Николай Пожидаев: «Квантовые технологии лежат в плоскости наших перспективных интересов»

Президент Sitronics Group Николай Пожидаев о результатах развития и планах компании
Пресс-служба Sitronics Group
Пресс-служба Sitronics Group

По оценкам компании BusinesStat, объем водных пассажирских перевозок в России вырос на 20% за последние два года. При этом отечественный флот стареет, ежегодно в утиль списывают порядка 30‒35 пассажирских cудов, по данным российского регистра. Впрочем, президент Sitronics Group Николай Пожидаев утверждает, что на смену морально и физически устаревающим судам уже приходят новые современные на электрической тяге, способные в том числе передвигаться без экипажа. В интервью «Ведомости. Инновации и технологии» он также рассказал, как космические технологии помогают промышленным предприятиям обеспечивать контроль и безопасность производств и почему поддержка государства так важна для развития электротранспорта.

– Одним из направлений деятельности Sitronics Group является электрификация водных пассажироперевозок. В этом году в столице по Москве-реке запустили регулярные маршруты электросудов. Как вы участвуете в этом проекте?

– Мы не просто участвуем, по Москве-реке ходят наши суда, которые мы производим в дочерней компании Emperium на верфи в Отрадном в Ленинградской области. Перевозки электросудами в Москве – пока наш самый крупный проект в судостроении. Это два маршрута, северный и южный. По маршрутам будет курсировать 21 электросудно. Кроме того, в 2023 г. мы также запустили проекты в Нижнем Новгороде и Красноярске. И там, и там запущено по одному электросудну, которые хорошо себя зарекомендовали по итогам эксплуатации в первую навигацию. В этой связи планируем увеличивать их число в регионах, таких как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пермь и других. Так что сфера электрификации водных пассажироперевозок становится для нас серьезной частью бизнеса с хорошими результатами и с большими ожиданиями.

– Компания приобрела долю в Пермской судоверфи, расширяются возможности площадки в Отрадном. Принимая такие решения, вы наверняка делали прогноз по отрасли. Чего нам ждать в ближайшие 10 лет в сфере судостроения и как его изменят новые технологии?

– Наши прогнозы базируются на том, что на сегодняшний день пассажирский флот в значительной степени устарел.  Наиболее популярное сейчас пассажирское прогулочное судно «Москва» последний раз было произведено и спущено на воду в 1988 г. Этому самому «молодому» пассажирскому судну уже 35 лет, а более 500 в стране были построены полвека назад. Мы понимаем, что обновление флота неизбежно. На этом мы базируем свои прогнозы. И очевидно, что обновляемый пассажирский флот должен включать уже совершенно другие суда, которые эффективнее и экологичнее, чем старые дизельные корабли, и они куда более комфортабельны, с современным дизайном, уютными интерьерами и отделочными материалами. На горизонте двух-трёх лет мы планируем выйти на Пермской судоверфи и в Отрадном на объем выпуска до 40 судов в год.

– Будет ли на них достаточный спрос? Есть расхожее мнение, что пассажирские водные перевозки не окупаются. Раньше по рекам ходили «Заря», «Ракета», «Метеор», а сейчас почти ничего не осталось. Видимо, это невыгодно?

– Есть несколько типов пассажирских водных перевозок. Например, в Москве наши электросуда – это городской транспорт, который курсирует по расписанию вне зависимости от сезонности и того, сколько пассажиров он перевозит. При таких перевозках, действительно, необходима поддержка со стороны государства. В туристической отрасли операционная модель отталкивается в первую очередь от рентабельности перевозок частного оператора. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на перспективы развития водных перевозок.

– Произошедшие с начала 2022 г. изменения коснулись наукоемких отраслей экономики, в том числе цифровых технологий, связанных с судоходством. Как проходит импортозамещение решений в этой сфере?

– Не буду говорить за весь рынок, скажу про Sitronics Group. Наша компания создала российскую систему управления движением судов (CУДС), сертифицировала ее, внесла в реестр отечественного ПО Минцифры. Таким решением должен быть оборудован каждый порт в стране. СУДС является первым необходимым элементом для автоматизации диспетчеризации порта. Основные задачи перевода СУДС портов на отечественное решение ‒ снижение потенциальной уязвимости и повышение безопасности мореплавания.

– Много ли портов уже переведены на вашу систему управления движением судов?

– Первый такой проект – порт в Сочи, планируем и другие. Внедрение нашего решения стало пилотным в рамках индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт».

– Вы являетесь разработчиками технологий автономного или безэкипажного судовождения. Каких результатов в данном направлении вам удалось добиться в 2023 г.?

– Эта технология уже вышла в коммерческую эксплуатацию. Самый большой наш проект на сегодня ‒ оснащение решениями автономного судовождения двух паромов ‒ «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский», которые ходят по маршруту Усть-Луга – Балтийск. Для их управления экипаж требуется уже только для оперативных действий при нештатных ситуациях.

Помимо этого, в 2023 г. мы провели тестирование нашей технологии безэкипажного судовождения для речных перевозок. Они отличаются от морских, так как нужна большая точность гидрографии и навигационных карт. От судна нужна большая маневренность и мгновенная скорость для корректировочных действий. В 2023 г. протестировали автономное судовождение в акватории Невы. Второе тестирование, на буксире, было проведено на реке Томь. Мы получили отличные результаты и в следующем году выведем в опытную эксплуатацию решения для речного автономного судовождения. В первую очередь будем оснащать этой системой суда, которые сами производим.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития электротранспорта в России? Одни эксперты уверены, что без широкой сети зарядных станций эта история не полетит, другие указывают на дороговизну технологии и неподходящий для электротранспорта климат, третьи верят в бум на рынке.

– Про зарядные станции отчасти верное замечание, мы сами начинали с инфраструктуры, делали первые осторожные инвестиции, исходя из того, что электротранспорт будет развиваться без дополнительного финансирования из бюджета. Но пару лет назад в развитие электротранспорта включилось государство, начало поддерживать и развитие этого вида транспорта. В России последние два года запустилось производство электромобилей. Мы сами строили зарядные станции в рамках федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль». А в этом году участвовали в реализации государственных программ «Развитие транспортной системы» и комплексного развития городского электрического общественного транспорта в части строительства инфраструктуры для электробусов в городах страны. Так что отрасль развивается. Что касается нас, то мы присутствуем во всех направлениях электротранспорта со своей экспертизой. В первую очередь в специальном ПО для управления электрозарядными станциями (ЭЗС), поскольку мы в первую очередь ИТ-компания, но главные успехи у нас в секторе строительства зарядной инфраструктуры для заказчиков, в том числе для электробусов. Мы также развиваем свою сеть, в которой уже более 100 станций по стране. Направление разработки специального ПО для управления зарядом быстро растет. Наш софт управляет зарядными парками электробусов, сетью ЭЗС большого количества партнеров,  обеспечивает роуминг сторонних операторов по протоколу OCPI и позволяет нам быть в лидерах по качеству зарядных сессий.

– На рынке электротранспорта у вас много конкурентов?

– Конкуренция с точки зрения производителей самих зарядных станций достаточно большая: на рынке только отечественных игроков не меньше шести. Если же говорить о программном обеспечении, то здесь конкуренция, наверное, даже больше. Поэтому мы берем качеством, которое обеспечивает  команда разработчиков. Как только на отечественном рынке появляется электромобиль, эксперты оперативно обновляют ПО, чтобы эти машины можно было заряжать на наших станциях. И сейчас на дорогах множество электромобилей самых разных производителей, но практически нет ни одной марки, которая бы не работала с нашей зарядкой, с нашим софтом.

– А какие решения для промышленности вы предлагаете?

– Сейчас в рамках множества государственных программ развивается разного рода софт для промышленности. По поручению премьер-министра созданы индустриальные центры компетенций (ИЦК) для разработки отечественных отраслевых цифровых продуктов и решений. Мы состоим в 2 из них и хотим войти еще в несколько, потому что уже близки к созданию промышленного ПО. У нас уже сейчас серьезная экспертиза по софту, будем также готовить решения по «железу». Существует достаточно много отраслей, с которыми мы можем работать, у нас есть и универсальные решения.

Например, используя свои компетенции, мы внедряем у заказчиков в отдаленных районах системы связи на базе Private LTE (сеть, созданная для одной организации – Примеч. ред.) и «вешаем» на нее, в частности, системы точного позиционирования и видеоаналитики.

– То есть эти решения одновременно обеспечивают контроль и повышают безопасность?

– Все верно, контроль производственного процесса и безопасность сотрудников. Такие решения мы уже продаем на рынке. Особенно интересны те, что связаны с космическими системами. Это направление появилось у нас не так давно, но бурно развивается.

– Какая связь между производством на Земле и космосом?

– Вы представляете, как работает интернет вещей? К примеру, датчик телеметрии передает данные, но не по привычной сети, а через спутник. Это позволяет, скажем,  контролировать из Москвы то, что происходит на отдаленном месторождении, где нет возможности обеспечить другой способ связи за разумную стоимость. 

Мы также запустили в коммерческую эксплуатацию систему автоматической идентификации судов. До недавнего времени все судовладельцы, центры мониторинга использовали для этих целей иностранное решение, но оно стало недоступно. И мы предложили отечественное, импортозамещенное. Например, Центр системы мониторинга рыболовства и связи Российской Федерации уже пользуется нашими данными. Сфера применения космических сервисов огромная.

– Расскажите про проект модульных центров обработки данных (МЦОД). Сейчас многие представители бизнеса говорят, что собственную инфраструктуру создавать крайне сложно: проблемы и с инженерным, и с сервисным оборудованием. Уходить в «облака» или арендовать серверные стойки в дата-центрах могут компании не всех отраслей, и цены на такие услуги за последние годы ощутимо выросли. Ваши модульные ЦОДы помогают решить проблему собственного центра обработки данных?

– Да. Модульные ЦОДы имеют две особенности. Во-первых, они не требуют возведения огромных зданий. Во-вторых, их удобно транспортировать. То есть свой ЦОД мы можем собрать в Подмосковье, протестировать его здесь же и отправить, например, в лес на Дальний Восток. Мы выводим на рынок этот продукт, и запрос на него есть.

– У вашей компании много направлений деятельности. Диверсификация не размывает стратегический фокус?

– Широкий охват направлений – это, с одной стороны, хорошо, можно быть экспертами во многих областях, а с другой стороны, фокусировка позволяет добиться более четких, понятных результатов. Именно поэтому мы сейчас пересобираем нашу стратегию, выделяя определенные фокусы: промышленную автоматизацию, логистику, в том числе мультимодальную (когда используется два и более вида транспорта – Примеч. ред.), космические технологии, электросуда и электрозарядную инфраструктуру. В плоскости наших перспективных интересов лежат и квантовые технологии.

– Каковы главные итоги этого года для вашей компании?

– Я считаю, что год для компании был удачным, потому что мы свои собственные продуктовые планы выполнили. Сейчас перед нами стоит новая задача – адаптация компании к новому масштабу. Дело в том, что компания выросла за три года в четыре раза – годовая выручка увеличилась с 10 до практически 40 млрд руб. Мы продолжаем развиваться, привлекаем новых людей с рынка, структурируем команду и компанию по направлениям. И планируем расти и дальше.