Вырастить небоскреб из гаража

    Как при создании экономики будущего может помочь «подход снизу»

    В ближайшие дни в Москве состоится форум «Сильные идеи для нового времени», на котором президенту Владимиру Путину представят самые перспективные проекты и начинания. Показательно, что Агентство стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ выявляют на местах основные локомотивы будущего роста: перед этим они посетили с бизнес-миссиями Калининград, Липецк, Казань и Иркутск.

    По сути это подход инвесторов к отбору проектов. Но ключевая цель здесь не столько прибыль, сколько социальные эффекты для рядовых граждан в городской среде, транспорте, образовании и в других сферах.

    При формировании образа будущего – страны, региона или города – важно понимать, что сделать это можно двумя путями: «сверху» и «снизу». 

    Подход сверху – это исследование глобальных трендов, рисков, поиск внешних источников развития. Хороший пример – создание в прибрежных регионах Китая особых экономических зон (ОЭЗ) для привлечения транснациональных корпораций за счет дешевой рабочей силы, льготных условий налогообложения, низких таможенных тарифов. 

    Подход снизу – это анализ ситуации на местах, учет местных возможностей, поиск внутренних факторов роста и проектов с высоким потенциалом. Показательные примеры есть по всему миру.

    Один из них – Grameen Bank, который настолько успешно и с выраженными социальными эффектами выдавал мелкие ссуды на развитие бизнеса женщинам в Бангладеш, что эту практику растиражировали по всему миру. Мухаммад Юнус (лауреат Нобелевской премии мира) разработал эту модель, заметив, что в деревнях местный бизнес задушен высокими ставками ростовщиков.

    Есть и хорошие российские примеры, в том числе в практике разработки стратегических документов в Президентской академии (РАНХиГС). Например, дополнительные меры поддержки малого бизнеса в Тольятти (Самарская область) и в Томской области позволили создать новые для регионов отрасли – инжиниринговые услуги и переработку дикорастущих растений, а подход к легализации бизнесов может быть масштабируем на всю страну.

    В обоих случаях требовалось реализовать уже имеющийся потенциал. В первом случае рабочие с техническими навыками, инженеры создавали новые продукты и услуги в гаражах, а во втором – исторически жители занимались сбором дикоросов (кедровые орехи, ягоды, грибы и т. д.). 

    В целом подход, который мы наблюдаем в работе бизнес-миссий ВЭБ.РФ и АСИ в регионах, напоминает работу венчурных инвесторов, занятых поиском зарождающихся бизнесов с высоким потенциалом роста. Только при такой «стратегировании» важны и те сферы деятельности, которые оказывают сильный эффект на жизнь людей (городская среда, транспорт, образование и т. д.).

    Возможности и точки роста у каждого города и региона разные, но в этом сила и потенциал роста. Например, Калининградская область обладает уникальным географическим положением на Балтике, Иркутская – глобальная точка притяжения туристов благодаря Байкалу и крупный центр промышленности в относительной близости от Китая, а Тульская – исторический оружейный центр рядом с Москвой. При этом подход сверху не всегда позволяет увидеть значимые внутренние точки роста (местных Кулибиных). 

    Подход снизу, в частности отбор перспективных начинаний и идей в ходе стратегических сессий с участием представителей власти, бизнеса и общественников, – важен для всех участников процесса. Управленцы всех уровней понимают проблемы и возможности для развития, предприниматели и инвесторы видят друг друга, узнают о мерах поддержки. Все это ведет к будущим проектам.

    Подход снизу перспективен, так как учитывает основные принципы современной политики:

    – инклюзивность (участие всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса и обычных жителей);

    - взаимосвязанность (кооперация науки, властей, бизнеса и общества);

    – согласованность (координация городских, региональных и федеральных программ с учетом глобальных трендов);

    – публичность (оценка идей и проектов через публичное обсуждение);

    – локальность (учет местной специфики);

    – приоритетность (выбор проектов с высоким потенциалом позитивного влияния на качество жизни людей). 

    В новых условиях нужно правильно переосмыслить город и регион, вписав его в том числе в подходящие федеральные программы. Например, существенные объемы госсредств идут на поддержку малого и среднего бизнеса, на развитие городской среды, но как выбрать наиболее перспективные проекты? Оптимальным будет фокусирование на тех из них, которые соответствуют экономическому, географическому, научно-технологическому потенциалу региона, дополняют его специализацию и перспективны с учетом глобальных и российских тенденций (то есть согласно умной специализации территории). 

    Например, если в регионе хорошие система здравоохранения и органическое сельское хозяйство, логично сфокусировать усилия на развитии медицинского туризма и здорового питания. При условии синергии власти, бизнеса и институтов развития такой региональный кластер сможет повысить конкурентоспособность экономики всей страны.