Россия формирует систему устойчивой навигации к 2030 году
Участники форума в Чебоксарах обозначили приоритеты развития отрасли
В сферах информационных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики и промышленности растет спрос на отечественные навигационные решения. Его драйверами являются ужесточение требований к кибербезопасности и необходимость защищать критически важную гражданскую инфраструктуру. Об этом рассказали участники форума «Навигационная безопасность», посвященного технологической независимости России.
Деловое мероприятие прошло в Чебоксарах при поддержке Минпромторга РФ, фонда «Росконгресс», МГТУ им. Н. Э. Баумана и ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Форум объединил более 600 представителей власти, бизнеса, науки и экспертного сообщества. Центральной темой обсуждений стало развитие российских навигационных технологий, необходимых для стабильной работы транспорта, связи, энергетики и промышленности. Генеральным партнером форума выступила группа компаний «АБС Электро» – производитель электротехнического оборудования для предприятий различных отраслей экономики.
Навигационные системы обеспечивают точное определение координат и синхронизацию времени. От их надежности напрямую зависит безопасность критической инфраструктуры. В связи с этим на форуме особое внимание было уделено вопросам устойчивости навигации.
Устойчивость сквозь помехи
России нужна независимая навигационная система, способная противостоять сбоям, уверены участники встречи. Создать ее – означает разобраться с уязвимостью к помехам, со слабой координацией между игроками рынка, с зависимостью от зарубежных технологий и недостатком квалифицированных специалистов.
Навигационные помехи подталкивают компании к созданию резервных механизмов. Так, «Ростелеком» уже развернул инфраструктуру точного времени, использующую спутниковые сигналы, защищенные серверы и атомные часы. «Синхронизация времени – это не абстракция, а основа цифровой устойчивости», – подчеркнул директор по отраслевым решениям компании Игорь Соловьев.
Похожий подход применяют и в энергетике. «Россети» ведут подготовку к установке помехоустойчивого оборудования на стратегически важных объектах электросетевой инфраструктуры, параллельно оценивая эффективность альтернативных методов синхронизации, сообщил руководитель дирекции специальных проектов ПАО «Россети» Александр Коновалов.
Выработать единые стандарты
В ходе дискуссии на форуме не раз поднимался вопрос о слабом взаимодействии между участниками навигационной отрасли: государственными структурами, коммерческими организациями, исследовательскими институтами и разработчиками технологий.
Опытом работы в воздушном пространстве, в частности, координации между ведомствами поделился заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ, Росавиация) Андрей Потемкин. Он рассказал, что Росавиацией были реализованы типовые организационно-технические мероприятия, чтобы «те, кто излучают помехи, перед тем как это сделать, предупредили органы обслуживания воздушного движения».
«Потому что в районе помех может находиться самолет с большим числом пассажиров на борту. И, как минимум, мы должны убедиться, что он будет в безопасности», – пояснил Потемкин. Он также отметил, что наиболее эффективная навигация – спутниковая. Ее отсутствие может повлечь удлинение маршрута, повышение расходов топлива и другие последствия.
Главный конструктор АО «Глонасс» Михаил Кораблев, анализируя современное состояние навигационных технологий, выделил три категории потребителей. Одни предпочитают придерживаться традиционных решений, другие активно выступают за технологическое обновление, тогда как третьи пока не до конца осознают степень проникновения спутниковых технологий. А ведь речь идет о комплексных решениях, включающих синхронизацию для систем управления и связи, а также точное позиционирование объектов, отметил он.
«И здесь очень важен вопрос каскадности: если отключается какая-то одна часть, например элемент синхронизации, то впоследствии проблема начинает нарастать. И общий ущерб от такого отключения становится просто катастрофическим», – пояснил Кораблев.
Спикер отметил, что бизнес готов предлагать технические решения, но их реализация требует системной государственной поддержки, единых стандартов и согласованных регуляторных подходов.
Российская научная школа обладает необходимыми компетенциями и заделом, включая разработки предшествующих лет, считает конструктор. Однако, по его мнению, остро стоит вопрос адаптации существующих технологических решений для массового коммерческого использования, в том числе имеющих двойное назначение. Для преодоления этого барьера необходима слаженная работа всех участников технологической цепочки, уверен Кораблев.
Участники форума отметили, что развитие отрасли должно двигаться в едином технологическом ритме. Разработчики, производители и заказчики должны быть вовлечены в совместное проектирование архитектуры устойчивости, включая механизмы сертификации, стандартизации и промышленной апробации.
«Мы рассчитываем, что совместно с государством и научным сообществом сможем создать устойчивый рынок современных навигационных решений к 2030 г., – заявила председатель совета директоров «АБС Электро» Ирина Харисова. – Для нас крайне важно, чтобы отечественная помехоустойчивая аппаратура стала доступной для широкого гражданского рынка».
Навигационный суверенитет
Участники форума сошлись во мнении, что период до 2030 г. должен быть посвящен глубокой локализации ключевых решений и формированию институциональной базы – централизованной системы управления навигационными сервисами и отраслевой платформы взаимодействия.
Заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак, выступая на пленарном заседании «Навигационная безопасность как один из базисов развития экономики России в XXI веке», отметил, что развитие собственных навигационных технологий – приоритет для государства. «Суверенная помехоустойчивая и технологически независимая навигационная система – это важнейший и неотъемлемый элемент национальной безопасности и конкурентоспособности страны в условиях современных вызовов», – подчеркнул он.
К 2050 г. ставится задача полного перехода на отечественную экосистему, обеспечивающую независимое определение координат, синхронизацию времени и устойчивую работу цифровых сервисов. Как сообщил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Игорь Комаров, в 2024 г. производство электроники и оптических изделий в ПФО выросло на 29,5 %, тогда как среднероссийский показатель составил 14 %. Итогом форума стал пакет предложений по укреплению технологического суверенитета, совершенствованию нормативной базы и поддержке российских разработчиков.
Кадры для будущего
Отдельное внимание участники мероприятия уделили кадровому обеспечению отрасли. Эксперты отметили дефицит специалистов в областях микроэлектроники, алгоритмов позиционирования и разработки устойчивых цифровых систем. По их мнению, решением могут стать профильные школьные программы и расширение отраслевых треков в среднем и высшем образовании.
Подготовка специалистов требует баланса между решением текущих задач и развитием перспективных направлений, отметил заместитель директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Александр Гапонов. По его мнению, наряду с использованием существующего научного потенциала необходимо готовить специалистов для работы с прорывными технологиями – от квантовой навигации до биосенсорики.