Михаил Ермолаев: «Мы стараемся сделать переход на российские решения максимально гладким»

Генеральный директор «Гринатома» о том, как идет импортозамещение в атомной отрасли и почему IT-кадры нужно растить самим
Генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев
Генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев /Алексей Орлов / Ведомости

Флагманом импортозамещения в IT стали госкорпорации. «Росатом» с 2019 г. реализует программу по обеспечению собственной технологической независимости. Глава IT-интегратора «Росатома» – генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев рассказал о том, как удалось перевести компании отрасли на единые корпоративные информационные системы, почему было принято решение продавать IT-услуги на рынок и зачем «Росатому» диджитал-центры в ведущих вузах страны.

– «Гринатом» является IT-интегратором «Росатома». Означает ли это, что компания внедряет абсолютно весь софт во все без исключения компании корпорации? 

– В «Росатоме» все IT можно условно разделить на три уровня. Корпоративный – это более 20 информационных систем, единых для всех предприятий отрасли. Сюда входят системы управления персоналом, ERP (решения для управления ресурсами предприятия. – «Ведомости. Инновации и технологии»), закупок, документооборот и др. Второй уровень – дивизионный. В «Росатоме» более 10 дивизионов – электроэнергетический, машиностроительный, добыча урана, атомный ледокольный флот и т. д. У каждого свои технологические процессы и особенности, им нужен специфический софт, в том числе производственный. Третий уровень – конкретные предприятия (их более 350), которым необходимы решения под локальные задачи. «Гринатом» является единственным IT-интегратором для решений корпоративного уровня в «Росатоме», обеспечивая единую архитектуру, унификацию процессов и методологии во всех компаниях. Для дивизионного и локального уровней могут быть разные поставщики решений и услуг. 

– В «Росатоме» всегда так было – единые корпоративные решения на всю корпорацию?

– Конечно, нет. К примеру, в 2009 г., когда был начат процесс централизации IT-функции, только в Москве и Московском регионе на нескольких предприятиях внедрялись разные системы управления персоналом со своими консультантами и методологией. И, чтобы увидеть картину целиком, приходилось сопоставлять разные массивы данных в разных форматах, а это все равно что сравнивать яблоки с апельсинами. Сейчас один процесс – одна система и одна методология, что в разы повышает управляемость отрасти.

– Есть ли у «Гринатома» собственная разработка?

– Да. Изначально мы больше специализировались на управлении проектами, сопровождении и интеграции систем и баланс в IT был такой: 70% – сторонние вендоры и интеграторы, 30% – собственными силами. С 2019 г. в рамках программы импортозамещения эти показатели отзеркалились – 70% проектов реализуем сами. Это особенно помогло нам в обеспечении устойчивости информационных сервисов и систем в отрасли после ухода западных вендоров. На сегодняшний день более 15 наших решений внесены в реестр отечественного программного обеспечения (ПО).

– Вы оказываете IT-услуги не только компаниям корпорации, но и сторонним игрокам. Кто ваши клиенты? Только ли компании с госучастием или крупный частный бизнес тоже? Какие целевые показатели у вас по выходу на внешний рынок? 

– В 2020 г. была принята стратегия развития «Гринатома» до 2025 г. В соответствии с ней оказание услуг внешним организациям – один из наших приоритетов. На внешний рынок мы вышли с нашими базовыми сервисами, которые мы научились делать и апробировали внутри «Росатома». Это бухгалтерский учет, кадровый учет, внедрение информационных систем и продвижение продуктов собственной разработки. 

Что касается показателей по аутсорсингу, то в рамках нашей стратегии есть простые цифры: 5/25 – обеспечить 5 млрд руб. годовой выручки в 2025 г. 

– Какие из ниш вам кажутся наиболее интересными?

– На мой взгляд, самая перспективная ниша – обеспечение технологической независимости, импортозамещение и продвижение наших собственных решений. Например, платформа программной роботизации «Атом.РИТА» (0+) и сервис для проведения интерактивных онлайн-опросов «Мой голос» успешно прошли испытания сначала в контуре госкорпорации, а сейчас мы их продвигаем на внешнем рынке и у нас есть крупные заказчики. 

– Если мы заговорили про импортозамещение, то как этот процесс проходит в структурах «Росатома»? Какой на сегодняшний день процент иностранных решений в компаниях корпорации?

– Уровень импортозамещения в госкорпорации измеряется по двум показателям. Первый – это доля отечественного софта в общем объеме закупок ПО. Целевой показатель у нас был 80%, по факту сейчас – 85%. Второй показатель – доля использования отечественного ПО. Здесь целевой показатель 77%, фактический – более 80%.

Но по отдельным классам ПО переход пока не завершен.

– Удается обеспечить простой бесшовный процесс перехода? 

– Основная сложность для бесшовного перехода – низкий уровень интеграции импортозамещенного ПО. Простыми словами, не все российские решения между собой дружат. Например, ряд отечественного программного обеспечения несовместим с импортозамещенными операционными системами на базе Linux. Дополнительные усилия приходится прикладывать и для переобучения пользователей. Но другого пути нет, просто переход займет какое-то время, и мы стараемся сделать его максимально гладким. 

– «Гринатом» недавно победил в конкурсе CFO Russia со своим проектом электронного документооборота (ЭДО). Но на рынке подобных решений великое множество, почему отметили ваш ЭДО? 

– Внедрение ЭДО изначально далось непросто, так как система пронизывает все предприятия госкорпорации. Это наша кровеносная система. В ней ежедневно работает несколько десятков тысяч человек, и доведение ее до ума потребовало очень кропотливой работы. 

Когда встал вопрос об импортозамещении системы документооборота, перед нами стоял выбор: разрабатывать новую систему или заменить иностранные компоненты на отечественные, сохранив интерфейс и сценарии взаимодействия с пользователями. Мы пошли по второму пути. По сути, мы сделали «пересадку сердца». Новый ЭДО мы запустили в ноябре 2023 г., и это тот случай, когда переход удалось сделать бесшовным. 

– Год назад «Гринатом» стал одним из победителей премии «Лучший ОЦО». Для вас общий центр обслуживания – это рыночный проект? 

– Для нас это очень важное признание 10-летней истории и практики централизации учетных функций госкорпорации и ее дочерних предприятий. История «Гринатома» началась именно с создания ОЦО по бухгалтерскому и налоговому учету и управлению персоналом. 

Сейчас мы видим потребность внешних компаний в этих услугах и благодаря накопленной в отрасли экспертизе чувствуем в себе силы и ресурсы предлагать их на рынке в качестве аутсорсера. Для этого было создано наше дочернее предприятие – АО «Гринатом Простые решения», которое оказывает услуги по организации ОЦО для внешних клиентов. 

– Что дает подобная централизация клиентам?

– Я бы назвал три преимущества ОЦО. Во-первых, это унификация процессов, т. е. создание единых процедур, методологии, документов и т. д. Во-вторых, это рост производительности и сокращение сроков протекания процессов. В-третьих, цифровизация и, как следствие, повышение эффективности, в том числе снижение стоимости транзакций. 

Поэтому мы предлагаем услуги ОЦО организациям, которые заинтересованы в централизации и обеспечении прозрачности этих функций. Практика показала, что в «Росатоме» эта модель работает эффективно.

– «Гринатом» долгое время был партнером компании 1С, а летом 2023 г. создано совместное предприятие «Гринтех». Логичный вопрос – зачем?

– Это произошло в рамках нашей стратегии по выходу на внешний рынок. Спрос на продукты 1С будет только расти, а у нас накоплен большой опыт – только в «Гринатоме» работает несколько сотен специалистов по 1С. «Гринтех» будет оказывать услуги по внедрению 1С российским компаниям. 

– У «Гринатома» много проектов в сфере образования – компания сотрудничает с университетом «Сириус», открывает кафедры в вузах, организует курсы повышения квалификации и переподготовки. С чем связана такая активность?

– Сегодня с нехваткой квалифицированных IT-кадров столкнулось большинство компаний. Импортозамещение и поддержка существующих решений требуют наращивания собственных компетенций внутри отрасли, поэтому и у нас увеличивается потребность в IT-специалистах. Ежегодный прирост – более тысячи сотрудников. 

В процессе поиска мы сталкиваемся с двумя основными сложностями. С одной стороны, соискатели не обладают нужными нам компетенциями, поэтому мы сотрудничаем с вузами, открываем диджитал-центры и профильные кафедры. Так студенты осваивают специфику IT в атомной отрасли и обучаются работе с нашими программными продуктами. С другой стороны, мы понимаем, что рынок труда дефицитный, поэтому мы переобучаем сотрудников других специальностей на востребованные. 

По сути, мы создали конвейер в хорошем смысле этого слова по подготовке кадров.

– Чем вы привлекаете будущих IT-специалистов?

– Для многих IT-специалистов важен не только размер заработной платы, но и то, на каких проектах они работают и какие задачи решают. У нас люди получают возможность стать сопричастными к решению глобальных страновых задач, поработать на разных проектах и развивать стратегическую атомную отрасль. Для многих это важно.