Владимир Урбанский: «Рынок унифицированных коммуникаций в России растет более чем на 20% в год»

Генеральный директор «МТС Линк» – о переходе бизнеса на отечественное программное обеспечение
Генеральный директор «МТС Линк» Владимир Урбанский
Генеральный директор «МТС Линк» Владимир Урбанский /Пресс-служба «МТС Линк»

После ухода западных сервисов бизнесу пришлось отказаться от привычных систем корпоративных коммуникаций и переходить на российское программное обеспечение (ПО). «Ведомости. Инновации и технологии» поговорили с генеральным директором «МТС Линк» Владимиром Урбанским о том, за счет чего унифицированные решения помогают экономить время, как меняются требования корпоративных заказчиков и какие новые угрозы несет распространение генеративного искусственного интеллекта (ИИ).

– Как вы оцениваете объемы и темпы роста рынка корпоративных коммуникаций? Каковы главные тренды?

– Мировой рынок унифицированных коммуникаций растет на 17–18% в год, российский – более чем на 20%. На первый план выходят экосистемные игроки, которые предлагают клиентам больше, чем просто сервисы для созвонов или отправки сообщений. Для эффективности работы компаниям важно объединять коммуникации и совместную деятельность в одном пространстве. Отсюда – тренд на унифицированные платформы и консолидацию рынка офисного программного обеспечения.

Владимир Урбанский

генеральный директор «МТС Линк»
2006
окончил физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
2010–2017
директор по развитию электронных услуг «Электронный бизнес», затем глава AlfaLab в Альфа-банке.
2019–2021
советник генерального директора «Почты России», директор АО «Почтовые технологии».
2021–2023
директор по цифровым продуктам «Почты России».
2024
генеральный директор «МТС Линк».
Член советов директоров нескольких организаций, в том числе стартапов в области финтеха, электронной коммерции и iPaaS (Integration platform as a service, интеграционная платформа как услуга). Ведет лекции в бизнес-школе «Сколково» по темам цифровой трансформации, внедрения продуктового подхода, инноваций и организационных изменений.

По данным аналитиков DSight, количество сделок слияния и поглощения в сегменте ПО для бизнеса за последние два года выросло втрое. Например, после ухода Miro из России в 2024 г. «Яндекс» приобрел платформу для совместной работы Pruffme. Мы также в 2023 г. приобрели сервис онлайн-досок Jespo (инструмент для совместной работы команд. Самый известный в мире пример таких продуктов – Miro, ушедшая из России. – «Ведомости. Инновации и технологии»). А в ноябре купили 51% российского разработчика решений видеоконференцсвязи Vinteo, чтобы расширить портфель серверных решений для крупного бизнеса и госсектора.

В сегменте сохраняется также тренд на импортозамещение: доля рынка Zoom и Microsoft Teams заметно сократилась. Количество компаний, которые продолжают их использовать по инерции (а среди них есть даже те, кто уже приобрел отечественный софт), продолжит уменьшаться.

– Можете ли вы подвести краткие итоги развития экосистемы «МТС Линк»: число пользователей, выручка, доля рынка, точки роста?

– С 2022 г. компания значительно расширила сферу интересов: от узкой ниши решений для онлайн-обучения мы перешли к разработке универсальной платформы для корпоративных коммуникаций. Сегодня в портфель входят инструменты для всех сценариев гибридных и онлайн-коммуникаций крупного бизнеса.

Консолидированная выручка ООО «Вебинар» и ее дочерних компаний в 2024 г. увеличилась на 65% по сравнению с 2023 г. и составила 1,815 млрд руб. Рост выручки без учета результатов присоединившегося к экосистеме в ноябре 2024 г. ООО «Винтео» составил 36% год к году. Число активных пользователей платформы выросло на 64%, за год прошло более 5 млн встреч и вебинаров. Мы представили новый корпоративный мессенджер и в ответ на рост спроса на более защищенные решения разработали серверные версии всех наших ключевых продуктов. Инвестировали в развитие предложения в части гибридных коммуникаций: сейчас мы оснащаем заказчиков оборудованием и программным обеспечением для видеоконференций под ключ, в том числе благодаря интеграции с российским сервером Vinteo MCU.

«МТС Линк»

Разработчик платформы для бизнес-коммуникаций, обучения и совместной работы. Платформа «МТС Линк» включает в себя решения для онлайн-звонков, вебинаров, крупных виртуальных и гибридных мероприятий, создания курсов, опросов и тестов, а также корпоративный мессенджер и интерактивные онлайн-доски. Сервисы соответствуют всем требованиям российского законодательства и включены в Единый реестр отечественного ПО. За год на платформе проходит более 5 млн онлайн-мероприятий, в которых принимают участие более 35 млн пользователей.
Платформа «МТС Линк» отмечена в отчете аналитической компании J’son & Partners как сервис с самым стабильным соединением на российском рынке. Исследование ИАА TelecomDaily признало «МТС Линк» ВКС-сервисом с самым широким набором функций на основе ИИ.
В 2024 г. «МТС Линк» приобрела 51% компании Vinteo – ведущего разработчика в области серверных ВКС-решений на российском рынке.

– Считается, что использование унифицированных платформ позволяет повышать эффективность рабочих процессов. Можете ли вы привести конкретные примеры?

– Кажется, что переход между сервисами занимает секунды. Однако, согласно исследованию Qatalog и Корнельского университета, переключение с одной вкладки на другую снижает продуктивность – в среднем сотруднику требуется 9,5 минуты, чтобы вернуться к прежнему темпу работы.

Унифицированные сервисы помогают снизить эти потери за счет сквозных коммуникаций. Например, сотрудник общается в мессенджере с коллегой. Они решают уточнить важные моменты голосом и запускают звонок прямо из чата. Во время созвона им нужно визуализировать идеи, для этого они открывают онлайн-доску и работают с ней. Затем ИИ сгенерирует итоги созвона.

Сегодня именно ИИ помогает добиться нового уровня эффективности: он систематизирует поток информации и снимает с пользователей часть рутинных задач. Например, в «МТС Линк» ИИ выполняет функцию «второго пилота». Он предоставляет резюме созвонов и переписок, а также сокращает количество встреч, необходимых к посещению: иногда вместо присутствия можно просмотреть видеохайлайты или резюме.

– Как в целом на сегменте коммуникаций отразилось повсеместное внедрение ИИ? – ИИ не только повышает эффективность онлайн-общения, но и делает его инклюзивнее. По запросу мы подключаем нашим клиентам потоковую ИИ-расшифровку: благодаря субтитрам сотрудники с нарушениями слуха могут участвовать во встречах наравне со слышащими коллегами.

Сегодня ИИ в коммуникационных платформах превращается из приятной дополнительной функции в ключевой запрос многих корпоративных клиентов. Заказчики с повышенными требованиями к безопасности данных не исключение. Поэтому на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в 2025 г. мы представили ИИ-саммаризацию для серверного приложения. До конца года в нем также появится полноценный ИИ-помощник.

– Появились ли из-за возможностей ИИ принципиально новые вызовы в сфере информационной безопасности?

– Появились новые методы социальной инженерии. Мошенники используют дипфейки – изображения, аудио- и видеозаписи – для атак и вымогательства. По данным MTS AI, до конца года с дипфейк-атаками столкнется каждый второй россиянин.

В таких условиях особенно важно разделять цифровое пространство для рабочих и личных коммуникаций – это поможет избежать утечки данных через публичные мессенджеры. Кроме того, компаниям важно повышать осведомленность сотрудников об угрозах. А разработчики сервисов для коммуникаций должны использовать специальные решения для защиты от дипфейков (дипфейк-детекторы). Мы уже тестируем подобную технологию.