Сергей Шилов: «Интеллектуальные ресурсы у нас есть»

Президент Лиги Цифровой Экономики – о параллельном импорте, отечественных разработках и будущем IT-отрасли
Президент Лиги Цифровой Экономики Сергей Шилов /Пресс-служба компании

Построение технологического суверенитета – глобальная задача, стоящая сегодня перед IT-компаниями и требующая не только времени, но и больших финансовых вливаний. При этом вопрос импортозамещения не теряет своей актуальности с 2014 г., государство активно стимулирует внедрение отечественных разработок. В частности, правительство выделило 37,1 млрд руб. на замещение зарубежного ПО до 2024 г. Для этого созданы индустриальные центры компетенций, где будут разрабатываться российские решения и продукты. В интервью изданию «Ведомости. Инновации и технологии» президент Лиги Цифровой Экономики Сергей Шилов рассказал о перспективах российского рынка и новых задачах IT-отрасли.

– Весной большая часть международных компаний покинула российский рынок. Как происходит адаптация сферы IT?

– Адаптация происходит постепенно и по-разному. Если говорить об IT-услугах, то здесь особых проблем нет, так как большинство специалистов в этом сегменте – россияне. Ряд иностранных компаний ушли с рынка, забрав с собой часть российского персонала, но у нас осталось достаточно специалистов, поэтому в сфере услуг импортозамещение проходит безболезненно.

Что касается поставок и внедрения лицензионного ПО, то значительная часть российского рынка контролировалась иностранными игроками. На текущий момент отечественные заказчики используют системы, оставшиеся после ухода западных вендоров. Отечественным производителям ПО, конечно, предстоит проделать огромную работу, чтобы полноценно заменить иностранные аналоги, но интеллектуальные и организационные ресурсы на это есть, а главное – есть время.

– А какая ситуация с аппаратным обеспечением?

– Сложная. Очень большая проблема сейчас что-то купить за рубежом, а отечественные компании пока не производят весь спектр требуемого оборудования. Есть параллельный импорт, однако он тоже пока не налажен и вряд ли когда-то станет полноценным каналом. Участники рынка пытаются ускоренными темпами расширить производство и – насколько это возможно – использовать параллельный импорт. Без него в ближайшее время прожить будет сложно – полностью обеспечить свое производство в России пока тяжело.

Стоит отметить, что в госсекторе импортозамещение уже произошло. Последние восемь лет органы власти активно работали в этом направлении, создавая проекты на базе российских продуктов и свободного программного обеспечения. У госкомпаний и коммерческого сектора ситуация сложнее – там есть определенные проблемы с ПО. Госкомпании переживают из-за вероятности отключения иностранных продуктов, это подталкивает их к активному импортозамещению. Коммерческие структуры беспокоит, что порой они вынуждены нелегально использовать зарубежное ПО. Например, компании имеют бизнес в других странах или планируют выходить на новые рынки – такая ситуация, естественно, несет в себе определенные риски.

– Насколько удалось заместить зарубежное ПО российским за последние полгода?

– Нельзя сказать, что иностранное программное обеспечение удалось полностью заменить на отечественное в прошедшие месяцы. Российские заказчики сейчас двигаются в этом направлении. За полгода никакого прорыва не произошло, просто все стали активнее реализовывать те планы, которые были намечены задолго до всей этой ситуации.

На отечественные решения стали обращать больше внимания. Есть направления, такие как информационная безопасность, где российские разработки ничем не уступают, а во многом и превосходят зарубежные аналоги. Где-то не все так радужно. В общем, доверие к отечественным решениям, безусловно, растет, однако прорыва пока не случилось. И его не стоит ожидать в ближайшее время, потому что процесс замены иностранного ПО долгий, трудоемкий и дорогой. Это нормально, постепенно все придет.

– Большинство экспертов сходятся во мнении, что основная проблема – это комплектующие, оборудование, железо. Какие еще проблемы вы видите?

– Информационная безопасность. Это самая сложная и при этом самая интересная область. Надо понимать, что существует множество уязвимостей – бороться с хакерскими атаками в ближайшие годы придется с огромным рвением.

– Сколько времени нужно на разработку аналогов различных западных решений?

– Это очень сильно зависит от направления. Например, ERP-систему, которая бы полноценно заменила продукты SAP или Oracle, необходимо готовить несколько лет. Есть сегменты, где все можно сделать значительно быстрее. Если говорить о программном обеспечении, сроки разработки аналогов варьируются от месяца до пяти лет в зависимости от направления. Что касается аппаратного обеспечения, то потребуется лет десять, чтобы сделать полную линейку оборудования.

– Возможен ли технологический суверенитет страны в принципе? И сколько времени нужно, чтобы его достичь?

– Надо понимать, что рынок информационных технологий был сильно привязан к мировым процессам и глобальной финансовой системе, которая позволяла продавать решения фактически в большинстве стран мира. Если какая-то компания выбивалась в лидеры, то ей открывался не просто рынок отдельной страны, а мировой рынок. Теоретически технологический суверенитет возможен, но это очень дорого. Вопрос не во времени, а в средствах и приоритетах, потому что когда у тебя много задач, то приходится что-то выбирать. На мой взгляд, исходя из того, что Россия ведет СВО, сейчас приоритет очевиден – это военно-промышленный комплекс.

– Какие отечественные решения выигрывают у западных игроков, а какие проигрывают?

– Если говорить о программном обеспечении, у российских компаний достаточно много качественных разработок. Для среднего и малого бизнеса есть хорошие ERP-системы, решения в области информационной безопасности, системы документооборота. Да, у нас нет на текущий момент больших ERP-систем, нет серьезных платформ для автоматизации промышленности, но это все будет.

– Какие цифровые решения и продукты сейчас наиболее востребованы у Лиги Цифровой Экономики?

– Основное направление деятельности Лиги Цифровой Экономики – это заказная разработка. За 20 лет работы мы сделали тысячи проектов, и, конечно, наработки есть практически во всех IT-сегментах и отраслях экономики. Собственные продукты у нас тоже есть, они входят в реестр отечественного ПО.

Я бы выделил систему «Алмаз мониторинг». В ее основе лежит самообучающийся искусственный интеллект. Она предназначена для мониторинга качества информации и выявления аномалий в корпоративных хранилищах, потоках данных реального времени, производственных процессах, а также в операционной деятельности.

Также стоит отметить нашу разработку Cloudate. Это цифровая облачная платформа, которая позволяет построить on-premise-инфраструктуру на стороне заказчика, что дает возможность предоставлять облачные сервисы как внутри организации, так и для сторонних потребителей. Cloudate решает целый ряд задач, таких как управление инфраструктурой, организация безопасности, ускорение разработки ПО, уплотнение существующих систем в условиях ограниченных ресурсов.

– Многие российские компании стали чаще заключать партнерства и делают совместные проекты. Наблюдаете ли вы в IT интересные коллаборации?

– В настоящий момент в отрасли формируются различные экосистемы. Как устроен рынок цифровизации? Есть компании, которые оказывают IT-услуги, есть производители ПО, разработчики железа. Чтобы сделать проект, необходимо, чтобы все эти пазлы складывались в одну картину. Например, Лига – та компания, которая одновременно занимается консалтингом, разработкой и внедрением ПО, делает проекты под ключ. В связи с этим у нас есть множество партнерств. Это естественный процесс: ушли иностранные компании, их заменяют российские игроки.

– Отечественный IT-рынок составляет около 2% от общемирового. Какие здесь перспективы роста – можете дать прогноз?

– Все зависит от того, как будет структурирован мировой рынок. Если Россия построит свой технологический суверенитет, что довольно дорого, тогда, конечно, наш рынок станет больше в процентном отношении. Но будет ли в принципе общемировой рынок с учетом текущих обстоятельств – большой вопрос. Надо наблюдать за тем, что происходит. Думаю, сейчас считать процент от мирового рынка достаточно бесполезно. Надо просто ориентироваться на себя.

– Какие тренды вы бы выделили? Что будет пользоваться спросом в ближайшие пять лет?

– Разработка ПО на заказ и консалтинговые услуги. Также будут востребованы информационные платформы для автоматизации промышленности, инженерный софт, оборудование и не только.

Сегодня перед нами стоят уникальные задачи. В России много работы, связанной с тем, чтобы построить свой технологический суверенитет. Это очень интересно, силы у нас для этого есть. Лига Цифровой Экономики к такой работе готова, и мы верим, что по всем направлениям сможем помочь нашим клиентам и сделать так, чтобы они успешно вели свой основной бизнес при поддержке информационных технологий.