье время, синхронно с итальянкой Джулианой Минуццо, местной любимицей, на церемонии открытия читавшей от имени спортсменов олимпийскую клятву. Впереди оказались лишь Рене Кольяр из Швейцарии и Регина Шепф из Австрии.

    Отставание Сидоровой от австрийки было совсем небольшим. Евгении не хватило чистоты прохождения на отдельных участках. Во второй попытке она это учла и вплоть до последних метров шла в идеальном режиме. Но за шесть ворот до финишной черты упала прямо на травмированную руку. Вскочила, не обращая внимания на боль, рванула вперед – 59,8. Конкурентки должны были ехать следом, а Сидорову, потерявшую сознание, прямо из финишного створа руководитель советского спорта Николай Романов лично увез в больницу.

    Уже там они узнали, что Минуццо не хватило самообладания и она, спотыкаясь, показала время 59,9. Да и Шепф проехала с ошибками – 59,4, словно доказывая, что, не случись падения, Сидорова наверняка была бы второй. Впрочем, и бронзе сборная СССР радовалась как золоту. А швейцарку Кольяр в то утро было не обогнать – 56,7.

    Кто бы тогда мог подумать, что следующую медаль в горных лыжах придется ждать 38 лет. На Олимпиаде-1960 в Скво-Вэлли Сидорова, ставшая после замужества Кабиной, на всех дистанциях финишировала в районе 20-й строчки, а седьмое место в слаломе Сталины Корзухиной годы спустя будет казаться огромным успехом.

    Только в 1994 г. на Играх в норвежском Лиллехаммере Светлана Гладышева стала второй на трассе супергиганта. Тремя годами ранее она завоевала бронзу чемпионата мира в скоростном спуске. В 1990- х, в течение нескольких сезонов, одним из лидеров мирового горнолыжного спорта была Варвара Зеленская – в 1997 г. она заняла третье место в общем зачете Кубка мира в скоростном спуске. Но это был лишь короткий счастливый эпизод в безрадостной истории отечественных горных лыж.