Australian Open встретил зрителей с распростертыми трибунами. Оказалось, зря

    Несмотря на чрезвычайные меры стоимостью $45 млн, вирус вновь победил
    Российский теннисист Даниил Медведев во время матча второго круга турнира Australian Open против испанца Роберто Карбальес-Баэны
    Российский теннисист Даниил Медведев во время матча второго круга турнира Australian Open против испанца Роберто Карбальес-Баэны /JASON O'BRIEN / EPA / ТАСС

    Начало Открытого чемпионата Австралии по теннису провели со зрителями благодаря тому, что в стране несколько месяцев почти не было коронавируса — благодаря этому турнир смог компенсировать часть финансовых потерь. Однако уже на пятый день турнира организаторам пришлось закрыть трибуны, так как в Мельбурне ввели жесткий карантин.

    Тем не менее Австралия остается страной, уже почти победившей коронавирус — в первую очередь благодаря жестким мерам (новый локдаун — как раз одна из них). А один из самых прогрессивных турниров смог благодаря этому снизить финансовые потери.

    ПРИОТКРЫТЫЕ ГРАНИЦЫ

    Второй год подряд проведение Australian Open было под вопросом. В январе 2020 г. угрожали масштабные лесные пожары, накрывшие смогом окрестности Мельбурна. А в 2021 г. пришлось разрабатывать регламент уникальной жесткости, чтобы организовать турнир при действующих ограничениях от правительства страны.

    Открытый чемпионат Австралии – 2021 начался на три недели позже привычного графика – из-за обязательного двухнедельного карантина, который должны проходить все, кто прилетает в страну. Чтобы снизить расходы и риски, квалификацию Australian Open впервые провели заранее и за пределами страны: мужскую – в Катаре, женскую – в ОАЭ. Теннисистов основной сетки привозили специально организованными чартерными рейсами из разных точек мира, тесты на COVID-19 все сдавали и перед вылетом, и сразу по прилете.

    14 дней все участники (и спортсмены, и персонал) провели в изоляции, при отрицательном тесте можно было выходить из номера только на пять часов: два – чтобы потренироваться на корте, еще два – в тренажерном зале, еще полчаса – посетить ресторан на территории турнира плюс час на перемещение между точками. Причем для тренировок тоже разработали особый формат: первую неделю игроки могли работать только в заранее определенных парах, на второй эти группы расширили до четырех человек – все ради минимизации контактов.

    Сложнее всех пришлось тем, кто оказался на рейсах вместе с COVID-положительными пассажирами: 72 игрока отправились в полную изоляцию на две недели, без права выходить из комнаты – даже при последующих отрицательных тестах. Из более чем тысячи человек, прилетевших в Австралию на турнир (теннисисты, тренеры, а также судьи и другой персонал), положительные тесты сдали 10 – в том числе один игрок.

    Такие жесткие меры и сложный регламент – логичное продолжение крайне строгой политики австралийских властей. Руководство страны согласилось приоткрыть границы по такому необязательному поводу, как теннисный турнир, только с условием максимально исключить риски.

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ

    Уникальные меры обошлись руководству турнира, по разным оценкам, в сумму от $30 млн до $45 млн, в том числе пришлось потратиться на внеплановую организацию других соревнований. Уже по прилете и после карантина в «Мельбурн-парке», где обычно проходит только Australian Open, одновременно провели шесть турниров – обычно они распределены на несколько недель и проходят в других городах страны (Сидней, Аделаида, Перт, Хобарт и т. д.).

    За все это время среди вовлеченных в организацию обнаружен всего один положительный тест – 3 февраля у волонтера в одном из отелей, где живут участники. Отреагировали моментально: отменили следующий игровой день, а около 500 человек, с которыми потенциально он мог контактировать, посадили на изоляцию до получения отрицательных тестов. Через день соревнования возобновили. Тот положительный тест стал первым в штате Виктория, где расположен Мельбурн, за четыре недели.

    Австралия остановила распространение вируса гиперстрогими мерами. Даже несмотря на удачные стартовые данные – материк на краю земли, куда обычно не летают без необходимости, а крупные города находятся относительно далеко друг от друга, – были крайне важны своевременные и жесткие политические решения.

    Страна запретила приезжать из Китая уже через шесть дней после первого случая на своей территории (человек прилетел из Уханя), а от всех, кто не живет в Австралии, закрылась уже через неделю после объявления пандемии. Возвращавшихся отправляли на обязательный карантин в специально выделенных отелях. Большинство штатов внутри материка закрыли и внутренние границы.

    За все время пандемии в Австралии не набралось и 29 000 заболевших коронавирусом при населении около 25 млн человек – это лишь 0,116% жителей, в пересчете на 100 000 человек всего 119 положительных тестов. Для сравнения: в России – 2682 заболевших на 100 000 населения. Вспышки случались в марте и в конце июля – начале августа 2020 г., ситуация нормализовалось уже в сентябре, а за две недели до старта Australian Open количество положительных тестов ни разу не превысило 10 в день, за три предыдущих месяца в стране зафиксировали всего две смерти из-за коронавируса.

    ПРИЗОВЫЕ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ

    Благодаря успешной борьбе с COVID-19 организаторам Australian Open разрешили продавать по 30 000 билетов в день, а в дни финалов – до 25 000. Причем руководитель турнира Крэйг Тайли, месяц обсуждавший условия допуска зрителей, уточнил: если все пойдет хорошо, на второй неделе Открытого чемпионата Австралии лимит могут поднять с 50 до 75% заполняемости.

    Для Australian Open это шанс хотя бы снизить финансовые потери, связанные с пандемией. Перекрыть расходы на организацию карантина невозможно, реализация билетов поможет не так сильно уйти в минус относительно финансового плана. Другие ключевые статьи доходов – медиаправа и спонсорские контракты – удалось сохранить.

    В пользу Tennis Australia, национальной федерации и организатора турнира, в 2020 г. выделили $4,5 млн из фонда JobKeeper, который австралийское правительство срочно создало для поддержки компаний, предоставляющих много рабочих мест. Кроме того, Tennis Australia объявляла, что воспользуется средствами из резервного фонда ($80 млн собрали за счет прибыли от прошлых турниров) и возьмет краткосрочные кредиты.

    Австралийская национальная федерация стабильно приносит деньги: даже финансовый год 2019/20 (закончился 30 июня 2020 г.) завершили с прибылью в $4,4 млн, и это более чем двукратное падение к предыдущему отчетному периоду, когда были в плюсе на $10,7 млн. По данным Nielsen, положительный экономический эффект от Australian Open за 10 турниров с 2011 по 2020 г. можно оценить в $2,71 млрд.

    На нынешнем Открытом чемпионате Австралии пересмотрели распределение призовых в пользу менее богатых: общую сумму $55 млн сохранили (в предыдущие годы поднимали на 10–13%), но проигравшим на ранних стадиях выплатят на 20–25% больше прошлогоднего, а чемпионы заработают на 33% меньше. По словам Крэйга Тайли, лидеры мирового тенниса согласились с такой инициативой, потому что во время пандемии из-за приостановки сезона-2020 игроки среднего уровня и ниже пострадали больше всего, так как не могли зарабатывать на жизнь.