Образование в России становится частью экономической стратегии
Государство настраивает систему приема в вузы в соответствии с запросами рынка трудаС 1 сентября 2026 г. российское образование начнет поэтапный переход к обновленной модели. Этот процесс начался в 2022 г., после того как глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил об отказе от двухуровневой Болонской системы (бакалавриат + магистратура) и переходе к системе, где в основе лежат интересы национальной экономики и самих учащихся. Новая модель высшего образования предусматривает три уровня. Это базовое высшее образование, в более привычных терминах – бакалавриат или специалитет (4–6 лет в зависимости от направления). Специализированное высшее образование, куда войдут магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка (1–3 года). В отдельный уровень выделено профессиональное образование, или аспирантура (1–3 года).
Реформа сопровождается усилением государственного влияния на набор студентов: с 2026/27 учебного года правительство будет регулировать коммерческий прием по 28 направлениям бакалавриата и 12 – специалитета. В этот перечень вошли, в частности, экономика, менеджмент, журналистика, лингвистика и юриспруденция, а также нефтегазовое дело, стоматология, архитектура, таможенное дело и др. Расчеты числа платных мест будут проводиться по методике, которая сейчас проходит общественное обсуждение.
Именно по этим направлениям также вводится дополнительное ограничение: если в приемной кампании 2025 г. средний балл ЕГЭ платных абитуриентов оказался ниже 50, то коммерческий набор на следующий год по соответствующей специальности будет прекращен. По остальным специальностям вузы сохранят право самостоятельно определять объем платного приема. Как пояснил представитель Минобрнауки, изменения позволят гармонизировать подготовку кадров под потребности рынка труда по отдельным специальностям, снизить его перенасыщенность и в целом повысить качество высшего образования.
Образование становится элементом экономической стратегии государства, говорит директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Преобразования в подготовке медиков привлекли наибольшее внимание в этом году. С марта 2026 г. выпускники профильных вузов и колледжей будут проходить отработку под руководством наставника в клиниках, оказывающих помощь в рамках обязательного медицинского страхования. Ее срок будет зависеть от специальности медика. Речь идет о студентах, обучающихся по программам медицинского и фармацевтического образования вне зависимости от бюджетной или коммерческой формы обучения. При этом выпускник самостоятельно выбирает как регион, так и место работы. Получить периодическую аккредитацию специалиста и устроиться в частную клинику врачи смогут только по окончании наставничества. Обязательная отработка пока не коснулась другой дефицитной в России специальности – учителей. При этом с 1 сентября 2026 г. они должны сдавать ЕГЭ по предмету, который поступающий планирует в будущем преподавать в школе.
«Не исключено, что аналогичные подходы будут развиваться и в педагогическом образовании, однако аналитика показывает: речь идет скорее не об абсолютном кадровом дефиците в учительской профессии, а о существующих дисбалансах», – говорит Терентьев. Например, к 2030 г. доля учителей математики и физики старше 60 лет в российских школах дойдет до трети от общего числа педагогов по этим предметам.
К такому выводу пришли в Центре экономики непрерывного образования РАНХиГС. В исследовании отмечается, что с 2017 г. общее количество школьных педагогов практически не увеличивается и составляет около 1 млн человек.
По его словам, приоритетной задачей становится создание внутри системы образования условий, которые позволят удерживать специалистов в профессии и формировать для них долгосрочные профессиональные траектории, а не ограничиваться абстрактными разговорами о нехватке кадров. Достижение технологического лидерства требует нового качества подготовки инженерных кадров. Но это не означает снижения внимания к социальным и гуманитарным дисциплинам, отметил он.
Тренд года – это системная интеграция образования в государственную стратегию развития, где вузы становятся инструментом решения конкретных кадровых и экономических задач, отмечает ректор Мичуринского государственного аграрного университета, эксперт «НФ. Аналитики» Екатерина Иванова. Эксперт Научно-образовательного центра развития образования РАНХиГС Владимир Блинов отмечает, что основная идея происходящих изменений в образовании – максимальное сокращение числа выпускников, которые выходят на рынок труда «в никуда», без понятных карьерных перспектив.
Сегодня эта проблема особенно актуальна, поскольку ожидаемая демографическая яма 2030-х гг. предполагает необходимость повышения производительности труда каждого работника, заключил он.