77% россиян равнодушны к футболу, у «Зенита» крупнейший бюджет в РПЛ
«Барселона» завершила сезон 2023/24 с убытком в 91 млн евро«Ведомости. Спорт» – с обзором главных событий прошедшего дня.
ВЦИОМ исследовал интерес к футболу в России
77% россиян не проявляют интереса к футболу в 2024 г., об этом говорят результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2022 г. этот показатель составлял 63%, в 2009 г. – 45%, а в 2005 г. – 43%.
Количество постоянных болельщиков с 2005 г. сократилось почти в пять раз (с 19% до 4%), а периодических – почти в два раза (с 34% до 18%).
Среди тех, кто равнодушен к футболу, больше женщин (84%) по сравнению с мужчинами (68%), молодежи до 24 лет (84%), людей с неполным средним образованием (85%) и тех, кто находится в сложном материальном положении (83%).
В опросе приняли участие 1600 россиян старше 18 лет. Опрос проводился методом телефонного интервью по стратифицированной случайной выборке, данные взвешивались по социально-демографическим параметрам.
Также снизилось количество россиян, которые могут назвать действующего игрока российского футбола, интересного им по профессиональным и личным качествам. В 2009 г. таких было 47%, а в 2024 г. – только 17%. Лишь восемь футболистов набрали более 1% узнаваемости: Артем Дзюба (6%), Игорь Акинфеев (3%), Андрей Аршавин и Александр Головин (по 2%), Лев Яшин, братья Миранчуки и Матвей Сафонов (по 1%). При этом Аршавин завершил карьеру, а Яшин умер в 1990 г.
Российский футбольный союз (РФС) не согласился с данными ВЦИОМ, заявив, что по данным Mediascope, в 2023 г. футболом интересовались 76% россиян, что на 4% больше, чем в 2022 г. Интерес к футболу подтверждают рейтинги трансляций матчей сборной, российской Премьер-лиги и Кубка России. Более 60% респондентов положительно оценивают развитие футбола в стране.
У «Зенита» крупнейший бюджет среди спортивных клубов в России
17 млрд руб. составил бюджет футбольного клуба «Зенит» на сезон 2024/25 – больше всех среди спортивных клубов России, согласно данным «РБК Спорт».
В прошлом сезоне «Зенит» планировал бюджет в размере 15–16 млрд руб., тем не менее он был увеличен из-за дополнительных расходов на клуб и инфраструктуру, включая строительство многофункционального манежа для академии. Также на бюджет повлияло колебание валютных курсов.
До 60% доходов «Зенита» составляют спонсорские, телевизионные, призовые и рекламные деньги от контрактов с такими партнерами, как «Газпром», «Газпром нефть», «Газпромбанк», Winline и другие. Остальные доходы клуб получает от проведения матчей, трансферов, продажи атрибутики и инвестиций в стадион.
По данным «РБ Спорт», новый контракт с букмекером Winline приносит «Зениту» более 1 млрд руб. за сезон. В сентябре 2024 г. соглашение было переподписано. По информации РБК, «Спартак» получает от Winline 1,2 млрд руб. за сезон, в 2023 г. московский клуб являлся ближайшим конкурентом «Зенита» по бюджету – более чем 10 млрд руб.
Кроме того, источники «РБК Спорт» сообщили, что «Зенит» планирует увеличить доходы клуба минимум на 10%, в первую очередь за счет спонсоров, продажи билетов и других коммерческих инструментов, не учитывая рекламные деньги от «Газпрома», «Газпром нефти» и «Газпромбанка».
Клуб также не планирует устанавливать фиксированный бюджет на трансферы. Все дорогостоящие покупки будут обсуждаться советом директоров, и только после этого будет приниматься решение. «Зенит» продолжит искать сильнейших футболистов в России, Европе и Латинской Америке.
«Барселона» отчиталась о финансовых результатах за прошлый сезон
91 млн евро составил убыток «Барселоны» в сезоне 2023/24. Клуб проводит матчи на стадионе «Монжуик», что привело к снижению годовой выручки более чем на 100 млн евро, но клуб компенсировал эти убытки, ускорив реконструкцию «Камп Ноу». При этом «Барселона» достигла рекордных спонсорских доходов, превысивших 210 млн евро. Каталонский клуб также получил более 80 млн евро прибыли от продажи игроков.
Расходы на зарплаты сократились на 170 млн евро по сравнению с сезоном 2022/23, достигнув 500 млн евро, что соответствует рекомендованным Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) показателям – от 55% до 70% доходов клуба.
Дочерняя компания Barca Licensing and Merchandising (BLM), занимающаяся мерчендайзингом, показала рекордный оборот в 110 млн евро, что на 72% больше, чем в 2018 г.
«Барселона» также улучшила финансовые показатели в других видах спорта: баскетбольная команда уменьшила убыток до 10 млн евро, а женская команда получила прибыль в размере 600 000 евро.
В сезоне 2024/25 «Барселона» ожидает увеличения доходов благодаря частичному возвращению на «Камп Ноу» и росту прибыли от ТВ-прав в связи с изменением формата Лиги чемпионов УЕФА. Также прогнозируется дальнейший рост спонсорских доходов и увеличение прибыли от продаж в сфере физической и электронной коммерции. Каталонский клуб ожидает доход в размере 5 млн евро в сезоне 2024/25.
Завершился финальный этап Кубка Санкт-Петербурга от ProYachting
7 гонок прошло в яхтенном порту «Смоленка» в рамках финального этапа Кубка Санкт-Петербурга в классе J/70, организованного компанией ProYachting при поддержке Санкт-Петербургского парусного союза. 27 сентября прошли тренировки, а 28 и 29 состоялись гонки. Во время соревнований в Санкт-Петербурге был сильный ветер, который достигал 15 узлов.
Победу в Кубке Санкт-Петербурга одержал экипаж Sail & Sea под руководством Василия Харабардина. Команда Black Swan, заняла второе место как в этапе, так и в общем зачете сезона. Бронза этапа досталась команде Wind, а бронза общего рейтинга – команде Amigos.
«Финал Кубка Санкт-Петербурга в классе J/70 получился сложным по погодным условиям и напряженным по спортивной борьбе. Наблюдать за гонками было крайне интересно, – сказал генеральный директор ProYachting, Михаил Кондратьев. – Это был первый сезон соревнований, в следующем году мы обязательно продолжим и уверены, что Кубок СПб привлечет еще больше любителей парусного спорта и класса яхт J/70 в Северную столицу».